КОНЦЕРТ  Выше осени: выбор Звуков

Обозреватели Звуков выбирают лучшие концерты осени 2010 года. Концерты всех жанров и на все вкусы - куда отправимся?

Обозреватели Звуков выбирают лучшие концерты осени 2010 года. В наших осенних навигаторах уже представлены:
Электроника, пост-рок, дабстеп
Рок и металл
Поп-музыка.
Конечно, хочется успеть увидеть и услышать как можно больше, но мы собрались всей редакцией и выбрали для вас самые интересные шоу сезона.

Выбор Павла Суркова:

Leonard Cohen - Государственный Кремлевский Дворец, 7 октября

Что-то подсказывает мне, что концерт Коэна может оказаться не просто главным концертом осени, а главным концертом года. Достаточно просто посмотреть недавний DVD этого мудрого старца под названием “Live In London”. Не нужно никаких особых спецэффектов, никаких помпезных сценических конструкций – есть только песни и человек, их поющий. Концерт Коэна – это ни в коем разе не шоу, это именно концерт, где первое место занимает музыка, а действу внимания не уделяется вообще. В наш сумасшедший век это может показаться излишним ретроградством, но именно это и отличает хорошую музыку. Хорошую музыку можно слушать саму по себе, без дополнительных приложений и красивой оболочки. А прибавьте сюда еще и то, что Коэн поет самые лучшие лирические песни XX века: нам обещаны “I’m Your Man”, “Dance To The End Of Love” и “Hallelujah”. Чего еще желать?

ZZ Top - Концертный зал Crocus City Hall, 29 октября

Если нужен настоящий рок-н-ролл – поезжайте в Техас. Там все просто – машина с форсированным движком, дорога, холодное пиво, ну и девчонки, готовые составить вам компанию в путешествии, даже не спросив, куда именно вы направляетесь. ZZ Top напоминают старый американский фургон – вроде бы, модель уже не выпускается, но движок работает отменно и протянет не одну тысячу миль. А уж как сел за руль – так и остановиться невозможно. Техасское трио давным-давно обещало снова почтить нас своим присутствием, и вот – дождались! Судя по аншлаговым концертам прошлого года в Америке и Европе, шоу у ZZ Top, как обычно, на высоте. Так что, если вы пропустите этот концерт – никогда не узнаете, что такое настоящий рок-н-ролл! Готовы? Поехали!

Ozzy Osbourne - Дворец спорта "Мегаспорт", 13 сентября

Если честно, я не понимаю, что творится в башке у старика Оззи, какие там летают летучие мыши и ползают мадагаскарские тараканы! То, что он делает, совершенно не поддается логике: выгнал из группы Закка Уайлда (Zakk Wylde) и взял вместо него молодого грека Гаса Джи (Gus G), то тут, то там говорит о возможном воссоединении Sabbath – но записывает новый сольник. А сольник получился у Оззи отменный: никаких больше игр в ню-метал, классический хард-рок, как и двадцать лет назад. Так что идти на концерт мистера Осборна стоит хотя бы из любопытства: а ну как вместо стандартных девяноста минут хитов он выдаст что-то новенькое? Может быть, снизошло таки на Оззи долгожданное просветление? Вот сходим на концерт – и узнаем!

Выбор Ника Завриева:

Massive Attack - Дворец спорта "Мегаспорт", 24 сентября

Massive Attack это как Depeche Mode или U2 – шоу, которое нельзя пропустить. Неважно, что видел их уже не раз, неважно, что последний альбом – не феерия. Просто очень любимая группа, которая к тому же очень хорошо выглядит живьем. К тому же со стадионными концертами (которые сами по себе – отличное действо с совсем иной драматургией, нежели клубные) дело идёт неважно – пантеон "больших" артистов пополняется нечасто, а те, что уже есть, всё больше упирают на ностальгию. А здесь у нас появляется редкий шанс посмотреть стадионную группу в самом расцвете сил.

Oval (ft. matsutake) - Культурный Центр ДОМ, 20 ноября

Московскому концерту Oval подходит редкая для этой осени вывеска "дождались" – то, что к нам наконец привезли одного из самых крутых электронщиков-экспериментаторов девяностых, не только радует само по себе (благо, немец разродился отличным альбомом), но и вселяет надежду. Чем чёрт не шутит, вдруг есть шанс еще увидеть тут Пита Намлука (Pete Namlook) и The Irresistible Force?

