Теперь, когда отгремело торжество печального двадцатилетнего юбилея, и все кому не лень - и причастные и непричастные, и высказались и выставились, и даже немного подзаработали, стоит поговорить о том, чем же стала за прошедшее время группа “Кино” для российской сцены, чем могла бы стать и к чему вообще все эти сослагательные наклонения. Забегая вперед, скажу что любые попытки рассуждать о “Кино” априори спекулятивны, особенно, когда таковые разговоры заводят на грани разнообразных годовщин. Поэтому и сам автор этой статьи рискует заплутать в дебрях собственных противоречивых суждений. Помогите же ему не запутаться окончательно.
Прежде всего, вглядимся в портрет ансамбля незадолго до всероссийской славы и обожания. Возьмем, положим, время альбомов “Это не любовь” и “Ночь”. Что видим? Видим юных музыкантов, заряженных актуальной западной музыкой почище чем нынешние актуальные музобозреватели из актуальных ежедвухнедельных журналов. Видим молодых ребят, держащихся и на сцене, и в жизни что лондонские денди - то есть донельзя модных. А это уже не слишком понятный образ для лиц обожающих Русрок. Со слов старого друга Виктора и музыкантов группы, Игоря “Панкера”, процитирую: “Мы слушали музыку, говорили о музыке, встречались ради музыки и делали музыку”, и еще добавлю: “и ни о каком русском роке и речи не шло. Все, что слушали и сочиняли - все и было - Рок”. Именно поэтому сусальный образ рок-героя выпиленный по модели Моррисон-Леннон и запечатленный на могильном памятнике, так мало подходит Цою живому и настоящему. Однако до сведения масс, потребляющих этот образ, растиражированный в качестве современных икон, ладанок и хоругвей на значках, рюкзачках и футболках, никто доводить сей момент пока не собирается - однозначно, пострадает коммерческая составляющая мемориала. Еще более непонятен для персонажей, несущих вахту на Богословском кладбище, был бы музыкальный вкус участников “Кино” (если бы они о нем догадывались или хотя бы хоть раз поинтересовались) - The Cure, The Smiths, Siouxsie & The Banshees и прочие. Внимательное прослушивание Цоем &Co творчества последних подарило нам немало потрясающих песен (здесь можно было бы порассуждать о т.н. плагиате, но тогда придется задеть еще половину Ленрокклуба, так или иначе - искусство принадлежит народу и откуда черпались идеи для совсем иных песен совершенно неважно), а самой группе почетное место в российском музыкальном мире, а еще б немного, уверен, и в зарубежном. Во всяком случае, далеко не один западный музыкант, также как и поколение советских музыкантов 80-х воспитанный на новой волне и пост-панке, отмечает близость ему музыки “Кино” как участника европейской рок-сцены.
Цитата из Википедии для сомневающихся: "Альбом “Группа Крови” сделал группу популярной и на западе, так, крайне положительную рецензию на него написал обозреватель Village Voice Роберт Кристгау (Robert Christgau). Обретя популярность, группа стала получать приглашения из разных социалистических республик и даже из некоторых стран дальнего зарубежья. В рамках движения “Next Stop” состоялись гастроли в Дании, был дан концерт на крупнейшем французском рок-фестивале в Бурже, а также на советско-итальянском фестивале “Back in the USSR” в Мельпиньяно. В 1989 году музыканты поехали в Нью-Йорк, где состоялся премьерный показ фильма “Игла” и был сыгран небольшой концерт. После этого “Кино” уехало в Париж, где происходил процесс сведения альбома “Последний герой”.
Откровенный готический имидж ансамбля - подведенные глаза, черные рубашки и суровый готик-рок-бит подготовили вполне благодатную почву для появления субкультуры, которая с трудом нарисовавшись, наконец, в конце 90-х не смогла этой почвой воспользоваться - в субкультурной среде тогда уже закрепилось прочное табу на “Русский рок”, горстку же продолжателей романтической и прозападной линии “Кино” созыва Перестройки прихлопнула экономическая ситуация вкупе с зарождающимся Форматом.
Однако отрадно, что для двух-трех новых поколений музыкантов “Кино” все-таки не пустой звук. В 90-х, когда слова “рок”, “шевчук”, “кинчев” и “цой” стали едва ли не ругательством в устах “прогрессивной молодежи” по причине маргинализации этого самого российского рока и набившей оскомину социальности оного, признаваться в любви к “Кино” в определенной музыкантской среде было, мягко говоря, не желательно - это в основном был удел и карма сонма подражателей и продолжателей дела Виктора Робертовича из удельных и бывших советских азиатских республик. Этот горький катаклизм мы наблюдаем и по сей день на всевозможных “киносходках” разной степени мелкотравчатости, где радость от нахождения правильного аккорда к вступлению в “Группе крови” равна обретению святого Грааля, а сплоченный хор порядком упитой аудитории компенсирует все модные аранжировки “Кино”. Это обычно дает повод копипастерам всех мастей лепить в новостийных лентах фоторепортажи из горячих точек отмечания годовщин - Дня Рождения и гибели Цоя - Богословского кладбища в Питере и “стены плача” в Москве, придавая комментариям трагический вектор национальной катастрофы - “смотрите, как опять кинофилы нажрались”. То есть, расшифровывая посыл: “рок-музыка равна деградации”.
