ISIS  Икру метал

Год умного метала в Москве продолжился выступлением бостонского квинтета в "Икре". Те, кто пришел посмотреть на диковинку исключительно из суетного любопытства, остались ни с чем, кроме ощущения непричастности, остальные же покидали поле битвы с экстатическими гримасами.

Прошедший 13 апреля в клубе "Икра" концерт бостонских пост-металистов Isis заставил многих задуматься над термином "умный метал". Меня это выступление навело на мысль, что зачастую интеллект этой музыки не в ней самой, а именно в ее слушателях. Недаром в эту категорию попадают столь разношерстные коллективы (от Crowbar, Mastodon и Scanner до Tool и Pelican), непроходящие под грифом высокодуховных. Тут дело, видимо, в том, что наиболее активную и авторитетную (пусть и порой не самую многочисленную) аудиторию составляют люди из поколения новых меломанов, помешанных на информационном всемогуществе Интернета. Утонченные знатоки всех музыкальных стилей - именно они, поднимали на щит порой даже самых прямолинейных трешеров, выбивая им звание "музыки для просвещенных". Впрочем, все жанроопределяющие размышления здесь лишь к слову, ведь с Isis все совсем далеко не так просто - самодостаточность и сокровенность их эстетических образов была убедительно доказана московским выступлением.

Возможно, виной тому богоискатели Current 93, два дня накачивавшие стены клуба отборным мистицизмом, отчего состоявшееся аккурат перед концертом показательное выступление столичной погоды в виде нескончаемого ливня и шквальных порывов ветра, случайным никак не показалось. Более подходящего "разогрева" к неистовым и вместе с тем обжигающе холодным американцам придумать было сложно. Действительно, с трудом можно подыскать музыке Isis более подходящее сравнение, чем вездесущая аналогия с буйством природы - медленно бурлящая пучина яростного инструментального рева, перемежавшаяся медитативными отыгрышами и меланхолическими электронными вставками - лучшее сопровождение к любым катаклизмам, от природных до сугубо личных. Промокшие до нитки и намерзшиеся в не самой типичной для этой площадки очереди, любители экстремального метала наполняли клуб беспрестанным потоком до тех пор, пока незанятой осталась лишь узкая полоска перед барной стойкой. Сплоченность отечественных меломанов и их невероятная жажда прорваться в первые ряды (туда где и оглохнуть можно ненароком) убедили корреспондента Звуков.Ру в несгибаемой воле продвинутых аборигенов. Там, где другие выбрали бы конформистскую ретрансляцию из бара, российские поклонники демонстративно жаловались на слишком прозрачный недостаточно сырой и грубый звук, и в пиках децибел лишь блаженно улыбались, переживая собственные многочисленные катарсисы.

Впрочем, магия Isis совсем не в децибелах и не в шоу, которого по сути и не было - музыканты не стремились вызвать ни малейшего эффекта погружения путем переговоров с залом, наоборот, хмурые и молчаливые, они давали каждому выбирать свою степень вовлеченности в процесс растворения в неторопливо громыхающем метале. Гитаристы только статно раскачивались в такт риффам и пробивали коротко остриженными головами невидимые стены в моменты крещендо, когда от сладостной пытки звуком по-настоящему захватывало дух. Казалось, что вот она вся та неуловимая суть их аморфной и формально деконструированной музыки: за жесточайшим сладжевыми обвалами и натужным ором Тернера проглядывал щемящий лиризм и нежданная человечность. Если уж и брать сравнения близкие по семантики к посланиям группы, то под бушующими волнами штормового океана оказалась смертельно раненая подводная лодка, с залипшей кнопкой ревуна - навечно одна в холодных водах. Красота страшная сила, а в страшной силе есть своя красота - наверное, это и есть негласный лозунг группы, и ,оглядываясь назад можно сказать, что это было совершенно уникальное выступление - такой музыки здесь еще не играли.

Другое дело, что те, кто пришел посмотреть на диковинку исключительно из суетного любопытства, действительно, остались ни с чем, кроме ощущения подавленности, непричастности, но впечатленные концертной мощью команды. Похвастаться перед френдами им оказалось решительно нечем, разве что присоедниться к флешмобу и вычеркнуть название группы из списка невиданных доселе новинок.

Остальные благодаря Isis умудрились пережить за эти полтора часа все взлеты и падения скрытые в безжалостной музыке - и в этом плане непродолжительное (полуторачасовое) выступление группы было спланировано просто идеально. Выходя на бис, бостонцы сыграли "Carry", пожалуй, самую чувственную (если так можно говорить о подобной музыке) вещь с эпохального альбома "Oceanic" - и вот тут эмоции взвинтило просто до предела. Играть дальше означало только идти на понижение, хотя, возможно, это не осознали те посетители концерта, что желали набить свое сознание пост-металическими опусами до ощущения сытости. А те, кто по-настоящему приобщился, выползали из зала, несмотря на продолжающиеся вызовы на бис - они знали, что ничего больше уже не будет.

На улице же тихо продолжал капать дождь, и в его монотонности чувствовалось то просветленное успокоение после бури, что и в сотнях покидающих зал суровых мужчин с горящими мягким светом глазами.

15.04.2008, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

ISIS - свежие публикации:

Сайт: www.isistheband.com

ISIS

Дата образования:

1 января 1997