Groove Armada - 10 сентября, Arena Moscow

В тройке никак не обойтись без танцевальной музыки и здесь предстоит тяжелый выбор между Лораном Гарнье (Laurent Garnier) и Groove Armada. Поставлю на последних – в первую очередь, из за очень удачной пластинки "Black Light", к выходу которой приурочен их тур, во вторую – из-за потенциально более дружелюбного антуража клубного концерта супротив народного гулянья, которое решился озвучивать Лоран.

Выбор Дмитрия Куркина:

Public Enemy - Milk Moscow, 26 октября

Из всех "черных пантер", в конце 80-х творивших революцию в хип-хопе (N.W.A., Run-D.M.C., Ice T, Schoolly D и, конечно, Public Enemy) один лишь Чак Ди (Chuck D) не потерялся, не продался и не отдал врагу ни единой пяди. Дополнительную интригу шоу придает тот факт, что ноябрьский концерт в Лондоне Public Enemy дадут в оригинальном составе (разве что без диджея Terminator X, который, видимо, окончательно законсервировался на своей страусиной ферме), а значит и у нас есть шанс увидеть всю троицу при полном параде. Turn it up! Bring the noise!

Leonard Cohen - Государственный Кремлевский Дворец, 7 октября

"Концерт Леонарда Коэна" давно стал голубой мечтой для многочисленных поклонников мэтра и притчей во языцех для местных промоутеров. Пропустить его было бы непростительной оплошностью, второй раз дедушка может и не приехать. Не из-за возраста - как показывают примеры Чака Берри (Chuck Berry) или Дейва Брубека (Dave Brubeck), настоящему профи возраст не помеха - и не из-за проблем со здоровьем - по злой иронии судьбы, они у Коэна появились во время подготовки к концертам (!), а в силу своенравного характера канадского барда и его тяги к затворничеству. Вполне возможно, что потом услышать "Dress Rehearsal Rag" и "Who By Fire" в авторском исполнении можно будет только сидя у стен какого-нибудь буддийского монастыря.

(Здесь должен быть концерт Killing Joke, но ввиду известных проблем с клубом "Б1" он отменился, поэтому...)

Zomby - "16 тонн", 9 октября

Еще одна история вечного "недовоза", короче, чем у Коэна, конечно. Энигматический, как любят писать британские коллеги, персонаж лондонской дабстеповой сцены давно эту сцену перерос (а за не в меру длинный для анонима язык был к тому же изгнан с главного дабстепового форума) демонстрирует удивительную способность к эволюции. В прошлом году он эксплуатировал жанр wonky и восьмибитную электронику, куда его занесет в этот раз, не решусь даже предполагать.

Выбор Сони Соколовой:

Arstidir - ЦДХ, 17 октября

Сила шаблонов проявляется там, где есть необходимость описать нормальными словами некое явление, не вызывающее вопросов. Arstidir - типичные "сказочные скандинавы". Однако родина этой группы - Исландия, хотя даже в собственной стране ребята пока проходят по разряду чудаков. Секрет группы – в том, что на фоне патентованного авангардизма коллег она вызывающе, вопиюще мелодична и традиционна. До такой степени, что их собственный продюсер - признанный авторитет в жанре неоклассики Олафур Арнальдс (Olafur Arnalds), проговорился: ребята талантливые, но какие-то уж очень прилизанные. Название группы, между прочим, переводится как «Времена года» - а ну, скорей любите нас!
Что интересного можно обнаружить на записях Arstidir? – нежный неофолк, народные инструменты, полифонические распевы и струнные аранжировки. Секстет включает в записи баритон-гитару и колесную лиру, а базовый саунд обеспечивают фортепиано, скрипка и виолончель. Еще без труда обнаружатся кавер-версии песен духовных учителей - Simon & Garfunkel, а также народные баллады. Все это – волшебное. Сказочное, то есть ненастоящее.
Cами музыканты оценивают свое место в музыке трезво: "С одной стороны, в Исландии очень богатые музыкальные традиции, которые коренятся глубоко внутри нас. Сложно найти исландца, который, взяв в руки гитару, не смог бы наиграть несколько мелодий. С другой стороны, Bjork и её музыканты, представившие Исландию в присущей панку 80-х сфере Do-It-Yourself, породили большое количество "андеграудных" музыкантов в пригородах Рейкьявика". Что имеют противопоставить этому бурному движению Arstidir? – «возвращение к корням». Группа существует 2 года, и ее дебютный альбом с одноименным названием ”Arstidir” вполне способен пробудить интерес к исландскому фолку как к серьезному явлению. Сейчас музыканты гастролируют по Швеции и Норвегии, готовят материал для второго альбома и планируют всё более удалённые от родины гастрольные поездки, среди которых – первый в их истории визит в Россию. Один из основателей группы, Рагнар Олафссон (Ragnar Olafsson), описывает сегодняшний день коллектива вполне исчерпывающе: "Мы долгое время впитывали в себя самую что ни на есть дикую красоту наших родных мест, и сегодня мы абсолютно готовы к тому, чтобы делиться ей со всем миром". Делиться, прямо скажем, есть чем.

