ПОЛЮСА  "А что это за песня?"

Питерская группа Полюса записывает уже третий альбом, но широкие массы по-прежнему слышат из радиоточек ее старый хит Поэзия". В интервью лидера группы Ильи Разина - рассказ о технологии записи альбома "на лету", о том, почему на концертах группы играют чужие музыканты и о пользе, которую приносит интернет...

У многих известных групп случаются перебои с творчеством при обилии желающих это творчество продавать, а вот у питерской группы Полюса случай противоположный: группа записывает уже третий альбом, но широкие массы об этом не знают. В начале нашего разговора мы попытались получить от лидера группы Ильи Разина объяснение того факта, что уже который год после выхода дебютного альбома "Поэзия" по радио крутятся исключительно старые хиты группы "Полюса"...

Илья Разин: - Мы совершенно свободные художники, которые зависят только от состояния муз и самих себя. Мы не связаны с продюсерами, которые могли бы поддерживать волну интереса специальными средствами, удерживая людей в напряжении. А сам творческий процесс волнообразен, невозможно все время выдавать музыкальную продукцию высочайшего качества. После выхода нашего первого альбома мы решили записать второй - акустический. И назвали его "Само собой". Несколько треков выложили на нашем официальной сайте - www.polusa.spb.ru. А после этого решили... альбом не выпускать. В надежде подписать контракт на издание нескольких вещей сразу - ведь теперь мы начали делать третий диск. Сведено уже пять композиций. И теперь мы находимся в поисках конторы, которая заинтересовалась бы изданием акустического альбома, электрического и концертного видео, которое уже практически готово - это съемка недавнего выступления в "Red Club".

Звуки.Ru: - Расскажи подробней про акустическую пластинку.

Илья: - Идея пластинки зрела давно, поскольку сами "Полюса" начинались как акустический проект двух людей - меня и Дениса Мотылицкого. Есть много материала, которые не предназначен для "электричества" и никогда в нем не исполнялся. Еще до того, как мы записали "Поэзию", группа зафиксировала достаточное количество песен, которые потом вошли в акустику. А потом мы решили вернуться к этому эксперименту - и в итоге все переделали.

Звуки.Ru: - Его можно услышать?

Илья: - Альбом издан ограниченным тиражом, в digipack, в количестве 200 штук - он очень быстро разошелся среди поклонников. Мы делали презентацию в "Кафе Че", там был совершенно другой состав - не музыканты "Полюсов". Потому что акустический звук требует совершенно иного подхода. И мы пошли на то, чтобы пригласить наших друзей из других групп, чтобы добиться этого звука.

Звуки.Ru: - А что в этом звуке особенного?

Илья: - Этот альбом - очень цельный, это не просто композиции, которые стоят на диске рядом. Песни соединены неким единым звуковым подходом. Диск получился очень свежим по саунду - мне самому было интересно его слушать и изучать. Ведь все музыкальные произведения, которые мы ранее записывали - они были отрепетированы заранее. Надо было просто прийти в студию и сыграть их. А в "Само собой" все делалось по другой схеме - мы записывали "болванку", она нам, как правило, не нравилась - мы начинали ее переделывать... В итоге - все мелодии придуманы прямо в студии. Ничего не репетировалось. На сведении мы эти песни вообще не узнавали - играет какая-то музыка: "Интересно, что это за песня?". Альбом записали за две недели, полностью погрузившись в процесс - ничего постороннего не слушали, были полностью отделены от внешнего мира. И к записи 13-й композиции забыли, как звучит первая. Когда мы послушали диск целиком, стало понятно, что все песни сыграны в одном ключе.

Звуки.Ru: - Сохранится ли этот подход в "электричестве"?

Илья: - Думаю, в меньшей степени, но - да.

Звуки.Ru: - Как вы формируете сет-лист с таким количеством нового материала?

Илья: - Из старого мы играем около пяти вещей. Время идет, их восприятие меняется. Хочется играть новые композиции - они этого достойны. Формы песен из "Поэзии" не соответствуют нашему настрою. Для слушателей, может, и нет... Можно, конечно, сыграть как на магнитофоне, но мы ищем новое звучание старых композиций. Чем иногда расстраиваем поклонников.

Звуки.Ru: - Что-нибудь из только что записанного уже попало в эфир радиостанций?

Илья: - Небольшой опыт уже был - песня "На Беду" неизвестным для нас путем попала на "Наше радио", покрутилась там немного и пропала... Непонятно, что ими двигало - это не самая замечательная песня в альбоме. Мне кажется, на диске не одна песня не сможет "выстрелить", стать "паровозом" - сама концепция звука, которой мы следовали при записи, - она находится в стороне от "формата". Такая музыка не может звучать на радио, разве что какой-нибудь диджей поставит ее сам - по личным соображениям.

Звуки.Ru: -А вы готовы ли вы на компромиссы ради продвижения пластинки в массы?

Илья: - Единственный компромисс, о котором я могу говорить без сомнений - мы, пожалуй, готовы сократить какую-либо композицию по хронометражу ради того, чтобы она попала в ротацию. Потому что нет такого радио, которое готово крутить песни длиной в пять минут. Я больше скажу - просто недостаточно хорошей русской музыки, чтобы сделать хорошее радио.

Звуки.Ru: - А может дело все в том, что в голове у слушателя одни штампы?