Так вот, по прошествии лет выяснилось, что динамичный инди-молодняк, обкушавшийся западными гитарными бэндами, благосклонно внемлет таким же модным песням “Кино”, не утратившим за годы ни свежести ни блеска. Вот уж кто должен участвовать в новых трибьютах имени Цоя. Но об этом индустрия, похоже, совсем не желает заботиться - кстати, ни оформление книг, ни сборников, ни, простите, атрибутики “Кино”, не соответствуют музыкальному и текстовому содержанию песен группы - такое впечатление, что все выпускается исключительно для людей с альтернативным художественным вкусом, а положение лишь немного спасают старые самодельные обложки магнитофонной эры и некоторые диски, выпуск которых был взлелеян близкими к группе людьми. В наше славное продвинутое время у “Кино” нет даже качественного интернет-ресурса - фэн-поделки традиционно вселяют хтонический ужас. По большому счету, имя “Кино” отдано на откуп маргиналам всех мастей. Есть даже попытки сымитировать стиль Виктора и подать свои опусы как его неизвестные песни. Конечно же, все это делается из лучших побуждений, но все последние поисковые работы были проведены под проект “КИНОпробы”, и появление “новых” песен спустя несколько лет после титанических усилий Марьяны Цой вызывает определенный скепсис. Однако, все же все это говорит лишь о востребованности группы и ее творений.
Вопросов, каким бы был Виктор Цой в настоящем мире, конечно, рождается прилично. Правоверные рокеры еще раньше прохлопали тот момент, что сам Виктор называл в последнее время творчество “Кино” поп-музыкой и вообще хотел создать бойз-бэнд под руководством “старшей” группы - страшная крамола для истинных детей Перестройки и последующих пламенных пары лет стадионного шествования Великого Русского Рока по российским просторам. Для простых парней с гитарами - в начале своем писавших простые и честные песни - не за деньги, но за горение - “жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно”, эти стадионы вроде как не принесли особых дивидендов, поместий в южных странах и парка автомобилей под окнами. Были бы миллионы у музыкантов “Кино”? Стали бы они “голосовать сердцем”? Поехали бы на Селигер? Никто из наши родных и близких рок-звезд не смог пока переплюнуть грандиозный концерт “Кино” в Лужниках - семьдесят тысяч не шутка. И гибель Виктора после взятия этого музыкального Эвереста, выглядит странно и необоснованно дико. По этому поводу можно было бы развернуть не одну конспирологическую теорию, но историю это не изменит. Все прошедшее без “Кино” время (Хотя как это, без “Кино”? Включаешь радио и там Цой - не сразу, так через 5-10 минут), все эти пересмотры и ревизии творческого наследия Цоя можно оправдать лишь одним - нам всем не хватает продолжения.
Кино - легендарные ленинградские рокеры "новой волны"
Подробности из жизни:
Состав
Виктор Цой - вокал
Юрий Каспарян - Гитара
Игорь Тихомиров - бас-гитара
Георгий Гурьянов - ударные
Власть при Брежневе рокеров и околорокеров вроде как не одобряла, но в 1981 году решила создать Ленинградский рок-клуб, чтобы все опасные элементы были в одном месте и на виду. Вскоре у влиятельных представителей ЛРК получают одобрение будущие легенды русского рока - "Кино".
Днем Рождения коллектива принято считать 1982 год. Устав от крымского безделья Виктор Цой и его друзья создают группу "Гарин и Гиперболоиды", которую вскоре переименовывают в "Кино". Под чутким руководством Бориса Гребенщикова и при участии всех музыкантов "Аквариума", летом того же года ансамбль Цоя записывает свой первый альбом. Называют его "45" - по общей продолжительности 13 песен в минутах. Запись медленно но верно распространяется по СССР. Совковые слушатели ставят "Кино" свой приговор - жизненно. Группе быть. Квартирники и гастроли сыпятся как из мешка. Кадровые перестановки не проходят…
1944 – Родился Джон Денсмор, барабанщик The Doors. Единственный из живых участников "Дверей", кто не разрешает использование песен группы в рекламе и запрещает ее реинкарнацию под старым именем »»
1951 – Родился Жако Пасториус - джазовый басист, участник группы Weather Report. Лучшие бас-гитаристы мира называют его своим учителем »»
1956 – В Крестоне, штат Айова родилась Джулия Круз - певица, нежный голос которой озвучил культовый сериал "Твин Пикс" »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
John BUNCH (1921)
Dick JOHNSON (1925)
Lou RAWLS (1935)
John DENSMORE (1944)
Bette MIDLER (1945)
Jaco PASTORIUS (1951)
Boyd RICE (1956)
Гарик СУКАЧЕВ (1959)
Steve JANSEN (1959)
Гавриил СЕТКИН (1969)