Накануне концерта Venom в московском клубе "Точка" у нас зашёл длинный спор о восприятии живых выступлений. Товарищ мой напирал на то, что позиция аналитика, внимательно вникающего во все детали выступления, а того хуже - раскапывающего мелкие сопровождающие концерт факты, недостойна настоящего поклонника музыки, да и сильно мешает получению эмоций. Договориться нам было сложно, и мне до сих пор неясно, как ограничить себя в стремлении как можно больше узнать о предмете своего увлечения. Но кое с чем стоит согласиться - въедливые поклонники и журналисты имеют во много раз меньше шансов получить удовольствие от концерта, нежели менее притязательная аудитория, если речь идёт об "очень заслуженной и очень легендарной" группе.
Коллективы с мировым именем, калёным железом отпечатанным на истории тяжёлой музыки, часто оказываются в России впервые уже на закате своей карьеры. Конечно, есть и исключения, но мало кто мог позволить себе выступить перед фанатами из России лет этак двадцать назад. В итоге к моменту, когда кумиры молодёжи восьмидесятых приезжают к нам, их уже невозможно оценивать в отрыве ото всех фактов длинной биографии. Детские мечты о бесшабашном угаре на концерте звёздных Venom, которые непременно споют "Black Metal", а звук будет такой, что потом два дня ничего не услышишь, с большой долей вероятности превращаются в сдержанные кивания в ритм музыке давно уже остриженной головой, да бесконечные придирки к тому, что "группа-то уже совсем не та".
Как ни странно, кроме "не того" состава на вчерашнем концерте Venom придираться было особо не к чему, и даже ожидаемые пара килограмм песка не высыпались с лысины Хроноса (Conrad "Cronos" Lant). Наоборот, бодрое выступление с максимальным сходством имитировало ту самую детскую мечту, когда концерт начинается с Black Metal, а по ушам она бьёт так, что любой английский рок-подвал позавидует. В разных частях зала можно было насладиться по-разному оглушительным скрежетом верхов, но там, где попадались и басы, получался почти "тот самый звук", по которому сходил с ума металлический мир тридцать лет назад.
Нынешние Venom - а последний раз состав менялся в прошлом году - это Хронос, барабанщик Данни Нидхем (Danny "Dante" Needham) и лысый гитарист Ля Рейдж (La Rage). Судя по всему, музыканты давно уже не переживают по поводу отработки материала, исполняя партии так, как получится в данный момент. Все они - профессионалы, и если и не всегда слаженно извлекают звуки из инструментов, то уж по крайней мере делают это красиво. Особенно это касается барабанщика - редкий шанс, когда количество музыкантов в группе позволяет этому участнику по-настоящему проявить себя на сцене и наломать столько палочек, сколько душа попросит. Пальма энергичности добросовестно передавалась от участника к участнику, и когда Хроносу надоедало развлекать зал, за него это делал Рейдж, а Нидхему, кажется, не надоедало вовсе. В общем, вполне предсказуемый английский профессионализм, который дал сбой лишь один раз, когда незнание поклонниками правильного британского языка сильно досадило Хроносу.
Ближе к концу концерта, перед исполнением Metal Black с одноимённого альбома, фронтмен на безупречном беглом британском предложил публике разойтись по краям танцпола, чтобы сыграть в любимую всеми брутальщиками wall of death. Обычно, подобная затея в переводе с английского, а также универсального языка жестов, не нуждается, но Хронос пренебрёг и тем, и другим, в результате чего получил донельзя внимательную толпу, не сдвинувуюся ни на шаг. Возможно, дело было в плохом настроении музыкантов: отменили же они пресс-конференцию, которую напрасно ждали журналисты перед концертом, но называть немногочисленную восторженную аудиторию "ленивыми ублюдками" всё-таки не стоило. Хорошо, что и этот пассаж остался массами непонятым, хотя несколько человек из зала использовали в ответ Хроносу тот самый универсальный язык жестов.
Рассудительность довольно быстро взяла верх над укусившей мухой, и "Metal Black" сыграли без акробатических трюков толпы, хотя с ними было бы веселее. Куда лучше пошла хоровая "In League with Satan" - строчка "evil in league with satan" неожиданно вдохновила зал, и трубили её даже без ритм-сопровождения. В целом, концерт проходил предсказуемо хорошо, почти такой же, каким мог бы быть двадцать лет назад - почти, за исключением этих неуловимых скачков энергетики, когда то по очереди сдувались музыканты, а то публика отправлялась покурить. Вот тут, пожалуй, мне и стала понятна суть нашего с другом давешнего спора - тем въедливым, кто копается в тонкостях концерта, предпринимая попытки всячески проанализировать происходящее, для получения настоящего эмоционального заряда нужно не только слышать группу, но и получать от музыкантов другие сигналы о том, что им так же интересно, как тебе.
На бис Venom не выходили - точнее, отыграли запланированные композиции практически без перерыва с основным сетом - и автографы, по слухам, давать отказались даже через посредничество менеджера. Интересно, не узнай я этого факта, изменилось бы в общем моё ощущение от этого приятного, но довольно сухо отработанного концерта? Вряд ли, потому что информация, не относящаяся к выступлению - это, действительно, всего лишь любопытные факты, а впечатление о концерте всё равно получается исходя из того же часа с небольшим на сцене, который видят одинаково все посетители, но разными глазами.
Oliver JACKSON (1933)
John TCHICAI (1936)
Jacques DUTRONC (1943)
Steve KHAN (1947)
Willie COLСN (1950)
Chuck LEAVELL (1952)
Jimmy BARNES (1956)
Roland GIFT (1961)