NAZARETH  Космические ковбои

Nazareth в Москве сыграли на удивление крепкий и энергичный концерт.

Что происходит в седых и лысеющих головах Nazareth - совершенно не понятно. То они десять лет мотаются с концертами по всему миру (концентрируясь, естественно, на постсоветском пространстве, где любой рокер старше 50 востребован, как нигде), не выдавая ни единой новой ноты, и вдруг - нате! - выдают свеженький альбом "The Newz", да еще и спродюсированный молодым и незашоренным Яном Руйе (Yann Rouiller). Правда, концертный режим при этом не ослабевает. Ежегодно, как часы, шотландская банда по традиции приезжает в Москву и устраивает концерт. В 2010 году Nazareth себе не изменили.

То, что они по-прежнему востребованы в России, удивляет даже самих участников группы. Первыми словами вокалиста Дэна Маккаферти (Dan McCafferty) стала удивленная фраза: "Как же вас много". То ли отвыкли музыканты от полных залов, то ли просто не ожидали такой преданности поклонников. Впрочем, на любовь фанатов "назареты" отвечают отличным началом концерта - "Telegram" и "Turn On Your Receiver" идут просто на ура. Правда, уже в "Dream On" появляются заметные изменения: ее намеренно "спустили" тона на два. Возраст берет свое и петь слишком высокие ноты Маккаферти уже не может. Тем не менее, он старается: рычит, хрипит, скрежещет, как старый, но все еще рабочий автомобиль. Куда ехать, хозяин?

Ехать надо, конечно же, вперед, а именно - к новому альбому. Если в прошлом году, приехав в Москву в рамках официального "The Newz Tour", Nazareth не сыграли ни единой песни с последней пластинки, чем изрядно шокировали зрителя, то в этот раз нам повезло несколько больше. В программу включили новую "See Me", в которой Джимми Мюррисон (Jimmy Murrison) берет акустическую гитару, а основной грув создает семейная парочка Пит (Pete Agnew) и Ли Эгню (Lee Agnew). Бас у Пита - звучный, плотный, отлично дополняемый мощными триолями бас-бочки Ли.

Вообще, Ли Эгню отлично вписался в коллектив: играет, совершенно не оглядываясь на манеру своего предшественника, покойного Даррела Суита (Darrell Sweet). Ли и барабаны настраивает существенно ниже, и играет более "воздушно", с большим количеством пауз, но при этом ударная атака у него чрезвычайно сильна.

А Дэн Маккаферти тем временем продолжает шутить. "Сейчас будет песня про секс. Да-да, про секс, вы не ослышались. Что вы так удивились? Мы еще помним, что такое секс!" - и начинается заводная "Bad Bad Boy", в которой Дэну активно помогает Пит. Голос у вокалиста начинает откровенно садиться, и верный басист аккуратно и точно поет за Дэна все "верхи".

Чтобы передохнуть, время для сольного выхода предоставляется Мюррисону. Его соло в "Heart's Grown Cold" - это одна из безусловных жемчужин концерта. Играет Мюррисон чуть развязно, протяжно артикулируя каждую ноту, не уходя ни в скоростные пассажи, ни в шреддинг, уделяя куда больше внимания ритмике и мелодике. И ритмическое чувство Мюррисона весьма пригождается, например, при исполнении кавер-версии "Cocaine" Джей Джей Кейла (JJ Cale), которую музыканты играют четко и активно, словно некий манифест. Собственно, так она и позиционируется - ее Маккаферти предваряет короткой, но пламенной речью о вреде наркотиков: "Это мы, идиоты, в семидесятые ничего не понимали, но вы знайте - наркотики это плохо!".

На "Hair Of The Dog" техник в шотландском килте выносит Дэну электроволынку, и тот играет на ней традиционное, но, вместе с тем, весьма убедительное и красивое соло. Ну а на "Love Hurts" чудес, конечно же, ждать не приходится: голос Дэна капитально сел. Песню понижают уже не два, а на три тона, но это не помогает. Пит Эгню снова поет партию верхнего голоса, но Маккаферти жестом показывает на свое горло - не могу, мол, - и публика, и так преисполнившаяся чувства благодарности к стареющим кумирам, старательно пропевает последний припев.

Группа удаляется за кулисы. Там Дэну, видимо, поднесли шотландского виски, потому что через пять минут он возникает на сцене полностью преображенный и отлично поет легендарный "Razamanaz" и, что еще более удивительно, давно не исполнявшуюся на концертах "Animals". Откуда ни возьмись. вдруг прорезается знаменитый маккафертиевский фальцет, и становится понятно на живом примере: да, именно у этого вокалиста когда перенимали манеру пения и Бон Скотт (Bon Scott), и Брайан Джонсон (Brian Johnson).

Да, сегодняшний Nazareth ничем особенным не удивил: сложно удивить подборкой greatest hits. Но шотландские старики, бесспорно, порадовали. Так у Клинта Иствуда в фильме "Space Cowboys" четверо бравых стариканов полетели в космос и наворотили там такого, что и выпускникам летного училища оказалось не по зубам. Вот и Nazareth ничем не хуже. В космос их, конечно, я бы запускать поостерегся, но на концерте они еще способны задать жару молодым!

22.08.2010, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

NAZARETH - свежие публикации: