Эйдан Бейкер (Aiden Baker), канадский мультинструменталист и ключевая фигура в мире современного экспериментального эмбиента и дроун-метала, родился в семье музыкантов, в 1974-ом году в маленьком городке Зефир. Бейкер получил музыкальное образование по классу флейты, а также закончил университет Макгилла, старейшее высшее учебное заведение Канады, по специальности "Литературоведение и теология". Первые записи Бейкера датируются началом двухтысячных, но настоящую славу ему принес проект Nadja. Изначально, типичный one-man project, Nadja с течением времени превратилась в семейный дуэт - теперь вместе с Эйданом записывается и дает концерты его жена, Ли Букареф (Leah Buchareff), что среди подобных групп не редкость, такие команды как The Angelic Process и Goslings также являются "семейными подрядами". Скромный и замкнутый Бейкер совершил настоящий переворот в мире экстремально тяжелой музыки, сравнимый революционными открытиями Godflesh и Ulver. Коренное отличие Бейкера от всех его коллег по сталелитейному цеху, в том, что альбомы Nadja - музыка далекая не только от тесного и твердолобого мирка металлистов-ортодоксов, но и в известной степени от нашего бренного мира. Тяжелейшие гулкие раскаты гитарного грохота, накладываясь в десятки слоев, дают выход не неразборчивому потоку агрессии, а отстраненной нечеловеческой красоте - сквозь сплющенные и перемолотые мелодии проступает величие и степенность музыки предвечной, идущей из самых глубин подсознания. Пост-хардкоровые рифы Бейкер умело сплетает с тягучей пластикой сладжа, а сквозь шероховатый, искрящийся эмбиент проглядывают обрывки пост-роковых ландшафтов: Неудивительно, что среди поклонников Бейкера куда больше любителей авангардной классики, чем дум-металистов со стажем. Звукам.RU удалось пообщаться с Эйданом Бейкером о самом главном.
Звуки.RU: У вашей жены, Ли Букареф, довольно необычная фамилия для
канадки. Может быть, у нее есть славянские корни?
Эйдан Бейкер: Да. Предки Ли по отцовской линии происходят из Сибири, а
ее родители по стороне матери родом из Украины и Америки. Ее родня покинула
Россию после революции 1917ого года и эмигрировали в Северную и Южную Америку,
где и оставались до 70х годов, чтобы затем переехать в Канаду. Немногим из
семьи Ли удалось вернуться в Россию хотя бы ненадолго. Поэтому для нее наш
грядущий концерт в Москве - это очень волнующее событие. Это новые впечатления
возможность исследовать свое происхождение. Возможность, к сожалению, не
доступная многим ее родственникам, живущим в Канаде.
Звуки.RU: Большинство слушателей находят ваше творчество бесчеловечно
тяжелым, темным и депрессивным. Мне кажется, что это обманчивое впечатление,
рожденное самым поверхностным знакомством с музыкой Nadja. Ведь именно в ваших
альбомах, как нигде более остро проявляется скрытая и тонкая чувственность
самого сентиментального характера. Даже в самых грандиозных композициях Nadja
проступают человеческие эмоции, мечущиеся между трагизмом и романтикой.
Наверное, поэтому в вашу музыку можно влюбиться, что нечасто бывает с таким
нелюдимым жанром, как дроун-метал или металгейз. Поэтизация ужаса отражается в
названиях ваших песен: "Now I Become Death The Destroyer of Worlds",
"Stays Demons", "Flowers of Flesh", не говоря уже о сольном
творчестве, где вы запросто можете назвать пластинку "I Will Always and
Forever Hold You in My Heart and Mind". Так ли это?
Бейкер: Я думаю, что это лучше всего отражает наше желание свести вместе
противоположные стороны: темное и светлое, тяжесть и возвышенность,
протяженность и краткость. Конечно, настроение, которое приносит наша музыка,
складывается как из самого звучания произведений, так и из их лирического содержания.
Звуки.RU: Вы наверняка знаете, что Nadja это сокращенное славянское
женское имя Надежда. Ваши поклонники в России изменяют название вашей группы,
как только могут, лишь бы выразить свои теплые чувства: Надька, Наденька,
Надюша, Надюшка... Какой вариант вам более всего по душе?
Бейкер: Да, мы знаем, что это очень распространенное имя в Восточной
Европе. Думаю, что лучше всех звучит Надюшка!
Звуки.RU: Эмоциями, рожденными вашей музыкой сложно поделиться с другими
людьми, это очень личные переживания,. Да и вы весьма похожи на интровертов,
людей, склонных к добровольной самоизоляции, как и многие талантливые писатели
и музыканты, имеющие дело с темной стороной искусства. С другой стороны, вы
много путешествуете с группой и общаетесь с людьми в самых разных странах. Вам
легко дается общение? Находите ли вы его полезным?
Бейкер: Да, нам порой тяжело общаться с поклонниками и даже коллегами,
поскольку Ли и я - люди очень закрытые. Полезно ли общение для музыки:не знаю.
Мне кажется, что скорее наоборот. Именно музыка позволяет нам выражать эмоции
так, как мы не смогли бы, будь это обычный разговор. Музыка позволяет нам
перекрывать ту пустоту между людьми, которую мы просто не можем заполнить словами.
Звуки.RU: В истории тяжелой экспериментальной музыки наблюдается
постоянное огрубление, утяжеление звучания. Процесс этот не остановим, и сейчас
даже те команды, что звучали не на шутку брутально и вызывающе в начале
девяностых, по сравнению с современной веткой экстремального авангардного
металла, звучат блекло и немощно. Каким путем ведет нас это развитие? На ваш
взгляд, есть ли предел этой эволюции или это только мнимое схождение рельсов на горизонте?
Бейкер: Я думаю, что в ходе этой эволюции может быть принесено в жертву
известное сходство с музыкой в ее традиционном понимании, а также разрушена
песенная структура, все в целях стать еще экстремальнее, чем твои
предшественники. Это одна из причин, по которой мы делаем нашу музыку, такой
какой мы хотим ее видеть, а не с целью поставить новый "рекорд". Да, есть еще
более медленные и тяжелые группы, но мы стараемся комбинировать грузный и
степенный звук с выверенными мелодиями и эмоциями, так чтобы обе стороны
оставались уникальными и манящими. Ха-ха, надеюсь, что и доступными для
восприятия тоже.
Звуки.RU: Как в общих чертах проходит процесс сочинения композиций в
рамках Nadja, это целиком импровизационный материал или все же нет?
Бейкер: Для начала я набрасываю начальную структуру песни, а затем мы
вместе импровизируем, добавляя свои собственные идеи к той, первоначальной
схеме. Так, в некоторых вещах у нас неожиданно появились духовые, кое-где
решила спеть Ли...
Звуки.RU: Как обстоят дела с вашими литературными изысканиями?
Бейкер: На данный момент я пишу пару произведений, надеюсь закончить в
ближайшее время. В этом году выходит моя книга на лейбле Beta-Lactam Ring
Records, названная "Passing Thru", Это моя давняя задумка - собрание
поэм в прозе о произведениях искусства, картинах, песнях, фильмах.
(Beta-Lactam Ring Records - американский инди-лейбл, основанный в 2000ом
году. Компания выпускает альбомы таких групп, как Legendary Pink Dots,
Nurse With Wound, Current 93, LSD March и т.д. - прим. Звуков)
Звуки.RU: В одном из своих давних интервью вы заявили, что не
используете компьютер в создании музыки? Вы до сих пор отказываетесь
использовать компьютер при записи?
Бейкер: Изначально, я записывал все на четырех-дорожечный аппарат, но
несколько лет назад я стал использовать компьютер, но только для сведения и
мастеринга. Я не использую никаких виртуальных инструментов или же программ,
мне нравится иметь дело с живым звуком.
Звуки.RU: Какие альбомы вы считаете ключевыми в истории Nadja?
Бейкер: Я бы назвал "Touched", "Bodycage",
"Thaumogenesis", как три важнейших для нас записи. "Touched" -
демонстрирует наше желание записать нечто более похожее на песни в их общем
понимании, композиции на порядок лаконичнее привычных нам работ, правда, эта
сжатость выражается скорее даже не в длине треков, а в их насыщенности.
"Bodycage" - это наш первый полностью концептуальный альбом, построенный вокруг
особенной темы, влияющей и на звучание песен и на их слова. А "Thaumogenesis" -
наша первая попытка создать симфоническое произведение, цельный, единый
музыкальный пласт.
Звуки.RU: Музыка Nadja и вашего сольного проекта напоминают глубинные
звуки природы: взрывы вулканов, подземные тектонические сдвиги, властный прилив
океана, разрушительные землетрясения и дыхание ветра. Но ведь вы уже давно
живете в Торонто, большом городе. Это так детство в городке под названием Зефир
на вас так повлияло?
Бейкер: Я думаю, что мое творчество скорее ближе к городской вселенной,
чем к миру природы. Или, по крайней мере, является комбинацией этих
составляющих - мы берем механические, индустриальные звуки и соединяем их так,
чтобы порождать чувство свободного движения, гармонии присущей природе.
Звуки.RU: Вы же выросли в очень музыкальной семье, я слышал, что ваш
брат тоже музыкант. Вы когда-нибудь думали, о том, чтобы сыграть вместе со
всеми своими родственниками?
Бейкер: Конечно, мы уже играли так несколько раз.
Звуки.RU: Вы выпустили более пятидесяти пластинок под разными именами.
Некоторые люди находят подобную плодовитость несколько странной, но ваши
преданные поклонники стараются не пропускать ни одного CD-R с вашим именем на
обложке. Как тщательно вы отбираете материал, предназначенный для релиза? Много
ли записанных и доведенных до ума импровизаций идет в мусорную корзину, или все
они, так или иначе, затем издаются?
Бейкер: Думаю, что все затраты на запись альбома зависят от целей. Если
это импровизационная музыка, то со всем можно управиться за день. Если же это
целиком студийный проект с большой долью пост-продакшна, то и будут песни более
продуманные, искусные:в таком случае, процесс может занять месяцы. Насчет того,
сколько я отсеиваю музыки... не могу сказать точно. Но, конечно же, я не
выпускаю все, что я записываю!
Звуки.RU: Я слышал, что в Канаде у вашей матери были красные Жигули. Она
не жаловалась? Может быть, у вас есть еще какие-то связи с Россией?
Бейкер: Да, давным-давно у нее и правда были красные Жигули, откуда
только вы это узнали? Я был тогда еще ребенком. Это был дешевый, выносливый и
крепкий автомобиль, он отлично подходил нашим канадским дорогам и зимам. Честно
говоря, не помню, чтобы она сильно на нее жаловалась. Что же до связей с
Россией, то думаю, что с многим я связан именно через литературу. В
университете я изучал русских классиков: Достоевского, Толстого, Пастернака.
Кроме того, мне нравятся русские писатели двадцатого века: Булгаков, Ахматова,
Братья Стругацкие, Виктор Пелевин и т.д.
Звуки.RU: Вы ничего не делаете со своими инструментами, с гитарами,
например? Никаких технических усовершенствований или изменений конструкций?
Порой они звучат просто невероятно.
Бейкер: В погоне за звуком я никогда не пытаюсь изменить сам инструмент,
напротив, я стараюсь изменить мою технику игры на нем.
Звуки.RU: Насколько мне известно, вы работаете в книжном магазине.
Давайте представим, что я пришелец, только что упавший с луны. Я совершенно
ничего не понимаю ни в людях, ни в человечестве в целом. Мне необходимо
осознать хоть что-то за небольшой срок, иначе мне здесь не выжить. Какие пять
книг вы посоветовали бы мне, если бы я зашел в ваш магазин?
Бейкер: Думаю, на этот вопрос очень сложно ответить, поскольку вам
понадобится сначала усвоить некую человеческую систему координат, чтобы понять
сами книги. Но, в любом случае, я бы предложил бы вам следующие произведения:
Т. Корагессан Бойл - "Музыка вод"
Мэттью Шарп - "Джеймстаун"
Лидия Миллет - "О, чистое и сияющее сердце"
Анжела Картер - "Ночи в цирке"
Мартин Миллер - "Люкс-поэт"
Звуки.RU: Вы не устаете от музыки?
Бейкер: Порой устаю, но это лишь сигнал, что надо сделать перерыв, не
более. Сочинение стихов или романов, я нахожу гораздо труднее, поскольку оно
отнимает больше сил и требует постоянной дисциплины.
Звуки.RU: Вы любите выступать в футболке с принтами других групп:
Ocean, Neurosis, Pelican и т.д. На концерте в Киеве на вам
была футболка Sun Kil Moon. Немного неожиданный выбор, нет?
Бейкер: Я никогда не скрывал, что я большой поклонник Red House
Painters, и вообще Марка Козелека. На мой взгляд, его новый проект
Sun Kil Moon не сильно отличается от Red House Painters, все различия между
ними поверхностны.
Звуки.RU: Вы часто записываете сплит-сиди с близкими вам по духу
музыкантами. Ваша коллаборация с Тимом Хекером (Tim Hecker) получилось
самой удачной из всех. Что отличает эту работу от других, и какие у вас планы в дальнейшем?
Бейкер: "Fantasma Parastasie", наш совместный альбом с Тимом, это
одна из немногих записей, которые мне довелось сделать в постоянном личном
контакте с со-автором. В большинстве случаев мы просто пересылаем кусочки
треков через Интернет, бывает что-то идет не так, и это очень сложно объяснить
словами. С Хекером было очень приятно работать. Также скоро выйдет моя
совместная работа с Thisquietarmy (сольный проект Эрика Куочи, лидера
пост-рок группы Destroyalldreamers - прим. Звуков). Эта запись
станет второй на нашем совместном счету - первая, "Orange", была издана
тиражом всего в 200 экземпляров.
Звуки.RU: Ну, даже тираж некоторых ваших номерных альбомах ограничен 500
копиями, так что для многих людей единственный шанс их услышать - это скачать.
Иногда это может быть незаконно. На ваш взгляд, с этим нужно бороться или вы
рады тому, что вашу музыку могут услышать в любой точке мира?
Бейкер: Я думаю, что борьба со скачиванием музыки - это пустая трата
времени. Те кому действительно нравится запись найдут способ купить подлинник,
это не так уж и сложно.
Звуки.RU: Что сейчас происходит с другими вашими проектами ARC и Mnemosyne?
Бейкер: Ох, Mnemosyne нет уже много лет, я закрыл этот проект. ARC пока
еще в строю, но мы редко к нему возвращаемся. Кстати, совсем недавно у меня
появился новый сайд-проект, трио Whisper Room.
Звуки.RU: Есть ли что-то общее между текстами песен и вашей поэзией?
Бейкер: Тематически - да, композиционно - нет. Слова песен - это всего
лишь аккомпанемент к музыке, от них не требуется быть столь точными и
значительными, как это требуется от поэзии, которая ценится сама по себе.
Звуки.RU: Какова цель ваших экспериментов? Не думаете ли вы, что настало
время, когда интересная, необычная и прогрессивная музыка наконец-то может
покинуть лаборатории, в которых ее выращивают и начать разговаривать с самыми
обычными людьми, на их языке, без претензий на некую пресловутую элитарность?
Бейкер: Многие люди не хотят думать о музыке, для них это всего лишь фон
или же просто еще один аксессуар в их гардеробе, который носят только ради
того, чтобы выделиться из толпы. Было бы неплохо, если люди слушали бы больше
необычной музыки. Я уважаю музыкантов, в чьей музыке есть место эксперименту и
при этом они пытаются внести это в популярную культуру, но нужно быть честным -
это никогда не сможет широко распространиться . Что же до моих экспериментов,
то я стараюсь изо всех сил, чтобы не повторяться и пытаюсь открывать новое... я
все еще должен записать свой хип-хоп альбом.
Nadja
КЦ Дом
26 февраля 20.00
Jack GREENE (1930)
Dave COUSINS (1945)
Jann WENNER (1946)
Kenny LOGGINS (1948)
Cyril DAVIES (1964)
BØRNS (1992)