Momus - умник-эпатажник, записавший в Токио альбом Oscar Tennis
Champion и ныне представляющий его на концертных прлощадках мира (в том
числе и в Москве). Диск очень необычен и демонстрирует свежий взгляд на вещи в
том, что касается современной музыки, да и современной жизни вообще. У него
есть только один недостаток - его неинтересно слушать.
Тексты Oscar... свидетельствуют, что их создатель - современный
европейский интеллигент, умеющий поддержать любую беседу: от Беовульфа до
коммунистов, от Шуберта то минета. Не в рифму, зато суровая правда жизни.
Музыка же представляет собой, скорее, коллаж из самых разных звуков.
Radiohead, наверно, хотели бы сделать что-то такое, но для них это
слишком экстремально.
Oscar... - настолько же музыкальное
произведение, насколько перфоманс. Момус даже не пытается петь, он произносит
ритмизированные монологи, иронизируя и хихикая в кулачок ("Scottish Lips",
"My Sperm Is Not Your Enemy"). Темп композиций нетороплив. В каждой из них
есть мелодия, которая худо-бедно ведется одним-двумя инструментами (чаще всего
синтезатором). Мелодии подчеркнуто мажорные, что создает издевательское
впечатление. Но главная роль на этом звуковом полотне отводится разного рода
сэмплам. Чаще всего это - электронные взбулькивания, неритмичное стучание и
шипение а-ля "механизм работает", заимствованные из арсенала industrial. Больше
похоже не на Einstuerzende Neubauten, а на Coil. Но, в отличие от
Coil, ключевые слова здесь - "неритмично" и "бледно". Даже задорное
хрюканье в "Oscar Tennis Champion" не спасает композицию от занудства.
Час слабо закамуфлированного нойза - как не крути, испытание не для
слабонервных. Правда, на второй половине диска звуковых экспериментов меньше.
Их место занимает синти-поп ("The Last Communist", "Piero Lunaire"). На
этих композициях эпатаж переходит в тексты, и освобожденная музыка звучит
вполне прилично. Правда, ничего нового тут нет, и тот же "Последний коммунист"
больше всего похож на поздних Pet Shop Boys. К тому же более музыкальные
композиции на диске явно в меньшинстве.
С одной стороны, Oscar Tennis Champion - смелая попытка деконструировать
современную музыку и посмеяться над основными ее принципами. С другой стороны,
ничего нового взамен не предлагается. Интересно узнать, что склонность
ставить идеи выше музыки - беда не только русских музыкантов. Некоторые куски
звучат любопытно, но вообще диск кажется хаотичным упражнением в эпатаже. Стоит
слушать, только если вам по душе веселая музыка, из которой убран всякий
развлекательный элемент.
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)