В отношении слушающего народа к Земфире
всегда было нечто неровное, ревностное, необщее: так относятся к очень любимым
и очень близким людям. Ее талант настолько очевиден, притягателен и ярок, что все,
что она поет, каждый стремится примерить к себе: это насвистывания, песни под
гитару в компании, фразочки, рингтоны. Пластинки Земфиры расходятся тиражами
размера огромной страны, но каждый все равно убежден, что земфирина лирическая героиня
озвучивает именно его личную жизнь. Поэтому и ломается столько копий в
обсуждениях: что спела, да как спела, да как могла бы спеть... Именно поэтому все, что сообщит вам любой желающий разобраться в творчестве Земфиры, будет не более чем проекцией личных настроений и переживаний критика. А что же сама Земфира? Она говорит очень открыто и прямо, но не говорит, в сущности, ничего существенного. Это талант, свойственный дипломатам. Вооружившись некоторым знанием основ семантики, попробуем понять, о чем рассказывает новый альбом "Вендетта". Простейший частотный анализ произносимых в 1-м лице единственном числе фраз показывает: весь этот альбом - о прощании, уходе, расставании без сожаления. "Я ухожу, оставляя горы окурков, километры дней, миллионы придурков", "Я все равно вернусь" (то есть опять-таки ухожу), "Дай мне руку, я пожму ее и расстанемся навсегда", "Отпусти меня, пожалуйста"... И самолеты, и небо-море-облака - гулять по крышам - собираюсь оторваться от земли. Вернись, мой друг, мне грустно без тебя. Это не про нас: про нас - "Дождь идет, на тротуарах пузыри, я считаю их, я не знаю вас больше". Специалистов по суициду и наркозависимости просят не беспокоиться. Моя рекомендация - "Жужа", которая между всем этим эскапизмом показывает очень грустную, очень далекую, красивую электронную картинку: в этой песне появляются воздух и простор, лишенные пафоса рыбниковской оперетты "Юнона и Авось" ("Так и оставим"), чистые и щемяще-грустные. Хотя, разумеется, в хитах просто не могут не ходить "Прогулка" и "Повесицца", озвучивающие смутное весеннее мироощущение масс. Земфира это отлично понимает - оттого и дурачится так смешно и неприкрыто, изображая девочку-припевочку и вытягивая губки на марше в ритме Queen под победную трубу, намеренно шепелявя и набивая песни секвенсорами. И даже эти песенки найдут себе эфир - им даже искать этот эфир не понадобится: хорошие песенки. Перед выходом альбома нас беспокоил вопрос - как бы это звучало, если бы весь альбом, от и до, был записан Земфирой в соавторстве с электронщиком Вдовиным, пишущим музыку "для миллионов" (как он сам считает), а издающим - для сотен. Звучало бы отлично, да только настроение пластинки бесповоротно изменилось в сторону еще большего дистанцирования и холодной отчужденности, что великолепно доказывает трансформация, произошедшая с первым вариантом "Небомореоблака". Рок помогает запрыгать, закричать эту отчужденность. Правда и то, что для того, чтобы зафиксировать состояние ухода его надо было сначала пережить. И сейчас мы не наблюдаем за процессом ухода, а видим результаты отрешения. Приходится признать: ощущение поразительной открытости, доверительности и отсутствия границ, возникающее при первом прослушивании "Вендетты" - ощущение ложное, унаследованное от предыдущих альбомов. Вам ничего не даст знание о том, как неприятно целоваться с герпесом и как холодно коленкам в платье, как раньше - не давало знание о том, что "у тебя СПИД, а значит, мы умрем". С вами попрощались. Соня СОКОЛОВА. |
Было такое ощущение, что попал в наркопритон.
