Наиболее распространенное мнение о
прошедшем концерте Кейла (John Cale) и его молодой команды: Кейл 2000-х
против Кейла 70-х (и даже 90-х) - все равно, что плотник супротив столяра. Но
кто сказал, что крепко сбитый стул менее ценен, нежели фигурная резьба на шкатулке?
2/3 программы московского концерта Кейла составил материал с нового альбома
"Black Acetate", однако начинается концерт просто и доходчиво - Кейл
берет скрипку и начинает тяжелой поступью:
Shiny, shiny, shiny boots of leather
Whiplash girlchild in the dark...
Весь вечер музыкант перемещается между инструментами: берет гитару и исполняет утяжеленную версию "Turn the Light On", становится за Курцвайль и выдает "Femmе Fatale" и "The Rosegarden Funeral of Sores" - и дальше все плотнее становится звук, все разгоряченнее публика, и вот уже приплясывают даже те, кто этого делать совершенно не планировал. Перед сценой танцуют мои старые друзья и какие-то оторванные молодые люди. Под конец концерта понимаешь, что только что произошло совершенно не то, чего ты ожидал: не было "рок-авангарда пенсионного возраста", был рок в духе "новых старых групп" типа The Decembrists и The Killers. Это совершенно непохоже на давний концерт Кейла в Театре Эстрады: другое настроение, другая музыка. Хотя всех нас честно предупредили.
То, что делает Кейл, - это просто. Это так просто, что сразу понимаешь, что
общего у Кейла с Глассом или с Кейвом: скупыми средствами достигается ясность и
чистота. Это минимализм от рока. И, похоже, именно отсутствие "архитектурных
украшений" - его основная
задача на сегодняшний день.
Хорошо смотреть на Кейла и держать в голове концерт его ровесника - Коэна
(Leonard Cohen). Пока
один стоит на своем пьедестале, грустно повесив голову и показывая всем своим
видом, как он бесконечно устал от жизни, второй набрал себе молодых ребят и
рубится так, что смотреть и танцевать - сплошное удовольствие. Один получает
аплодисменты на первых аккордах, потому что его песни узнаваемы и перепеты тысячу
раз в неизменной форме, второй безжалостно выкручивает и ломает их структуру,
чтобы от исходного
материала осталась одна голая идея, один посыл. И когда по записям ты бережно
хранишь в голове "Venus in furs", а на концерте тебе выдают ее в виде
старого красивого харда, и концерт чем дальше, тем больше становится "хард",
понимаешь, что все происходящее - это просто умение и смелость идти дальше, не
оглядываясь и не жалея. Взять песню 70-х "Pablo Picasso" и подать ее
так, будто
она родилась только что, за кулисами.
И - как удивительно Кейл связал всех своих музыкантов в единую, нераспадающуюся картину!... Великолепный, четкий негр-барабанщик - невозможен без классического басиста, а тот, в свою очередь, не звучит без лид-гитары... Молодые, классные, красивые, однако на их фоне Кейл не выглядит и не звучит "рокером на покое". Звук в Апельсине всегда хорош, но в этот раз был хорош особенно. Хотя в середине концерта из клавишных вылетел джек, и это заставило музыкантов потянуть импровизацию, пока оборудование приводили в порядок...
Звук призван обозначить каркас стиля, - это типичный лос-анджелесский
"жесткач". В стиле RHCP. И когда на пятой вещи ты видишь, что барабанщик
сдерживает себя, чтобы держать "рамку", но внутри весь горит, и басист играет
все те же три ноты, но умудряется все же незаметно на протяжении песни что-то
изменить, отчего песня читается совершенно по-другому, и невозможно отследить
это изменение - это интереснее, чем самые замороченные соло. Хотя,
разумеется, ближе к концу вечера достались публике и они. А на бис Кейл дал
публике потанцевать в последний раз, после чего вышел и спел изящную лирическую
вещь - словно многоточие поставил.
Говорят, в Питере концер Кейла провалился. Грустно.
Дата рождения:
9 марта 1942
1964 – Битлы "завосковели". Великолепная четверка стала первой поп-группой, чьи восковые копии появились в лондонском музее мадам Тюссо. Впоследствии битлы сфотографировались с собственными двойниками на обложке альбома "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" (1967) »»
1987 – В семье итальянцев Джозефа и Синтии Джерманотта родилась будущая королева эпатажа, любительница латексных костюмов, высоких каблуков и дикой хореографии - Lady Gaga »»
1996 – Тугодум Фил Коллинз решился начать сольную карьеру и вышел из состава Genesis. Фил пытался выйти из состава группы еще в начале 90-х, но задержался, чтобы записать альбом "We Can’t Dance" (1991) поучаствовать в прощальном турне (1993) »»
Михаил Леонидович АНЧАРОВ (1923)
Robert ASHLEY (1930)
Johnny BURNETTE (1934)
Barry MILES (1947)
John EVANS (1948)
Reba MCENTIRE (1954)
Dave KEUNING (1976)