Настоящая книжка Фрэнка Заппы.
Фрэнк Заппа, Питер Оккиогроссо - М.: Изд-во
Эксмо, 2003. - 390 с. (Серия "Конец света").
25 декабря 1988 года, в 5:30 утра Фрэнк
Винсент
Заппа (Frank
Zappa, 1940-1993), комозитор, изобретатель стиля "фьюжн", лидер "группы абсурда"
Mothers of
Invention и отец четырех детей, дочитал первую партию гранок своей книги и
добавил к ней следующиее пояснение:
"С тех пор, как я сдал рукопись, Джордж Буш выиграл Олимпиаду Банальности,
Джима Бэккера обвинили в уклонении от уплаты налогов, США согласились на
официальные переговоры с ООП, а Конгресс принял сволочной закон, направленный
на обуздание "аудиопрнографии"..." На последней странице книги Заппа
дружески добавил:
"Рад был с вами поболтать - и не забудьте внести свое имя в список избирателей".
А теперь самое время начать сначала.
Пожалуй, "Настоящая книжка Фрэнка Заппы" - это одна из самых поразительных автобиографий, когда-либо попадавшихся мне в руки. Технология ее создания такова: писатель Питер Оккиогроссо сделал с Фрэнком несколько многочасовых интервью, в которых Фрэнк рассказывал о своей жизни, после чего расшифровал рассказы Фрэнка, стремясь сохранить стилистку ответов музыканта; организовал их в главы и дал Заппе на окончательную редактуру. Получившийся продукт рекомендуется читателю в качестве "легкого чтива": "Автобиографию обычно пишут те, кто считает свою жизнь воистину необыкновенной. Я не считаю свою жизнь необыкновенной ни в каком отношении, однако возможность высказывать в печати всякую чушь о посторонних вещах весьма заманчива"
Читая эту книгу, стоит помнить, что это все-таки скорее книга о Заппе, чем
книга самого Заппы. Но книга дейстивтельно "настоящая": одна из причин ее
появления на свет - попытка помешать распространению идиотских слухов о Заппе
("Я никогда не жрал дерьмо!") и замена этих слухов не менее безумными
реальными фактами ("Для группы Лорен Фишман припасла подарок: кусок
собственного говна в банке для консервирования, явно вручную вылепленный в
идеальный шар"). Об одном из
самых изобретательных музыкантов прошлого века из книги можно узнать такое, что
и в
голову прийти не могло. Но основой рассказа остается его признание:
"Я любил рисовать на нотной бумаге черные кружочки."
Все просто. Черные кружочки.
Однако Фрэнк Заппа, не читающий книжек, не так прост, как кажется: он живо интерсуется общественной жизнью, аргументировано критикует политику рейгановского кабинета, приводит отрывки из своих речей, произнесенных в Сенате (вы считаете, что волосатым подонкам нчего делать в Сенате США? Вы неправы: у волосатых подонков гораздо больше здравого смысла, чем у иных законодателей), возмущается деятельностью телепроповедников - и так далее.
Начинается книжка вполне традиционно: рассказами из детства, признаниями в
любви к химии и нелюбви к отцовской гитаре. Однако дальше повествование постепенно теряет
хронологию, а Заппа начинает рассказывать о том, что его действительно
интересует. Огромный раздел "Только о музыке" повествует о взглядах
композитора на актуальный
музыкальный процесс, и взгляд этот ироничен, циничен и удивительно точен. В те
годы, когда о шоу-бизнесе говорили исключительно в превосходной степени, а труд
музыкального критика зачастую стоил больше труда музыканта, Заппа предлагал
своим читателям подумать над вопросом: "Если музыка превыше всего, что же такое
музыка? Музыкой может быть что угодно, однако ничто не станет
музыкой, пока кто-то этого не пожелает, а слушатели не решат воспринимать это
как музыку." Гениально простая формула маркетинга в музыке - в силу
необходимости находить новые имена совершенно абсурдным явлениям она и сейчас
может быть применима ко многому происходящему на сцене. А вот и развитие темы: "То, что
можно потреблять как музыку, можно исполнить как музыку и
преподносить публике таким образом, что она будет воспринимать это
как музыку: "Посмотри на это. Ты когда-нибудь такое видал? Я это для тебя
создал. Что значит "Что это за поебень"? Это же самый настоящий этюд, жопа!"