Земфира - Концертный зал Crocus City Hall, 17 сентября

Последний крупный концерт Земфира дала в "Олимпийском" два года назад, был он приурочен к выходу альбома "Спасибо" и содержал двухчасовую ретроспективу творчества певицы. Сейчас тема камбэков и Z-сайдов закрывается убедительным трехчастным релизом: переиздание старых альбомов откроет дорогу новому материалу. Каким он будет, можно лишь гадать – известно, в частности, что концертный состав вновь претерпел радикальные изменения. В Юрмале с Земфирой играли басист Алексей Беляев и Петр Чернявский из Океана Ельзi, народ бурно обсуждал исчезновение с радаров потрясающе талантливого клавишника и аранжировщика Дмитрия Шурова и его занятие сольными проектами – а потом все просто успокоились и уселись ждать новостей. Ждать осталось уже недолго, билеты на подпольных аукционах предлагают по 500 долларов – сенсация состоится в любом случае. Очевидно, что составить программу полностью из новых и неизвестных вещей певице не даст разумное чувство конъюнктуры, однако именно новых вещей хочется более, чем когда-либо.
Мы хорошо знаем, как звучит Земфира в клубах, мы видели ее на стадионах. Но вот как может выглядеть ее концерт в помпезном зале-дублере КДС, мы пока не видели, и это составляет дополнительную сценическую интригу. Будет ли она обыгрывать площадку, или выступление будет, скорее, камерным? Будут ли в программе интересные гости? – поживем-увидим.

Выбор Феликса Сандалова:

Nadja - Актовый зал, 11 сентября

Сложно подобрать концерт, вызывающий более противоречивые эмоции, нежели второе пришествие абсолютного рекордсмена по количеству репортажей с одного выступления на Звуках.RU – канадского музыканта Эйдана Бейкера,(Aidan Baker) известного под нескромным палиндромом Nadja.
С одной стороны, порожденная Бейкером интерпретация дроун-дума – это едва ли не лучшее, что произошло в тяжелой музыке в уходящем десятилетии, нечто, вселившее надежду и интерес к новому поколению экстремальных, но вместе с тем «головастых», проектов. С другой – о, тут можно перечислять бесконечно! – Nadja проходят первыми по печальному делу «особо изощренного убийства умного металла».. Последний достойный альбом Nadja вышел три года назад, а это при том, что Бейкер печет пластинки со сноровкой иных нойз-радикалов, по четыре штуки в год и это не говоря уже о многочисленных сайд-проектах. Такую плодовитость можно было бы стерпеть, если бы за ней стояла реальная сила, но, увы, еще в 2009 можно было заподозрить неладное – кавер-альбом Sun Always Shine On TV, иронично названный в честь песни A-ha, показал, что Бейкеру, по большому счету, плевать, что именно брать в качестве исходного сырья. Через свои батареи примочек и лупов он может пропустить хоть весь репертуар Вороваек, на выходе получив всю ту же запредельно громкую, монотонную и убедительную волну звука. Говоря простым языком – никакой Бейкер не металлист, а рахитичный коротыш с пшеничной бородой и рассеянным взором, нет, не то определение… Бейкер – обыкновенный электронщик (по методу мышления, подаче и пр.) и, следовательно, пророком и спасителем тяжелого жанра он быть не может: его имя вряд ли бы стало нарицательным, если бы этот вполне ординарный штамповщик эмбиента не догадался бы совершать аналогичные операции, но со шквальным дисторшном и с многозначительными цитатами, вроде заимствованной из Бхагавад-Гиты строки: «I am the Death, the Destroyer of Worlds».

И, тем не менее, прошлую любовь крайне сложно забыть и, несмотря на всю предосудительность этого чувства, при мысли о грядущем концерте Nadja, странное чувство надежды начинает роиться в душе. И его не убить крайне неочевидным выбором площадки (строгая академическая атмосфера Дома, куда лучше подходит размеренным пассажам Бейкера и его супруги, чем глухой Авантклуб, в котором, как показал концерт Fucked Up, только хардкор и можно играть), и чередой провальных, однотипных релизов – что же, пусть это будет его последний шанс.

