На протяжении всего интервью с Летицией Садье (Laetitia Sadier), вокалистки и клавишницы Stereolab, основателем Monade, звучит виолончель Всеволода Гаккеля – музыкант настраивается перед совместным концертом. Надо заметить, что голос Садье очень хорошо ложится на эти импровизации – впрочем, тембр француженки всегда был одним из секретов привлекательности композиций с ее участием.
Звуки.Ru: А что вы делаете, если публика на сольниках просить спеть Stereolab?
Летиция Садье: Ну, пока что никто и не спрашивал: "Сыграй "Ping Pong"!!".
Звуки.Ru: Вы, кажется, их и не умеете исполнять.
Садье: Я не классический музыкант. Так что если бы я захотела сыграть некоторые песни Stereolab (тут Летиция сокращает название группы до Lab), то мне пришлось бы потрудится. Возможно, прогрессируя, я в какой-то день я решу – окей, спою Stereolab, выучу песни. И люди их услышат. Я думаю, что пока не готова для этого.
Звуки.Ru: Monade вы закрыли в прошлом году, вслед за основным проектом… Устали?
Садье: Я не устала. Для меня Monade продолжается. Это все еще мои песни. Просто теперь под своим именем. Сейчас Stereolab приостановили деятельность, не знаю, надолго ли. Возможно, пришлось время для выхода Летиции Садье. И Monade помогал мне обрести уверенность, как автору песен.
Звуки.Ru: А это была группа с равноправными участниками?
Садье: Нет, я была диктатором. Они соглашались, хотя и давали некоторые идеи относительно воплощения композиций. Давали проекту плоть. Но это моя затея – с вложениями от остальных, в некотором смысле приключение с участием друзей.
Звуки.Ru: Первый альбом Monade, по сути, записан в одиночку в спальне. Сейчас происходит возвращение?
Садье: Своего рода. На последнем альбоме, "The Trip" (его релиз назначен на август), я хотела предстать разоблаченной, оставив самое существенное, чистое. Чтобы была видна суть. Ну, а первый альбом был очень спонтанным, там ничего не готовилось заранее.
Звуки.Ru: Кто с вами играл на последней пластинке?
Садье: Жюльен Гаск (Julian Gasc) и Эммануэль Марио (Emmanuel Mario) – они работали со мной еще и на "Monster Cosmic". А вторую половину мы делали с Ричардом Свифтом (Richard Swift). Он играл с Суфьяном Стивенсом (Sufjan Stevens), продюсировал множество групп у себя в студии, что находится в гараже. Также он занимается электроникой, классикой, экспериментальной музыкой. Много чего делает.
Звуки.Ru: Это была его идея записать с Суфьяном? Просто ходили слухи…
Садье: Песня не записана. Есть идея, но она еще не осуществлена.
Звуки.Ru: Один из последних примеров вашего сотрудничества – трек "Quick Canal" на альбоме Atlas Sound "Logos". Как это случилось?
Садье: У нас общий менеджер. Мы ездили в тур по Америке – Atlas Sound разогревали Stereolab. Мы подружились с Брэдфордом Коксом (Bradford Cox), он очень открытый человек. Постоянно что-то сделает. Трудоголик. Он попросил меня написать текст, дал мне какие-то подложки. Сначала появились стихи, а потом музыка.
Звуки.Ru: Говорят, что вы музыкантов для второго альбома нашли на улице. Хотите продолжить традицию сейчас?
Садье: В то время я играла на гитаре… так себе. И мне не нужны были хорошие музыканты. Потому что между нами возникла бы дистанция. Теперь все по-другому. Прошло шесть, даже семь лет. У нас были туры, накопился опыт. Теперь мне не надо никого искать на улице. Хотя это очень органично произошло – поиск людей, желающих играть. Повезло, что так оно случилось. Просто попалась нужная улица, потому что была необходимость, вот она и возникла в нужный момент. Это так здорово! Я не смогла бы поместить объявление в журнале. Кошмар! – пришлось бы выбирать между сотнями!
Звуки.Ru: Так вы гитаристка или клавишница?
Садье: Я никогда не была клавишницей. Я играла на Moog. Мой синтезатор был полифоническим, так что я могла играть аккорды. Но на самом деле все звучало так… (изображает звук аналогового синта с множеством эффектом). Так что на пианино я не могу играть. Хотела бы - это было бы полезно для сочинительства.