Увлекательно, смешно и познавательно Фрэнк говорит о юморе в музыке, об
отношениях внутри большого
оркестра и антропологии рок-группы, о судебных дознаниях по поводу содержимого
своих текстов ("У меня дурацкие тексты. Ну и что?"), о принципе
постороения музыкальной
композиции и Канонических Символах Музыки ("Что это за лажа? - Народ, вы
просто не в курсе: это цитата из Стравинского!"), о дирижировании, о
синклавире и проблемах обработки ("Наука еще не объяснила, почему некоторые
радуются автомобильному гудку, вот такому: "А-рррруууу-га!" Я жду ответа - я
ведь один из тех кретинов. Я ОЧЕНЬ люблю звуковые эффекты и частенько использую
их в аранжировках"). Этот человек знает, о чем говорит, и умеет
рассказывать так, что оторваться невозможно.
Пожалуй, самым интересным с исторической точки зрения документом стала глава книги под названием "Порновойны", некогда частично опубликованная журналом Musician. Речь идет о борьбе Заппы против законодательно утвержденной маркировке "explicit content" и "parental advisory", призванной "заклеймить" пластинки, не рекомендуемые к прослушиванию молодым поколением, родители которого боятся тлетворного влияния рок-текстов на неокрепшие мозги своих чад. Заппа потратил много сил и времени на войну с "сенатскими женами", как он называет ханжескую организацию "Родительский Центр музыкальных ресурсов", основанную в 1985 году... женой сенатора Гора. Того самого, демократа Альберта. Пожалуй, этот протест можно считать одним из самых весомых социальных дел Заппы. И пусть его битва была проиграна - протест против цензуры в музыке все чаще звучит уже в наши дни, когда унизительные наклейки все чаще пестрят на обложках пластинок. Да и само поражение не особо огорчило Фрэнка: ведь, по его словам, "Неудача не стоит огорчений. Это вполне нормальное состояние, неизбежное в 99 процентах всех человеческих предприятий." Если вы - начинающий музыкант, помните, что эти золотые слова произнес человек, которому в свое время приходилось жить на 12 долларов в неделю.
К сожалению, эта маленькая статья не способна вместить все удивительные идеи и рассказы, которыми Фрэнк Заппа делится со своим читателем. Однако это и не требуется. Я полагаю, что эту книжку стоит поместить в свою библиотеку каждому, кто, как и удивительный музыкант, ставший легендой и нарицательным именем для десятков и сотен тысяч людей во всем мире, мечтает и пытается воплотить свои мечты в жизнь. Даже если это такие безумные проекты, как те, что Заппа передавал в качестве бизнес-проектов серьезным чиновникам и главам предприятий, и которые стали основой его коллекции "Межконтинентальные Нелепости". Потому что один из них - "ПРОЕКТ системы, заменяющей торговлю граммофонными пластинками" (решение проблемы деформации аудиопотока и покупка музыки по системе абонирования посредством цифровых технологий) - действует уже сейчас, когда все мы можем стать клиентами онлайновых магазинов по торговле музыкой в формате МР3...
Что касается русской версии книги (В. Коган), то ее я могу назвать почти безупречной (без учета пары огрехов в переводе музыкальных терминов). Редактора несколько подвела несогласованность перевода названий групп (какие-то названия переводятся, какие-то - нет: в итоге в одном абзаце соседствуют "Аэроплан Джефферсона", "Любовь" и "Бердз" (Jefferson Airplane, Love и Byrds). "Битлы" же остаются "Битлами". Однако это, пожалуй, можно списать на излишнюю добросовестность переводчика, стремившегося наиболее выразительно передать обстановку абсурда, царившую в лос-анджелесе 60-х. Что касается переводов песен, то они поистине великолепны, и делают автору честь.
P.S. Самым удивительным фактом, обнаруженным в этой книге, стал для меня рассказ о том, что вплоть до 50 лет Заппа не знал, что в документах его имя значится не "Фрэнсис", а "Фрэнк". Лишний довод в пользу чтения автобиографий.
Дата рождения:
21 декабря 1940
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)