Spiritual Front - Культурный центр ДОМ, 24 октября

Итальянский неофолк – это такая же торговая марка и признанный знак качества, как шведский блэк или индонезийский краст, но приезд римлян Spiritual Front является столь важным событием для музыкальной жизни города совсем не поэтому. Называть Spiritual Front неофолком, значит сознательно кривить душой – ведь именно Симоне Сальватори (Simone Salvatori), лидера и бессменного автора музыки и слов SF, поклонники направления с недавних пор считают чуть ли не волком в овечьей шкуре, коварно прокравшемся в стан неофолка, чтобы воровать верных агнцев и переносить их за шкирку в логово богопротивной попсы. Действительно, с канонических позиций, творчество Сальватори не выдерживает никакой критики: в неофолке и martial industrial, угрюмом, уповающем на возрождение великой Европы, не приемлющем юмора бубнеже, ироничные, практически танцевальные композиции Spiritual Front явно находятся на периферии дозволенного.
При этом, Сальваторе использует схожие приемы и ту же эстетику, но совсем по-другому ее трактует: неизбежный апокалипсис, в его изложении, это не указание на скорейший переход к воздержанию, отмщению и пр, а отличный повод для прощальной вечеринки, а уж про переплетение эротики и смерти и говорить не приходятся – тут Spiritual Front как истинные итальянцы дадут форы коллегам из северных стран. Настоящий вызов цеховым стандартам Spiritual Front бросили в этом году, в выходом блестящего альбома Rotten Roma Casino, где в привычном декадентском духе умудрились спародировать все движение – от его затаенной любви к порядку и контролю до однополой любви.
В качестве coup de grâce, Сальватори выбрал смену музыкальной формы – сменив размеренный речитатив на пение, он обратил музыку Spiritual Front в такой махровый разлюли-попс, что даже среди фанатов группы не обошлось без жертв. Казалось бы, чего здесь упиваться чужим горем – но нет, за всеми субкультурными подначками, стоит разглядеть главное: песни у Spiritual Front стали намного лучше. Фактически, Rotten Roma Casino – это лучшая поп-пластинка года: с запоминающимися мелодиями, текстами, которые хочется цитировать, может быть чуточку чудная, но равно настолько, насколько это нужно.

Единственный, но и существенный, недостаток грядущего шоу в том, что организаторы концерта несколько приукрасили событие – по сути, это будет не концерт Spiritual Front как квинтета, а сольный выход Симоне. Учитывая, что последний начал петь и делает это весьма сносно, подыгрывая себе на гитаре – это не так плохо, но, увы, и не так хорошо, как полноценный сет SF. Впрочем, с чего-то же надо начинать – да и такой вариант гарантирует как можно более тесный контакт артиста и той части публики, которой навязанные стереотипы не мешают воспринимать нечто новое и непривычное. Выглядит же это примерно так:

The Dillinger Escape Plan - ДК Горбунова, 10 ноября

А вот и настоящая радость для тех, кто любит потяжелее и побыстрее: предполагаемый приезд американских маткорщиков The Dillinger Escape Plan – это гарант полуторачасовой переборки мозга под гнетом стремительных гитарных обвалов. О новой, выдающейся пластинке группы Звуки.RU уже писали – теперь пришло время проверить почем фунт лиха вживую. Недаром же, TDEP считаются одной из любимых команд Майка Патона (Mike Patton), еще того мастера вытягивать последние силы из зала. Самих музыкантов тоже нельзя обвинить в узости музыкальных предпочтений: так, вокалист группы Грег Пусиато сначала нахваливает новые релизы чарт-топперов Big Boi и Cee-Lo Green, чтобы затем признаться в любви бескомпромиссным Converge. Традиционный минус концерта – отсутствие на разогреве многообещающей группы Rolo Tomassi, с которыми музыканты уже объехали полсвета.

31.08.2010, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

КОНЦЕРТ - свежие публикации:

  • Анонс - Огонёк здорового человека, 26.12.2023
    Будет что посмотреть в новогоднюю ночь - 31 декабря в 23.00 в Youtube состоится премьера концерта "Мирные огоньки" »»
  • События - Запомните нас такими, 18.12.2023
    Музыканты, эмигрировавшие из России, ищут своё место под солнцем в новом фильме-концерте "Мы есть!" »»
  • Анонс - Мы есть! Мы живые!, 24.11.2023
    Запишите в свои календари - 12 декабря в Youtube премьера фильма-концерта "Мы есть!", объединившего российских музыкантов в эмиграции »»