За два года, прошедшие с появления слова "ню-рейв", оно так и не получило точного определения. Однако прогнозы тех, кто называл его развлечением на один сезон, не сбылись: стало ясно, что бесследно исчезать ню-рейв пока что не собирается. Так что нам еще придется иметь с ним дело - а, значит, лучше как следует разобраться, что же мы все-таки про него знаем.
Откуда взялось само слово? Впервые оно прозвучало в 2006-м, когда группа
Klaxons попыталась охарактеризовать свое творчество в интервью журналу
"NME". По сути, это было шуткой и игрой слов - "new rave" не только
означает "новый рейв", но и звучит похоже на "new wave" (впрочем, "new rave"
зачастую стали писать как "nu rave", и среди русскоязычной аудитории прижился
как раз "ню-рейв" вместо "нью-рейва"). "NME" же на полном серьезе подхватил
идею, организовал тур "New Rave Revolution" и позвал группу в качестве
хедлайнера (а на разогреве выступали играющие в том же духе Shitdisco и
Datarock). Однако участники Klaxons, хоть и придумали термин, первыми
начали от него открещиваться и говорить, что их неправильно поняли: мол,
сравнивая себя с рейверами, они имели в виду не музыкальное сходство, а
ощущение вечеринки.
Критиковали новое определение не только его авторы, но и все, кому не лень.
Говорили, что никакого явления не существует, а просто "NME" притянул к Klaxons
за уши пару немного похожих групп, чтобы создать видимость революции и поднять
тираж. Заявляли, что в новом слове нет необходимости, потому что оно означает
ровно то же самое, что и "диско-панк". Утверждали, что слово имеет право на
существование, но в отношении моды, а не музыки: по звучанию Klaxons ничего
общего с "настоящим" рейвом не имеют, а вот визуальную составляющую переняли.
Вся эта критика, безусловно, отчасти верна - но стоит учесть одно
обстоятельство. Само слово "рейв" - тоже вовсе не название музыкального
направления. Изначально им называли вечеринки конца 80-х - начала 90-х, на
которых танцевали под электронную музыку. Однако постепенно слово стало
применяться и к самой музыке, там игравшей, так что сегодня, говоря о
"рейв-музыке", люди понимают друг друга - хотя в зависимости от ситуации это
может означать и британский эйсид-хаус, и немецкое техно. Точно так же и
"ню-рейв" звучать может очень по-разному, но связан хронологически, а также
тем, что играющих его музыкантов можно назвать одной тусовкой: они знают друг
друга, попадают на одни сборники, издаются на одних лейблах и делят одну
аудиторию. Так что слово вполне имеет право на жизнь - просто скрывается за ним
явление, а не направление.
Что же это за явление? По сути, у него две больших ветви. Первая по звучанию
представляет собой диско-панк - напористый и крикливый танцевальный рок с
электронными вкраплениями. Диско-панк стал известен еще в 2003-м вместе с
успехом сингла "House Of Jealous Lovers" американцев The Rapture.
Ню-рейверы же добавили к этому звучанию рейв-эстетику - светящиеся палочки,
кислотные цвета, желтые смайлики на одежде - и некоторые мелочи вроде каверов
на рейв-классику. Кроме уже упомянутых групп, в числе использующих такое
звучание стоит назвать Hadouken! и These New Puritans. Вторая
ветвь - электро-хаусовые проекты. Равняются они, в первую очередь, на дуэт
Daft Punk, и сами обычно тоже состоят из двух человек; в числе таких
дуэтов - немецкий Digitalism, английский Simian Mobile Disco и
канадский MSTRKRFT. Самым же известным из них стал Justice - дуэт
французский, как те же Daft Punk.
Звучат эти две версии ню-рейва совсем по-разному - как же они образуют одно
целое? Во-первых, хаус-представители охотно ремикшируют диско-панковых
музыкантов, а потом еще и используют полученные ремиксы в своих ди-джейских
сетах. И, во-вторых, они близки идеологически: обе версии находятся между роком
и электронной клубной музыкой, просто идут к центру с разных сторон.
Диско-панковые музыканты добавили к року немного электроники и сместили акценты
с содержания песен на их звучание, электро-хаусовые охотно разбавляют
синтезированный звук вокалом и играют живьем. Причем порой происходят даже
перемещения между двумя лагерями: участники Simian Mobile Disco раньше играли в
рок-группе Simian, а Does It Offend You, Yeah? чередуют оба
подхода, успевая в перерывах еще и ремикшировать других.
Какие еще имена и названия стоит знать? Почву для ню-рейва во многом подготовил
пухлый американец Джеймс Мерфи (James Murphy). Он был одним из
основателей лейбла DFA Records, на который подписаны The Rapture, однако
сам же и затмил их по популярности - его проект LCD Soundsystem снискал
любовь критики и обычных слушателей, сделав диско-панк популярным. Значимую
роль для хаус-версии ню-рейва сыграли французские лейблы Kitsune Music и
Ed Banger - первый в числе прочего выпускал записи Digitalism, а второй
Justice. А вот многие гитарные ню-рейверы, в отличие от электронных,
расползлись по крупным лейблам.
Появилось несколько ню-рейвовых сборников, дающих неплохое представление об
общей картине. Первым из них, вероятно, был диск "Dancefloor Distortion"
(приложенный к одному из номеров все того же "NME"), треки на котором были
сведены в один микс участниками Simian Mobile Disco. Когда он выходил, еще
могло показаться, что журнал взял пару групп, а дальше старательно добивал диск
всем подряд - но позже некоторые из представленных на диске музыкантов,
выпустив больше материала, сами стали известными ню-рейверами. Подобный микс с
говорящим названием "Rock The Rave" был приложен и к журналу о клубной
музыке "Mixmag", но там за сведение отвечали уже Digitalism.
Trash Fashion - одна из немногих групп, кто, находясь в ню-рейве с
самого начала, до сих пор не выпустил дебютный альбом. Однако в танцевальной
музыке очень важны синглы, и гимном всего ню-рейва можно назвать именно их трек
"It's A Rave Dave".
Есть некоторые группы, принадлежность которых к ню-рейву спорна - например,
Crystal Castles нередко к нему причисляют, но их восьмибитные кричалки
звучат слишком резко и нервно для веселой вечеринки, так что из общего ряда они
выпадают. The Teenagers, напротив, слишком мягкие - танцевать под них
можно, но напора Klaxons и Shitdisco в их музыке не найти, скорее это просто
танцевальная поп-музыка. А есть и современная танцевальная музыка, которая тоже
совмещает синтезированные звуки с живыми, но к не имеет отношения к ню-рейву и
не оказывается к нему причислена - например, электроклэш-проекты вроде Fischerspooner.
Как обстоят дела с ню-рейвом в России? Если в других случаях музыка нередко
доходила до нашей страны с некоторым опозданием, то здесь такой задержки не
было. В результате к нам уже вовсю возят ню-рейв-группы, пусть и не с сольными
концертами, а на фестивали: на "Avant Fest" приезжали Shitdisco, на
"Stereoleto" - Datarock, на "Пикник Афиши" - Late Of The Pier, а на
"RAMP" в этом году привозят флагманов-зачинщиков
Klaxons. Однако собственных героев в стране почему-то не появляется: группы
Cheese People, Наркотики и Yogo! Yogo! порой называют
ню-рейвом, однако это все же выглядит не вполне корректным. В результате чуть
ли не ближе всех к ню-рейву подошли Би-2: сначала на альбоме
"Молоко" они вплотную занялись диско-панком, а затем на сборнике
"Нечетный Воин 2" песню "Все, Как Он Сказал" при помощи Антона
Севидова снабдили электро-хаусовым ремиксом.
Каковы перспективы? Определенную популярность ню-рейв уже получил, но по-настоящему масштабным явлением - таким, как оригинальные рейвы в свое время, с многотысячными танцами по всей Европе и массовой эйфорией - ему явно не стать. И похоже на то, что относительным успехом он обязан воцарившемуся в последние годы безрыбью: масштабных музыкальных явлений, в общем-то, давно уже не было. Чем занять себя молодежи, когда ничего значимого в ее мире не происходит? Бездумно веселиться всю ночь напролет, чем ню-рейверы и занимаются - по той причине, что не находят ничего лучше. В общем-то, курс на вечеринки и танцы сейчас вообще главенствует в молодежной музыке: Franz Ferdinand и им подобные стремятся играть рок так энергично, чтобы на месте не сиделось, Bloc Party на третьем альбоме из рок-группы превратились в танцевальный проект, даже мягкий инди-поп силами групп вроде Hot Chip и Black Kids теперь умудряется заманивать людей на танцполы. В этом нет ничего плохого, и интересных музыкантов в сегодняшней танцевальной волне хватает - но возникает впечатление, что это музыка детей, сходящих с ума от того, что им нечего больше хотеть. Если же завтра безрыбье прервется, и появится новое по-настоящему популярное направление - вполне вероятно, что большинство сегодняшних приверженцев ню-рейва тут же о нем позабудет.
1948 – Родился Герман Раребелл, барабанщик группы Scorpions »»
1962 – Родился Кирк Хэммет - "молодой" гитарист Metallica. Кирк известен своими техничными соло, признанными во всем мире: "Master of Puppets", "One", "Fade To Black" и др. Также является автором многих узнаваемых риффов из творчества группы »»
1967 – Вышел первый номер журнала Rolling Stone. На момент выхода первого номера издание было 8-полосной газетой, издаваемой Янном Уэннером (в настоящее время - по-прежнему издатель журнала) и музыкальным критиком Ральфом Глисоном. Сейчас издается в 16 странах »»
2002 – Решением ученого совета Университета Хэртфордшира Брайану Мэю (Queen) присудили степень доктора астрономии »»
Sheila JORDAN (1928)
Melvin LASTIE (1930)
Don CHERRY (1936)
John MCFEE (1953)
Cindy BLACKMAN (1959)
Kim WILDE (1960)
Kirk HAMMETT (1962)
Antoine CLAMARAN (1964)
Paul BOWLES (1999)