Пустые шприцы, пепельницы под сантиметровым наростом слюны и пепла, мутные
склянки, тусуются люди, сосутся друг с другом по темным углам, все курят
сигареты и тушат их в переполненных пепельницах, им самим противно прикасаться
к этим зловонным чашам, и потому сигареты остаются тлеть до самого фильтра - и все,
что находится там, источает вонь: эти люди, их сальные волосы и усыпанные
герпесом губы... захочешь тут повеситься... Конечно же, это дар - умение
разговаривать с оторванным поколением на одном языке. Секс, наркотики и смерть,
утопленная в синьке разлука - прекрасные источники вдохновения. Весь альбом пропитан ненавистью, в воздухе топором висит нервозный каприз. Невротичных людей мне всегда было немного жаль - чернотой чувств они перекрывают себе какую-то очень важную чакру, отвечающую за собственное счастье, отсутствием которого здесь так бравируют. "Что мы в эфир выпускаем - то нам обратно и возвращается" - наверное, самый справедливый закон природы. Генераторы культа этот закон попирают. Он на них просто не действует. Точнее - действует, с точностью до наоборот: "чем меньше публику мы любим, тем легче нравимся мы ей". Речь идет о продвинутой публике, а не той, для которой поет певица Валерия - мир фальшивых улыбок не подпустит Земфиру к себе и на пушечный выстрел - там наоборот: журчат фонтаны, периметр блестит фурнитурой и бегают детишки в акриловых ползунках... зачем сигареты, шприцы, недокуренный план, веревка и мыло?... но, видимо, нужно. Не иначе как нужно, потому и знает теперь Земфира, для кого здесь все поют, и сама же их воспевает, и правильно делает. Она даже спеть для них может - только слушать там это никто не будет - воспеваемые образы чужды обществу, от которого наша героиня так дистанцируется и заигрывает: "Я состоятельна" - не упускает возможности донести важный мессадж в каждом своем интервью. В своей борьбе за "номер один", в агрессивной пиар-компании, Земфира крошит всех в мясо: "петь никто не умеет, играть умеют полтора человека"... Девочка, да боже мой... ты настолько талантлива, что прибегать к таким средствам ну просто не рационально: пусть люди смотрят, учатся и идут по пятам, что же ты их стряхиваешь? Боишся? Чего? Виктор Цой был так похож на тебя после третьего своего альбома - многие просто лелеют мечту водрузить тебя на его место - зачем тебе все это надо, такая судьба? Своими песнями ты давно уже трахнула весь этот мир - зачем теперь эти дрязги? "Вендетта" открыла дорогу - показала, что при явном отсутствии заоблачных технических средств можно сделать нормальный продукт. Достаточно просто уметь играть и сочинять мелодии. А кое-чем альбом даже приятно удивляет. Например, 8-й номер абсолютно лишен синхронизации, все как будто бы мимо, как будто треки друг относительно друга поставили как-то небрежно. Хотя я помню "Маятник" - там тоже секвенсоры запускались вручную, но я так долго, помню, бился, чтобы ровно их поставить, и вообще - ну нельзя так... ан вишь - еще как можно, да еще и лучшая песня в альбоме. Сказочная гармония. Должна быть хедлайнером. Но меня никто и никогда не переубедит в том, что истинное искусство должно приносить радость, дарить светлые эмоции, и к жизни пробуждать и подпитывать интерес, а не погружать в депрессивную агонию. Однако выработав в себе годами мощный энергетический заслон против такого воздействия, я вкладываю прослушанный диск в коробку и ставлю на полку с одной только мыслью: "как же мне хорошо, если тебе так плохо" |
# | Композиция |
---|---|
1. | Небомореоблака |
2. | Дыши |
3. | Итоги |
4. | Так и оставим |
5. | Самолет |
6. | Дай мне руку ( я пожму ее ) |
7. | Блюз |
8. | Прогулка |
9. | Друг |
10. | Жужа |
11. | Малыш |
12. | Повесица |
13. | Красота |
14. | Разные ( все такие ) |
15. | Jim Beam [Уфа'97] |
1960 – Родился Томми Тэйер, соло-гитарист легендарной группы KISS »»
Dame Joan SUTHERLAND (1926)
Джо ДАССЕН (1938)
Johnny RIVERS (1942)
Joni MITCHELL (1943)
Kevin Scott MACMICHAEL (1951)
Tommy THAYER (1960)
David GUETTA (1967)
Наталия ПЛАТИЦЫНА (1973)