"Самоубийцы дискредитировали самоубийство - не наоборот" - эта фраза Фридриха Ницше лучше всего отображает принятый в шоу-бизнесе канон ухода из жизни звездных коллективов. Сначала попытки посредством дешевой сенсации (а смерти, как и любому подведению итогов в прессе традиционно уделяют больше внимания, чем попыткам поддержать зарождающуюся жизнь) вернуться на первые полосы газет, бесконечные прощальные туры, затем недолгий отпуск и наигранный реюнион с новым альбомом: Знакомая схема, не правда ли?
Тем не менее, бывает и так, что группы, в чьей незыблемости и успешности никто не сомневался, неожиданно исчезают с музыкального ландшафта. Немало лихорадит и отечественную рок-сцену: если роспуск Ленинграда еще можно считать очередной волюнтаристской шуткой Сергея Шнурова, вроде его же подзабытого проекта Диоды, то от прекращения деятельности Ва-Банка и зловещих слухов вокруг НАИВа так просто не отмахнуться. Некоторым музыкантам нужен отдых для смены деятельности, открытия новых музыкальных горизонтов. Так, например, стало с великолепным днепропетровским трио ...и Друг Мой Грузовик, съехавшим с наезженной колеи в электронно-речитативную обочину. Иногда членам коллектива отдохнуть нужно в первую очередь друг от друга. Так вышло с ветеранами русского рока Агатой Кристи, на прошлых выходных с помпой отметивших 21 год со дня основания коллектива. "Black Jack", с размахом справленный в столичном клубе Б1, не вернул гармонии в группу. В многочисленных интервью братья Самойловы наперебой говорят о том, что им стоит реализовать незадействованный в АК творческий потенциал, а будет ли это порознь или вместе - не уточняют. Что, впрочем, скорее указывает на сольный характер развития дальнейшей истории, ведь и у Глеба, и у Вадима Самойловых уже есть опыт самостоятельных проектов. И если альбомы Вадима Рудольфовича совместно с первым заместителем руководителя администрации президента Владиславом Сурковым служат скорее предлогом для острых шуток со стороны меломанов, то изданный еще в 90м году концептуальный альбом "Маленький Фриц" работы Глеба Самойлова, показал возможность альтернативного развития самой мрачной и поэтичной истории в русском роке.
Основной чертой Агаты Кристи всегда была непоследовательность, качество той природы, что шла не во вред группе, а даже на пользу, сформировав уникальный и самобытный образ коллектива. Многое из того, за что брались участники Агаты Кристи, не доводилось до конца (см. истории с дилогией "Триллер", чье продолжение так и не увидело свет), но так или иначе оставалось жить своей собственной жизнью. Так и получилось в уходящем году, когда после серии шикарных переизданий альбомов АК, обновления состава и мощного, полнокровного выступления с новыми, прыткими песнями на церемонии RAMP (ошеломившего даже тех, кто в последний раз слушал "Агату" во времена "Позорной Звезды" и "Опиума"), группа резко взяла курс на саморазрушение. Сегодняшний этап жизни квартета назван громко - Эпилог, и, как любой финал будет обставлен всеми соответствующими церемониями: выпуском заключительного альбома и полномасштабным турне. И тут стоит вспомнить, что истинная прописка в вечности - это не многомиллионные тиражи и Зал Славы Рок-н-Ролла, а десятки тысяч юных голосов, распевающих по стране под простенький гитарный бой знакомые всем хиты: "Как на войне", "Моряк", "Ковер-вертолет", "Опиум для никого", "Два корабля"... Наверное, это и есть самое настоящее мерило успеха.
Сегодня, когда все вдоволь насладились болезненно жаркими сравнениями музыки Агаты Кристи и столпов британского пост-панка The Cure и Sisters Of Mercy, подобные умозаключения выглядят просто смешно. Стоит только немного послушать бесконечные демозаписи новых отечественных инди-групп, смело провозглашающих себя верными последователями Роберта Смита (Robert Smith) и Эндрю Элдрича (Andrew Eldritch), чтобы понять - даже сейчас, когда казалось бы, все первоисточники открыты и именно в архивных штудиях преуспеть проще всего, записать нечто равное по музыке и нерву ранним пластинкам уральской рок-группы, все равно не удается никому. Что и говорить о словах песен - несмотря на предосудительное использование просторечий, в лирике Самойловых было самое главное: точность формы и двусмысленность содержания - рецепт многочисленных прочтений и трактовок. А уж, как известно, глубина для русского рока - характеристика поважнее прочих. Сложно сказать, происходит ли все вовремя и, тем более, невозможно прогнозировать дальнейшее развитие событий. Но ясно одно: кому как не Агате Кристи удастся "уйти красиво" (по словам известной, но довольно поганой песни), благо сами они спели на эту тему немало. Что же, тут можно добавить? Уходя - уходи.
Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне - Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и Александром Козловым (клавишные, вокал).
Подробности из жизни:
Немногие на отечественной рок-сцене склонны к стилистическим экспериментам.
Ещё меньшему числу артистов удаётся после таких выкрутасов сохранить, а тем
более умножить круг своих почитателей. И уж вовсе единицы обращаются при этом к
достаточно сложным музыкальным формам и маргинальным жанрам поп-музыки...
Агата Кристи - из таких вот удачливых смельчаков, преодолевших
затянувшееся отставание рока от музыкальной моды...
Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне -
Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и
Александром Козловым (клавишные, вокал). Некоторое время в составе,
официально именовавшемся ВИА РТФ УПИ (вокально-инструментальный ансамбль
радиотехнического факультета Уральского политехнического института) играли
также Александр Кузнецов (бас-гитара) и Пётр Май (ударные).
Хорошо разбиравшийся в радиоаппаратуре Самойлов сразу же взялся за сооружение
собственной студии звукозаписи.
Проблема выбора более характерного названия…
Jack GREENE (1930)
Dave COUSINS (1945)
Jann WENNER (1946)
Kenny LOGGINS (1948)
Cyril DAVIES (1964)
BØRNS (1992)