VENOM  Адский британский характер

Как ни странно, кроме "не того" состава на концерте Venom придираться было особо не к чему, и даже ожидаемые пара килограмм песка не высыпались с лысины Хроноса.

Накануне концерта Venom в московском клубе "Точка" у нас зашёл длинный спор о восприятии живых выступлений. Товарищ мой напирал на то, что позиция аналитика, внимательно вникающего во все детали выступления, а того хуже - раскапывающего мелкие сопровождающие концерт факты, недостойна настоящего поклонника музыки, да и сильно мешает получению эмоций. Договориться нам было сложно, и мне до сих пор неясно, как ограничить себя в стремлении как можно больше узнать о предмете своего увлечения. Но кое с чем стоит согласиться - въедливые поклонники и журналисты имеют во много раз меньше шансов получить удовольствие от концерта, нежели менее притязательная аудитория, если речь идёт об "очень заслуженной и очень легендарной" группе.

Коллективы с мировым именем, калёным железом отпечатанным на истории тяжёлой музыки, часто оказываются в России впервые уже на закате своей карьеры. Конечно, есть и исключения, но мало кто мог позволить себе выступить перед фанатами из России лет этак двадцать назад. В итоге к моменту, когда кумиры молодёжи восьмидесятых приезжают к нам, их уже невозможно оценивать в отрыве ото всех фактов длинной биографии. Детские мечты о бесшабашном угаре на концерте звёздных Venom, которые непременно споют "Black Metal", а звук будет такой, что потом два дня ничего не услышишь, с большой долей вероятности превращаются в сдержанные кивания в ритм музыке давно уже остриженной головой, да бесконечные придирки к тому, что "группа-то уже совсем не та".

Как ни странно, кроме "не того" состава на вчерашнем концерте Venom придираться было особо не к чему, и даже ожидаемые пара килограмм песка не высыпались с лысины Хроноса (Conrad "Cronos" Lant). Наоборот, бодрое выступление с максимальным сходством имитировало ту самую детскую мечту, когда концерт начинается с Black Metal, а по ушам она бьёт так, что любой английский рок-подвал позавидует. В разных частях зала можно было насладиться по-разному оглушительным скрежетом верхов, но там, где попадались и басы, получался почти "тот самый звук", по которому сходил с ума металлический мир тридцать лет назад.

Нынешние Venom - а последний раз состав менялся в прошлом году - это Хронос, барабанщик Данни Нидхем (Danny "Dante" Needham) и лысый гитарист Ля Рейдж (La Rage). Судя по всему, музыканты давно уже не переживают по поводу отработки материала, исполняя партии так, как получится в данный момент. Все они - профессионалы, и если и не всегда слаженно извлекают звуки из инструментов, то уж по крайней мере делают это красиво. Особенно это касается барабанщика - редкий шанс, когда количество музыкантов в группе позволяет этому участнику по-настоящему проявить себя на сцене и наломать столько палочек, сколько душа попросит. Пальма энергичности добросовестно передавалась от участника к участнику, и когда Хроносу надоедало развлекать зал, за него это делал Рейдж, а Нидхему, кажется, не надоедало вовсе. В общем, вполне предсказуемый английский профессионализм, который дал сбой лишь один раз, когда незнание поклонниками правильного британского языка сильно досадило Хроносу.

Ближе к концу концерта, перед исполнением Metal Black с одноимённого альбома, фронтмен на безупречном беглом британском предложил публике разойтись по краям танцпола, чтобы сыграть в любимую всеми брутальщиками wall of death. Обычно, подобная затея в переводе с английского, а также универсального языка жестов, не нуждается, но Хронос пренебрёг и тем, и другим, в результате чего получил донельзя внимательную толпу, не сдвинувуюся ни на шаг. Возможно, дело было в плохом настроении музыкантов: отменили же они пресс-конференцию, которую напрасно ждали журналисты перед концертом, но называть немногочисленную восторженную аудиторию "ленивыми ублюдками" всё-таки не стоило. Хорошо, что и этот пассаж остался массами непонятым, хотя несколько человек из зала использовали в ответ Хроносу тот самый универсальный язык жестов.

Рассудительность довольно быстро взяла верх над укусившей мухой, и "Metal Black" сыграли без акробатических трюков толпы, хотя с ними было бы веселее. Куда лучше пошла хоровая "In League with Satan" - строчка "evil in league with satan" неожиданно вдохновила зал, и трубили её даже без ритм-сопровождения. В целом, концерт проходил предсказуемо хорошо, почти такой же, каким мог бы быть двадцать лет назад - почти, за исключением этих неуловимых скачков энергетики, когда то по очереди сдувались музыканты, а то публика отправлялась покурить. Вот тут, пожалуй, мне и стала понятна суть нашего с другом давешнего спора - тем въедливым, кто копается в тонкостях концерта, предпринимая попытки всячески проанализировать происходящее, для получения настоящего эмоционального заряда нужно не только слышать группу, но и получать от музыкантов другие сигналы о том, что им так же интересно, как тебе.

На бис Venom не выходили - точнее, отыграли запланированные композиции практически без перерыва с основным сетом - и автографы, по слухам, давать отказались даже через посредничество менеджера. Интересно, не узнай я этого факта, изменилось бы в общем моё ощущение от этого приятного, но довольно сухо отработанного концерта? Вряд ли, потому что информация, не относящаяся к выступлению - это, действительно, всего лишь любопытные факты, а впечатление о концерте всё равно получается исходя из того же часа с небольшим на сцене, который видят одинаково все посетители, но разными глазами.

25.06.2010, Катерина КИСЕЛЁВА (ЗВУКИ РУ)

VENOM - свежие публикации:

  • Анонс - Веном Ньютона, 19.06.2010
    Родоначальники жанра, с которым их ассоциирует большинство, Venom не имеют к нему никакого отношения, зато могут с полным правом претендовать на изобретение другого направления в музыке »»