ФЕСТИВАЛЬ  Kubana - любовь моя, или как казаки рок-н-ролл принимали

В Краснодарском крае состоялся фестиваль Kubana - один из главных рок опен-эйров лета.

Фестиваль Kubana проводится во второй раз, но уже сейчас можно смело говорить о том, что у пышного, но все менее вписывающегося в рок-эстетику "Нашествия" появился уверенный конкурент. Задуманный почти как шутка, этот праздник рок-н-ролла на берегу Черного моря бодро входил в жизнь любителей музыки, в первую очередь, убедительным количеством афиш на улицах крупных городов. Добавьте сюда активность пользователей социальных сетей и все ресурсы "сарафанного радио", и вот уже ничем не примечательный поселок Янтарь (Веселовка) на Тамани, становится местом вожделенного трехдневного отдыха любителей рока.

Добраться до Kubana можно было разными путями, выбранными в соответствии с финансовыми возможности и личным куражом. Попасть на фест можно было как в рамках организованного автобусного тура, через ж/д и авиа-кассы, так и оригинальным способом – на скутере, или даже на электричках. Команда энтузиастов под руководством пользователя сети Vkontakte Илья Огнева добралась до Веселовки из Москвы поменяв больше дюжины "собак". К началу Kubana-2010 в пятницу, на фестивальном поле собралось около пяти тысяч людей. К середине число удвоилось, а к окончанию явно утроилось.

Kubana - игра слов. Кубань, где проводится фестиваль, и республика Куба, действительно в чем-то схожи. Например жарой, морем, солнцем и вороватым (и в отличии от Кубы не таким любезным) местным населением, старающимся отжать у любителей рока за пребывание в полуразрушенных структурках почти европейские деньги. Домики, туалеты и душевые одиннадцати пансионатов с типовыми названиями вроде "Волна","Маяк", "Дружба", "Чайка", "Самоцветы" для молодой аудитории Kubana - откровенная экзотика. Увидеть подобное она могла разве что в фильме "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен", посему платит пиратскую таксу за проживание местным предпринимателям не торгуясь, возможно, руководствуясь еще и сугубо эстетическими соображениями.

Весьма разнообразный лайн-ап фестиваля – главное и очень значительное достижение организаторов Kubana 2010. Для одного из бывших сотрудников "Нашего радио" и экс-продюсера "Нашествия", а ныне генерального продюсера фестивалей Kubana и "Дикая Мята" Андрея Клюкина – это задача архиважная. Клюкин не ставит цели утереть нос своим бывшим патронам, но для него и для его партнера по организации Kubana – продюсера группы "Тараканы" Ильи Островского, этот фестиваль - возможность доказать, что музыка кое-где, еще в состоянии побеждать высосанные из пальца форматы.

Тандем Клюкин-Островский и их небольшая команда трудятся на всех фронтах: выбор артистов, четкая логистика, решение бытовых проблем, бесконечные разговоры с охраной. За несколько дней до фестиваля и несколько дней после, рации и мобильные телефоны в их руках не умолкают ни на секунду ни днем, ни ночью. "Я сегодня спал три часа", - виновато улыбается из под темных очков Островский. - "Представляешь, транспорт за NOFX, уехал куда-то, но совсем не туда куда надо, а на обратном пути кто-то из музыкантов забыл в автобусе телефон. Они всем довольны, но мне сейчас ехать в Тамань договариваться насчет подъемного крана". Рядом пресс-секретарь фестиваля обаятельная девушка Виктория Шаблинская - в очередной раз с буддистским спокойствием выслушивает нытье местной прессы, погрязшей в подсчетах мифических столичных денег, спонтанных недоработок и смаковании недочетов. Все в порядке, фестиваль начался.

Право открыть Kubana 2010 организаторы отдали Amatory. Так же как и петербургские Tequilajazzz, эти лидеры альтернативной обоймы, нервы организаторам пощекотали изрядно. "Текила" за месяц до Kubana-2010 объявила о распаде, вокалист же Amatory недели за две до события ушел в монастырь. Нового певца нашли быстро, и начало фестиваля плотное и жесткое состоялось точно и вовремя. Первый день трехчастной фестивальной истории четко поддержали ростовчане "Фруктовый кефир", с программой своего нового "Клетчатого альбома". Дело у "кефира" идут все лучше, он не скис в московской суете и команда под руководством Алексея Бутурина ритмично утверждается в обойме клубных команд, а их девичья аудитория скоро вырастет до стадионных масштабов. "Кирпичи" - один из самых адекватных гостей подобных фестивалей. Читка Васи Васина возможно и уступает фристайлу Noize MC, но выглядит во многом ярче и продуманнее. Тем более, что "кирпичевская" тема, все-таки, ближе к Beastie Boys и Fun Lovin' Criminals, чем к радикальным словоизъявлениям. "Лампасы" - стали энергичным продолжением и уверенным фундаментом блока первого дня, а упругие Cheese People - уже подвели публику к главному блюду. Эта роль отводилась Animal Jazz - непошлых поп-рокерам, отлично выступившим на прошлой Kubana. И, хотя супер-позитивный настрой, возможно, отчасти был продиктован еще и общей эйфорией первого дня, а хит "Три полоски" за них спела вся аудитория, команда как никто подходила для замыкающих первого дня. После чего веселье плавно перетекло на пляж, где до утра пели гитары и "капала из ротика, стекала по животику легкая эротика" и происходило немало других приятных знакомств.

Утренняя Kubana, обеспокоенная поисками еды, сметала все, что было минимально похоже на съестное в прибрежных кафе и впитывала жидкость любой градусности. Случайно оказавшиеся среди веселой аудитории матрасники-курортники, завидев мой бейдж, преодолевали испуг перед майкой Ramones и интересовались - кто-такой этот "Валера", которого все так неистово зовут. Знаменитый флэш-моб лета, последовательно обошедший "Пустые Холмы"и "Нашествие" приехал и в Краснодарский край.

Второй день открылся переработанной версией "Ямайки" от Маши Макаровой и ее "медведей" - главной краснодарской звезды. Слово "Кубана" пришедшее на смену оригинальной "Ямайке" вполне себе превращает если не молитву в фарс, то старый шлягер в гимн фестиваля. На своей территории Маша может воротить все что хочет, но ее сэт, во второй уже "кубанский" раз, приобретший звучание охарактеризовать которое можно как "ласковый Black Sabbath”, приняли лишь самые преданные поклонники. От красавицы-Маши, вышедшей на сцену вновь глубоко беременной, все-таки больше ждут солнечного позитива, чем искусной смури.

Жесткие 7000 $ и Salvador, сменялись синти-диско Lavanda, а те уступали место немеркнущему ска-панку Spitfire. Tracktor Bowling, неплохо покативший в прошлом году, на этот раз народу приелся, и, несмотря на все более убедительный профессионализм, явно заставил скучать. Вообще, без части групп Kubana (не будем показывать пальцем) может легко обойтись. Все-таки свежесть, которую несет атмосфера феста, должна немного переноситься и на состав участников. Легкая замена в последовательности сэта французских каверщиков Nouvelle Vague (по-началу принятых прохладно, но к середине обласканных со всей широтой) привела к тому, что к выступлению хедлайнера, Kubana уже стояла на ушах. Жесткий рок шнуровского "Рубля" вызывает в памяти одновременно The White Stripes и исповедь спившегося персонажа раннего Мамонова, а то и Буковски. Сам лидер-скандалист оркестра подобно Ангусу Янгу носился с гитарой наперевес через все зону у сцены, неистовствовал, рвал и метал, а в финале вывел команду в костюме Адама, видя в этом соответствующую моменту брутальность. Все это "Рубль", все это весело, четко, угарно, но это уже немного скучно. Слаженность игры помноженные на эпатаж. Закончились игры в ска, начались игры в рок. Пока это работает, но уже сейчас напрашивается вопрос - ну, а что дальше?

Ночная Kubana зажигала не хуже дневной и останавливаться явно не желала.

Третий день начали одинаково неистово ожидаемые как ларечниками, так и профильной фестивальной публикой - "Ляпис Трубецкой". Расслабленная аудитория не сразу осознала, что все уже началось, в результате белорусские любимцы гопоты и продвинутых эстетов собрали народу чуть меньше чем могли. Зато знакомые аккорды проложили дорогу поп-панкам "Элизиуму", российским адептам ямайского рэгги-гуру Питера Тоша – "Панда" и "Наркотикам", превращенным на афишах и в пресс-релизах в политкорректные NRKTK. Но главной интригой дня стало выступление недавно выпущенного из под стражи Noize MC. Мастер жесткого рэпа и корифей фристайла, появился как в рамках собственного сэта - живой, здоровый, ироничный, полный сил и уверенности в социально-классовой борьбе, так и вместе с "Тараканами!". Лидер московских панк-глэмеров Сид, вышел на сцену в милицейской фуражке, с приклеенными под нос гитлеровскими усиками, и вместе с "откинувшимся" коллегой четко сформулировал в своих переработанных "Властелинах Вселенной" творческую и гражданскую позицию в отношении людей в форме. Кстати, последних, к счастью, было немного. Охрану Kubana 2010, вероятно, временно объявив "водяное", или "фестивальное" перемирие осуществляли местные байкеры в майках "Я Русский" и дагестанцы из регионального ЧОП-а . Подобное сотрудничество вызывало в памяти разве что тандем Hell' s Angels и "Черных Пантер". Кстати, аллюзии к 60-м можно было провести и через одну немаловажную дату - сорок один год назад, 15 августа 1969 года фермер Макс Ясгур открыл фестиваль Вудсток. Говоря о датах, стоит вспомнить, что в этот же день, двадцать лет назад погиб Виктои Цой, что вполне логично было бы озвучить если не песней, то хотя бы словом.

Кодой финального дня Kubana 2010, должно было стать выступление американского панк-коллектива NOFX, который возможно и не столь широко известен аудитории Kubana 2010, но по общему драйву и идеологии, идеально лег в общий контекст праздника. Все так и случилось и веселая банда Фэта Майка (Fat Mike) вонзила рока в нужном формате, раззадорив аудиторию и отвалив ей четкий аванс на продолжение.

Kubana закончилась, оставив после себя главное - уверенность в том, что подобные фестивали вполне могут обходиться без идиотских ничем необоснованных лозунгов вроде "Главное приключение лета", не превращаться в праздник шпор и милицейских погон, а главное - укладываться в стародавний тезис "рок-н-ролл - это путешествие".

Единственным промахом организаторов, можно назвать отстутствие в нем очень актуальных и четких локальных артистов .Все они - в первую очередь несравненный "краснодарский Нейл Янг"- Руслан "Бадун" и "Беспризорники" - заводной хулиганский ска-ответа замороженному «Ленинграду» и "Белки на акациях", мало того, что приятнули бы убедительное количество местных фанов, но и с успехом заменили трех-четырех гостей. Но Kubana - живой организм, не перестающий учиться и развиваться. Мелкие фестивальные огрехи не испортили настроения публике, которая явно осталась довольна и организаторы поговаривают уже о Rancid и The Cure в качестве хедлйнеров следующего года.

"Я ловлю себя на том, что уже давно живу от Kubana до Kubana", - говорит Андрей Клюкин, - "хотя этот фестиваль самый сложный из всех, что я делал". Сложности организаторов не пугают. Уже сейчас весь состав устроителей Kubana перемещаются в Ейск делать фестиваль Sirena, c хедлайнерами-израильтянами Infected Mashroom. Менять роковый формат на электронный. Опен-эйры в южном регионе еще пару месяцев не закончатся.

26.08.2010, Алексей ПЕВЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: