В минувший уик-энд на Лужнецкой набережной состоялись сразу два эпохальных
события: отмечал свое пятилетие замечательный развлекательный журнал "Афиша", а тем, кто в материале, была явлена по
этому случаю новая инкарнация знаменитого в прошлом электронного, а ныне - насквозь
гитарно-психоделического проекта The Future Sound of London Ныне он
именуется The Future Sound of London's Psychedelic Band: Amorphous
Androgynous, и представляет собой структуру многонациональную,
полистилистичную и безумно замороченную. Под стать авторам.
Главным действующим лицом как старого, так и нового проекта остается Гарри
Кобейн (Gary Cobain), чьи эмбиентно-артистические опусы типа культового
альбома "Lifeforms" заслушивались нами до дыр и воспринимались как
символ всего
живого и прогрессивного, - если только слово "живой" применительно к
электронной музыке. Однако эти работы - в прошлом. FSOL полностью
переквалифицировались, открестившись от "электронной веры", сообщив об этом в
весьма пространном интервью
моему коллеге Сапрыкину.
У тех, кто провел несколько приятных лет под музыку FSOL и считает их, по меньшей мере, гуру, такая новость может вызвать шок. У меня и вызвала. И я отправилась разбираться с FSOL по-свойски.
Мы сидим в ресторане индийской кухни, где впавший в йогу и медитации коллектив
FSOL расслабляется перед концертом.
Гарри
Кобейн: не так прост, как кажется; пижонская шляпа, очаровательная улыбка,
бурная жестикуляция,
вокал, сэмплеры, клавишные, гитара, лэптоп.
Еще один Гари - Лукас (Gary Lucas) - серьезные внимательные глаза,
монгозначительное молчание, тонкие пальцы, гитары с несколькими электронными
процессорами. Некогда Лукас играл в Captain Beefheart Magic Band, ныне
он лидер культовой группы Gods And Monsters. Он просто внемлет, не
вмешиваясь в разговор и тонко улыбаясь.
Мы начинаем.
Звуки.Ru: - Гарри, что это за жуткая новость - что вы открещиваетесь от электроники и отказываетесь от компьютеров?
Гарри Кобейн: - Ну, это не совсем так. Я не против компьютеров, мне нравятся компьютеры, но они - мощное оружие, с которым надо уметь обращаться. Правильнее будет сказать, что теперь я уже не так завязан в своей жизни на цифровые технологии, как раньше. В какой-то момент я осознал, что я сознательно воздвиг между собою и миром стену из технологий, и потерял баланс. Даже как-то отыграл концерт, в котором у меня вообще не было контакта с публикой: просто на экран транслировалось мое изображение, а в зале звучали вещи, которые я исполнял сугубо дистанционно по ISDN - концерт транслировался по всему миру из Лондона в Брайтон и далее. Я наблюдал 100 000 своих зрителей при помощи веб-камеры.
Звуки.Ru: - Ну и как это было?
Гарри: - Я не знаю!!! В этом-то все и дело: я просто не знаю! Такая
музыка, в итоге, не отдает энергию - она ее у тебя забирает. И в конце концов
случилось так, что я заболел, и потратил массу времени на то, чтобы
восстановиться и вырвать себя из круга этих вечных апдейтов.
Мне пришлось
серьезно заняться своим здоровьем: медитациями, йогой, и наконец вернуться к
рок-н-ролльной традиции 1967 года - к Битлз, Рави Шанкару и тем, кто
действительно "держит музыку в руках".
Сейчас моя жизнь сбалансирована и гармонична, я много занимаюсь целительскими
практиками и слушаю много старой музыки. Мои коллеги из Индии - например,
Baluji Srivastava - принимают участие в нашем новом проекте. Вообще,
страшно представить, чего меня раньше лишали компьютеры.
Звуки.Ru: - Это распространяется только на компьютеры, на компьютерную музыку или технологии вообще? Понимаешь, я представляю веб-издание, мне как-то неуютно это слышать...
Гарри: - Нет, в нашей музыке по-прежнему присутствует компьютер.
Но я должен был ограничить себя в этом - и рано или поздно, поверь мне,
подобный выбор встанет
перед всеми остальными. Раньше, когда Интернет был совсем молодым,
когда Пентагон выпустил его на свободу, мы могли заниматься в
Интернете, чем хотели: общаться, творить... Но чем мы занимаемся
в итоге? - Мы продаем и покупаем. Мы, конечно, что-то еще успеваем делать по
сети, например, делать музыку, но это занимает гораздо меньше усилий и времени.
Возвращаясь ко мне: первое, что я в этом чувствую, - это недостаток
свободы, который ничем не компенсируется. Почему? - потому что сейчас мы стали весьма
и весьма контролируемы. По сети о нас можно выяснить все: как мы проводим
досуг, какие порно-сайты
посещаем и какую пищу мы заказываем в местном супермаркете. А что
взамен? - взамен мы сидим у экранов и позволяем тем, кто хитрее и
сильнее нас, лгать нам, впаривать нам какую-то фигню и
самоутверждаться за наш счет!
Звуки.Ru: - Зато представь себе: сидит человек где-нибудь на отшибе цивилизации, в маленьком городе, тотально одинокий, и единственное, с кем он может общаться, - это его друзья в сети...
Гарри: - Знаешь, что бы я сказал такому человеку? Я бы сказал: "Парень! Давай-ка, займись собой! Посмотри вглубь себя и спроси себя, что ты можешь предложить людям? Как ты можешь им помочь? Если он ответит на этот вопрос - он начнет двигаться. И куда-нибудь в итоге придет. И уже никто не сможет грузить его, лгать ему и занимать его время.
Звуки.Ru: - А что касается прослушивания и скачивания музыки по сети - ты не против?
Гарри: - Почему я должен быть против? Я ее для того и сочинаю, чтобы ее слушали.
А после мы садимся в автобус и едем в Лужники, а далее следует концерт, во время
которого над Лужниками плывут звуки ситара слепого индийского музыканта,
перемежаемые драйвовыми и немного старомодными гитарными композициями, а на
экране - психоделический видеоряд, и посиневшая от холода толпа почти не
расходится - потому
что их ждали, ждали! - и будут ждать снова.
Особенно теперь, когда увидели в FSOL живых музыкантов с "живым" проектом.
А интернет мы оставим себе.