Илья: - Они существуют - и виноваты в этом музыканты. Как-то мы репетировали на съемной точке - а на стене висела "структура хита": должно быть три куплета, пять припевов, одна модуляция... Все на полном серьезе. Но даже если выполнить все эти требования, в итоге совсем не обязательно получится хит.
Кстати, я общался недавно с одной конторой на предмет изданий наших творений. Они сказали: "Вот если бы альбом стал событием, мы бы его выпустили". Я решил ознакомиться с их лексиконом. И спросил, что же такое "событие". Оказалось, что это, к примеру, песня "Актриса" Ночных Снайперов. Безусловное "событие" - "Черные глаза". Я нашел эту песню и понял, что мы с ее авторами - из разных культурных слоев. Ничего, кроме слез, песня эта у меня не вызывает. Ну, кому нужно душу продать, чтобы написать песню "Черные глаза"? Честно говоря, не хочется звучать из ларьков. Хочется, чтобы слушали подготовленные люди - и на хорошей аппаратуре.

Звуки.Ru: - А как насчет того, чтобы издавать альбомы самим?

Илья: - Нам важна хорошая дистрибьюция. Чтобы с нашей музыкой ознакомились не только в Петербурге, но и, скажем, на Сахалине. К сожалению, Интернет не дает такой гарантии. Людям, которые не живут в крупных городах, иногда даже качество связи не дает позволить ознакомиться с музыкальными новинками - ты не можешь качнуть три дурацких мегабайта только потому, что у тебя глючит модем. Хорошо, если глобальная паутина позволит легче себя чувствовать в этом мире. Я, к примеру, не чувствую себе обделенным - захожу и выбираю все интересное.
Очень характерна история о том, как мы недавно сумели выбраться в Таллин. Одна девушка увидела нас в "Голубом огоньке" - буквально несколько секунд. Полезла в Интернет, раскопала информацию. И организовала несколько концертов. Но ведь ей сначала надо было нас заметить! Ведь в той же российской Сети - несколько тысяч групп. Медийная поддержка существенно влияет на узнаваемость, как ни горько - или радостно - это сознавать. Ты все равно должен приложить усилия, чтобы музыка дошла до слушателя. Хотя, как я считаю, нормально, если музыкант пишет в стол или для друзей. Но мне хотелось бы, чтобы наших слушателей было больше. Но "Полюса" - это не массовый продукт. Я слышал от людей, которые ходят на концерты, что нас сразу не "впитать". Вот если человек приходит в третий раз, то он начинает что-то осознавать. А сначала стоит с открытым ртом...

Звуки.Ru: - Как ты думаешь, почему?

Илья: - Я все время пытаюсь понять, как себя чувствует в первый раз пришедший зритель - видимо, никогда не пойму...

24.02.2006, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

ПОЛЮСА - свежие публикации:

  • СПРАВКА - История происхождения "Полюсов", 02.10.2007
    Группа Полюса образовалась в 1999 году в Санкт-Петербурге. Ее основатели - бывший участник группы СКА Илья Разин (вокал, гитара) и Денис Дулицкий, расставшийся ради работы в группе с собственным проектом Вакуум. Сначала это был акустический проект, который впоследствии перерос в полноценный электрический. Такой группы давно не было. Красивые, выверенные, написанные на безупречном русском языке тексты - уже полдела. А ведь есть еще и мелодии, и приятный вокал, и отличные аранжировки, навевающие даже на самых продвинутых слушателей ассоциации с музыкой композитора Зацепина. Наиболее удачные вещи, как ни странно, музыкантам удается делать на стихи со сложными размерами и непростыми текстами »»
  • Анонс - Люди хотят поэзии, на...!, 01.08.2003
    Состоится первый сольный концерт группы Полюса в столице »»
  • Альбом дня - Полюса, 05.05.2003
    Группа Полюса существует с 1999 года. Ее основатели - бывший участник группы СКА ("союз комерческого авангарда") поэт и композитор Илья Разин, а также Денис Дулицкий, расставшийся ради работы в »»

ПОЛЮСА

Группа Полюса образовалась в 1999 году в Санкт-Петербурге. Ее основатели - бывший участник группы СКА Илья Разин (вокал, гитара) и Денис Дулицкий, расставшийся ради работы в группе с собственным проектом Вакуум. Сначала это был акустический проект, который впоследствии перерос в полноценный электрический. Такой группы давно не было. Красивые, выверенные, написанные на безупречном русском языке тексты - уже полдела. А ведь есть еще и мелодии, и приятный вокал, и отличные аранжировки, навевающие даже на самых продвинутых слушателей ассоциации с музыкой композитора Зацепина. Наиболее удачные вещи, как ни странно, музыкантам удается делать на стихи со сложными размерами и непростыми текстами.

Подробности из жизни:

Группа Полюса образовалась в 1999 году в Санкт-Петербурге. Ее основатели - бывший участник группы СКА ("союз комерческого авангарда") Илья Разин (вокал, гитара) и Денис Дулицкий, расставшийся ради работы в группе с собственным проектом Вакуум. Сначала это был акустический проект, который впоследствии перерос в полноценный электрический. Один из демо-треков, записанный коллективом, попал на сборники журнала "Fuzz" и модного клуба "Грибоедов", а также получил рецензию на страницах "St.Petersburg Times".
Такой группы давно не было. Красивые, выверенные, написанные на безупречном русском языке тексты - уже полдела. А ведь есть еще и мелодии, и приятный вокал, и отличные аранжировки, навевающие даже на самых продвинутых слушателей ассоциации с музыкой композитора Зацепина. Наиболее удачные вещи, как ни странно, музыкантам удается делать на стихи со сложными размерами и непростыми текстами. Прежде чем попасть в поле зрения широкой музыкальной общественности, "Полюсам" довелось пять лет…

Далее... →