Вот и закончилась эпопея по рассказыванию новостей великому русскому композитору представителями отечественной независимой электронной сцены. Хочется верить, что Петр Ильич остался доволен - или хотя бы приятно удивлен.
Но не это главное: важен сам факт того, что на бескрайних просторах нашей необъятной родины,- от Москвы до Ижевска, от Калининграда до Владивостока,- люди продолжают экспериментировать с различными направлениями электронной музыки. И не просто слепо копируют достижения западных коллег, а пытаются создавать какие-то новые формы и агрегатные состояния компьютерного саунда, периодически смешивая его с живой материей звука обычных инструментов.
Лаунж, трип-хоп, всевозможные немыслимые вариации хауса, эйсид-джаз, техно, easy listening, нью-эйдж, саунд-арт, безумные нойзовые метаморфозы - это лишь малая часть тех стилей и направлений, которые материализовались на "Временах года" 21 века.
О каких-либо достоинствах четвертой части новостного блока по сравнению с остальными тремя говорить трудно, поскольку здесь мы наблюдаем совершенно новую партию музыкантов, спешащих донести свои мысли о будущем, воплощенные на подручных аналогово-цифровых электромузыкальных инструментах.
Похоже, что центр независимой электронной музыки имеет плавающую точку и периодически смещается все дальше и дальше от столицы. В четвертой части, помимо доминирующих количеством московских коллективов, тон задавали аж три проекта с восточного предгорья Среднего Урала, далекого города Снежинска: Chernila со своим эйсид-джазовыми вариациями ("Separation (for Stas S.)"), Cassiopea и ее забавное реггей-фанково-брейкбитовое настроение ("My Shadow"), а также грустная Slavyana c этническими балкано-ирландскими причитаниями в духе Желанной-McKennith ("Черное").
На высоте оказались московский Idiorithmik, загипнотизировавший своей загадочной восточной пьесой "Ushoon", и Анна Морозова, разоткровенничавшаяся про свои эротические лыжные похождения в ритмах диско-фанка ("The Skis").
Десант из Калининграда представили отвисающие по полной программе лаунджевые Bigudi и электронные маньяки Los Chikatilos, утопившие все вокруг в своих восточно-брейкбитовых снах ("She Wants To Be My Number 1").
Глядя на тенденцию развития андеграундной электронной музыки в целом, делаешь вывод: дела обстоят не так плохо, существует неплохая вероятность того, что свежие новости Чайковскому расскажут еще не раз,- как в сборном составе, с привлечением новых и новых имен, так и поодиночке, путем выпуска сольных пластинок.
Приятно, что "Экзотике" в очередной раз удалось собрать на одном сборнике тех, в чьем сознании еще теплится искра творческих экспериментов, кто способен генерировать свежие идеи на ниве отечественной электронной субкультуры. Именно от них узнал Чайковский самое сокровенное...

13.02.2002, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "Расскажи Чайковскому новости. Часть 4":

1. Отсвис-т
2. Ландыши
3. Лыжи
4. Разделение [для Стаса С.]
5. Моя тень
6. Кенигстаун даб.
7. Атлантик
8. Oh Yeah?
9. 17-18
10. Музыка?
11. Она хочет быть моей единственной
12. Черное [Chelita Mix]
13. Ашун
14.
15. Футуристан
16. Эпилог