Judy BADY  "Образ джаза поменялся"

Джаз - горячая тема месяца: один за другим проходят джазовые фестивали, нас посещают мастера жанра. С легендарной Джуди Бэйди мы обсуждаем, какая судьба ожидает классический традиционный джаз. Останется ли он лишь в качестве музейного экспоната или будет жить и сегодня?

В дни очередного Месячника джаза-2006 (Jazz Appreciation Month), проводимого в Армении, мне удалось встретиться с хэдлайнером фестиваля американской певицей Джуди Бейди (Judy Bady) и узнать мнение звезды о многих проблемах современного джаза. Но прежде чем начать диаолг о джазе, мне пришлось выслушать от звезды достаточно любопытное признание.

Джуди Бейди: - Я знаю, что ты сейчас будешь спрашивать меня знаю ли я армянскую музыку и слышала ли я до приезда что-нибудь об Армении. Так вот, скажу, что "не что-нибудь", а очень много. Дело вот в чем. Я родилась и выросла в Мичигане. Затем переехала в Нью-Йорк. Так вот, когда я решила собрать свою собственную группу, моим первым партнером, пианистом и руководителем моего ансамбля стал Грегори Тароян (Gregory Taroyan), мой земляк из Мичигана. Мы с ним работали вместе достаточно долго. Он тогда еще много мне рассказывал о своей исторической родине. А когда я начала брать уроки вокала в университете, моим преподавателем тренировки слуха стал хорошо известный в Америке, а теперь и в Армении пианист Армен Донелян (Armen Donelian). Он тоже много рассказывал мне все те истории, что ему рассказывала его бабушка об Армении, и о сегодняшней жизни в Ереване, куда, он достаточно часто приезжает. Наконец, именно он порекомендовал меня организаторам ДЖЭМа-2006 - и вот я здесь. А когда я начала собираться в Ереван, он и другие друзья-армяне снабдили меня записями армянской музыки,- правда, в основном фолклорной. Мне очень понравилось звучание дудука - да и вообще армянская музыка очень нежная и почти всегда грустная.

Звуки.Ru: - Как Вы стали петь джаз?

Джуди: - Как все. У меня мама прекрасно пела в церковном хоре и привела туда и меня. В церкви я научилась петь настоящий госпел и спиричуэлз. А потом и блюз, а это, как известно, в свою очередь, основа почти всех сегодняшних популярных жанров - джаза, рок-н-ролла, фанка, попсы:

Звуки.Ru: - И как Вы охарактеризуете сегодняшнее состояние джаза в Америке?

Джуди: - К сожалению, оно не очень обнадеживает. Как мне кажется, джаз, в основном, серьезный, больше популярен в Европе, в России, насколько я поняла, у вас, в Армении, чем в Америке. Отношение к джазу у нас всегда было как к чистому развлечению, ценились легкие его формы, под которые можно, например, танцевать, или попросту ничего не делать, а просто отдыхать. По другую сторону океана же его изучают, стараются скрестить со своей культурой, пытаются найти новые формы, пути его развития. В Америке же отношение к жанру - чисто потребительское. Коммерческие отношения убивают настоящее искусство. Крупные записывающие компании мало интересуются настоящим творчеством, их главная забота - как заработать побольше денег. Вот поэтому,-то в последнее время и появилось такое количество музыкантов, эффектно играющих и поющих коммерческую разновидность джаза.
Надо признать, что джаз составляет лишь очень маленькую часть мира шоу-бизнеса. Там все пространство - как на сцене, так и в студиях звукозаписи -занято поп и рок музыкой. Почти не видно классики, джаза, кантри, авангарда. Посуди сам - ГРЭММИ вручается в ста номинациях. Из них лишь процентов 20-25 составляют все эти серьезные жанры вместе взятые. Все остальное - это сплошная коммерция и развлекаловка.

Звуки.Ru: - Но ведь и в самом джазе есть разграничения. Молодежь, если она даже слушает джаз, а не попсу, предпочитает ее современные вариации. А что же ожидает классический традиционный джаз? Останется ли он лишь в качестве музейного экспоната или будет жить и сегодня?

Джуди: - Ну, во-первых, огромное количество людей с удовольствием слушает старый традиционный джаз. А во-вторых, если даже традиция вытесняется новым со сцены и из эфира, то все равно ее надо слушать. Ведь для того, чтобы играть новое, надо хорошо изучить и знать старое. Это то, что принято называть школой. Певицам надо все время слушать старых, проверенных временем звезд, пытаться подражать им в хорошем смысле слова, а лишь затем начинать искать свой собственный стиль. Вот, например, молодой повар. Прежде, чем придумывать свои собственные блюда, он должен хорошо изучить продукты, что из чего готовится и потом, вооружившись этими знаниями, заниматься экспериментами. Без базовых знаний трудно будет в любой сфере деятельности, не только в музыке.