Звуки.Ru: А с Севой Гаккелем планируется продолжение сотрудничества?
Садье: Я думаю, что да, абсолютно уверена.
Звуки.Ru: Кажется, вы еще на тромбоне играете? На последнем альбоме брали его в руки?
Садье: Нет, но я хочу взять духовую группу – включая тромбон. 3, 5, 10, 15 человек.
Звуки.Ru: Альбом "Monster Cosmic" вы сравнивали с рекой. На что похож "The Trip"?
Садье: Это путешествие. Говорят, что путешествие начинаетcя до рождения. Я чувствую, что я - путешествую.
Звуки.Ru: Но вы сочиняете музыку в дороге, в самолетах, или дома?
Садье: Нет, в самолетах я слушаю подкасты. Пишу дома. Я не очень хорошо умеют писать классические поп-песни. Вступление, куплет, припев, куплет, соло, гм, куплет, припев, кода. Мне это не нравится. Мне по душе, как это происходит у Джони Митчелл (Joni Mitchell). Она очень откровенная, мягкая. Каждая ее песня где-то начинается и где-то заканчивается. Это как путешествие по треке. А поп-песни – это круг. Тоже хорошо, но не для меня сейчас. Это не мой путь, мне нравятся перемены.
Звуки.Ru: Я пока готовился к интервью, обнаружил, что первая часть названия дебютного диска Monade "Socialisme ou Barbarie: The Bedroom Recordings" – это название французской леворадикальной группы, которая в свое время вышла из Четвертого интернационала. И они утверждали, что в СССР тогда был не социализм, а бюрократический капитализм…
Садье: Я сильно не углублялась в историю в данном случае. Но мне нравится фигура Корнелиуса Касториадиса (Cornelius Castoriadis). Он вышел из коммунистической партии после ГУЛАГа и прочего, сказал, что если коммунизм принуждает людей, то это не коммунизм. И мне понравилась, как эта фраза звучит, и как шокирующе она будет выглядеть обложке. В моих текстах мало конкретной политики, так что пускай немного останется на конверте альбома.
Звуки.Ru: А вы участвуете в демонстрациях, делаете политические заявления?
Садье: Нет, я просто думаю, что политика очень важная часть жизни. Но я в партиях не состою, активистом не являюсь, я просто наблюдаю и работаю, как музыкант. Когда надо будет выйти с миллионами людей на улицу – я, конечно выйду. Когда придет время. Но сейчас не вижу в этом смысла.
Звуки.Ru: Кстати, вы до сих пор являетесь совладельцем лейбла Duophonic? Как-нибудь боретесь с музыкой в интернете?
Садье: Мы не боремся. У людей есть выбор – купить или взять бесплатно. Хотя проблема с продажами, конечно, есть. Тяжело жить на доходах с продаж. Поэтому все играют и продают футболки.
Звуки.Ru: И вы продаете?
Садье: Нет, потому что на моих концертах не те люди, что покупают футболки… Stereolab повезло – нам посчастливилось удачно продать несколько пластинок, чтобы построить студию, купить дом. Большинству инди-групп не удалось – я не говорю о Blur или Pulp, о других. 10-15 назад мы могли жить с релизов, но не сейчас. Лейбл мало выпускает дисков. Они не продаются.
Звуки.Ru: Ок, а вы ищете сейчас новых музыкантов?
Садье: Ох, нужно столько часов в день, сколько дней в неделе, сколько недель в году для этого. Создавать группы – это крупное дело. Людей приходят, работают вместе, это занимает очень много времени, появляется куча обязательств. Нельзя просто щелкнуть пальцами. Есть нужные люди, которые живут в тысячах миль от меня – можно, наверное с ними репетировать по Skype?..
Звуки.Ru: Вновь ждете счастливого момента?
Садье: Да.
Дата рождения:
6 мая 1968
1980 – Власти ЮАР по политическим мотивам запретили пинфлойдовскую песню Another Brick in the Wall. Советские газеты выступили с критикой, поддержав музыкантов. Но строчка "Брежнев взял Афганистан" со следующего альбома группы заставила СМИ изменить точку зрения »»
Richard "Groove" HOLMES (1931)
John VERITY (1944)
Lesley GORE (1946)
Валерий ГЕРГИЕВ (1953)
Elliot GOLDENTHAL (1954)
Alec EMPIRE (1972)
Lily ALLEN (1985)