Звуки.Ru: - В середине прошлого века в мире существовало большое количество настоящих джазовых певиц - Элла, Сара, Билли (Ella Fitzgerald, Sarah Vaughan. Billie Holiday) .. Сейчас, как мне кажется, джазовая сцена больше похожа на подиум модельного бизнеса:

Джуди: - Совершенно верно. Дело в том, что кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Если кому-то для каких-либо целей нужно развлечь или, скорее, завлечь кого-нибудь (в нашем случае любителей джаза), то что может подойти лучше для этой цели, чем образ красивой эффектной белой девушки. Вот и развелись - Дайана Кролл (Diana Krall) , Джейн Монхайт (JaneMonheit) , Нора Джонс (Norah Jones): Не хочется их обижать, но ведь они больше берут своим внешним видом и эффектными нарядами, чем настоящим исполнительским искусством. Хотя джаз и появился на свет как музыка для развлечений, настоящие музыканты всегда вкладывали в него много личного, свои чувства и переживания. У многих сегодняшних звезд этого нет. Даже сам образ джазмена поменялся. Если раньше это был слегка усталый негр, играющий ночи напролет в баре за гроши, а часто, и просто для собственного удовольствия, то сейчас это часто молодой белый музыкант с профессиональным образованием, прекрасно выглядящий, окруженный продюсером, менеджером, составляющих за него программу, ведущие его финансовые дела. Одним словом - полноценный бизнес. Но зато, у многих из них нет той самой настоящей джазовой души, что делает музыканта джазменом. Только искренность исполнения, история, рассказанная с душой, с настоящими, а не картинными эмоциями может по настоящему увлечь слушателя. Джаз - это свобода, это искренность, это глубина чувств. Если всего этого нет, то это не джаз, а чистая коммерция. Хотя джаз и появился на свет как музыка для развлечений, настоящие музыканты всегда вкладывали в него много личного, свои чувства и переживания. Сейчас многие пытаются прикрыть отсутствие мысли и чувств техникой и разными фокусами. Но настоящий ценитель всегда поймет и почувствует эту фальшь.

Звуки.Ru: - У нас много молодых девушек, поющих джаз. Но ни одну из них я не назову настоящей джазовой певицей. Как только они начинают петь, сразу чувствуется, что это "не Элла". То же касается и, например, российских вокалисток и многих европейских. Неужели не американские певицы так и не смогут петь "по-настоящему"?

Джуди: - Я думаю, что тут проблема в языке. Я не имею ввиду произношение. Я говорю о чувстве языка. Вот например, европейских инструменталистов очень трудно отличить от американских. А певиц можно. Дело в том, что джаз - это чаще всего искренний рассказ о жизни. А чтобы передать его на правильной ноте, нужно хорошо и правильно расставить акценты, для чего, в свою очередь, нужно хорошо знать и чуствовать мелодику языка, хорошо понимать о чем поется. Чего не американским вокалистам добиться достаточно трудно. Причем, это касается и английских певцов. Британский английский сильно отличается от нашего именно по степени чувств и от этого сильно проигрывает.

Звуки.Ru: - Что же ожидает любителей джаза в будущем?

Джуди: - Музыканты нашли выход. Если крупные компании не хотят записывать прогрессивных музыкантов и заниматься реализацией их альбомов (им это попросту не выгодно), то сейчас на помощь музыкантам пришел интернет. Многие записывают свои альбомы на маленьких независимых или даже собственных студиях, а затем рекламируют и реализуют их через интернет. И представь - есть результат. Жить и творить можно. А если будешь ждать помощи со стороны продюсеров и лейблов, озабоченных лишь состоянием собственного кармана, можешь так и остаться без ничего.

Звуки.Ru: - А слышали ли Вы об Арто Тунчбояджяне (Arto Tuncboyaciyan) и руководимом им Armenian Navy Band?

Джуди: - Да, наш пианист и руководитель моего квартета Миша Пятигорский в первый же день пребывания в Ереване попал в клуб, где они играли и был поражен как исполнительским уровнем, так и оригинальностью задумок и широтой кругозора музыкантов. Он рассказывал нам о них, буквально захлебываясь от восторга. Я же, к сожалению, пока их не слышала. Попробую найти время и пойти в клуб, хотя бы на полчасика.

06.06.2006, Армен МАНУКЯН (ЗВУКИ РУ)