Душный месяц июль по неизвестной причине стал для четверых мрачных людей из
индустриального города Бирмингема именно тем временем, когда следует попытаться
в очередной раз восстановить загубленное по причине разгула личных амбиций дело...
В июле бурного 1969 года в бирмингемскую группу Earth вернулся после
недолгого пребывания в рядах Jethro Tull гитарист Тони Айоми. На
радостях и по предложению басиста Терри Батлера, носившего кличку
"Гизер", музыканты согласились считать воссоединение своей команды "новым
началом". И уже 13 июля 1969 года играли концерт под новым названием Black
Sabbath. Концерт удался как нельзя лучше. Возлияния на последовавшем
вскоре, 17 июля, двадцатилетии автора идеи Гизера были, видимо, особенно
обильными.
Последующие десять лет были годами не без помощи Black Sabbath крепнущей веры народа в силу, величие и магию истинного британского металла. Как следствие, вместе с успехом и благосостоянием росли и амбиции музыкантов. Даже чреда неприятностей образца 1973 года - развал продюсерской фирмы группы, полившиеся тогда же нескончаемым потоком обвинения в заигрывании с черной магией и истерические судебные иски менеджера Джимми Симпсона, упустившего музыкантов вскоре после выхода дебютного альбома Black Sabbath, не смогли слишком сильно поколебать благополучие ансамбля. Уже летом 1975 года группа, выступая в США вместе с Black Oak Arkansas, взяла в залог очередную порцию фанатских душ, установив новый рекорд посещаемости шоу.
Долго так продолжаться, понятное дело, не могло. Десятилетие стабильности
кончилось для группы с уходом вокалиста Оззи Осборна. На его место в
1979 году был взят только что расплевавшийся с Rainbow голосистый
итальянский эльф Ронни Джеймс Дио (его настоящая фамилия - Подавона,
родился 10 июля 1949 года). Увы, летом 1979 года особенно веселых юбилеев ни у
него, ни у Гизера, не случилось. Во-первых, жадные до денег жучки из фирмы
"NEMS" несколько смазали успех недавнего релиза "Heaven And Hell", выдав
следом совершенно безобразный с точки зрения качества записи концертник
"Live At Last". "От этой пластинки у нас волосы стали дыбом, -
рассказывал Дио, - Мы все сопротивлялись ее выходу, но фирма захотела
превратить этот материал в деньги, невзирая на любые соображения..."
Во-вторых, вслед за Оззи собрался уходить из группы бессменный до этого момента
ударник Билл Уорд. Его заменил Винни Эппис.
Дио существенно лучше, нежели вдохновенный дилетант Оззи, владел своими
голосовыми связками. Профессионализм нового вокалиста, уже тогда ставшего
ролевой моделью для многих деятелей Новой Волны Хэви-Метал, позволил группе
войти в новое музыкальное десятилетие без потерь по скорости атаки.
"Благодаря присутствию Ронни работа захватывает нас с головой, -
восторженно рассказывал тогда Тони, - У Оззи была словно какая-то граница,
за которую он не смог ступить, своя устоявшаяся манера пения, к которой нам
приходилось подбирать соответствующее звучание инструментов. Когда же пришел
Ронни, появилась возможность сыграть партию на гитаре, и послушать, какой он
сможет подобрать к ней вокал..." То же можно было сказать и про владеющего
более современной техникой игры Винни. Увы, профессионализм - не всегда синоним
стабильности. Уже в 1982 году Дио вылетел из состава - не столько из-за
музыкальных разногласий, сколько по причине выяснения отношений на тему "кто
здесь главный художник". Эппис в группе тоже долго не задержался.
13 июля 1985 группа впервые после 1979 года собралась в оригинальном составе ради концерта Live Aid. Это был воистину день воссоединения великих рок-команд прошлого: помимо наших героев на сцену тогда ненадолго возвратились The Who и Led Zeppelin. Как и в случае с последними, реюнион Black Sabbath был чисто символическим и длился всего один день.
17 июля 1987 года Оззи, в группе которого к тому моменту оказался сваливший к тому времени из Black Sabbath Гизер, начал уникальный тур по американским тюрьмам. На концертах, в частности, исполнялась "Jailhouse Rock" Элвиса Пресли. Турне продлилось почти три месяца, так что в один из этих дней, 30 июля, Оззи в компании зеков еще и отметил день рождения покойного Элвиса.
Очередное разовое воссоединение Black Sabbath образца 1992 года можно было
лицезреть на вышедшем 13 июля 1993 года осборновском видео "Live &
Loud". В видеокассету вкладывались переводные копии знаментиых татуировок
Оззи (включая самые первые, уголовные, сделанные в бирмингемской тюряге, где
будущая рок-звезда в молодости мотала срок за мелкое воровство). Сам Оззи
в это время объявил о намерении уйти с большой сцены и отдохнуть хорошенько на
старости лет. Долго в праздности он, впрочем, не просуществовал. И хотя в 1996 году,
раскачавшийся на выпуск нового альбома "Ozzmosis" (снова в дуэте с
Гизером, между прочим), Оззи всячески отрицал возможность очередного
воссоединения Black Sabbath, таковое все-таки произошло. На сей раз - в рамках
собственного осборновского фестиваля "OzzFest'97". Поначалу ударника
Уорда заменял Майк Бордин из Faith No More, но к следующему году
классический состав группы был восстановлен полностью.
В начале июля 1998 года возрожденная группа вновь лютовала на сцене.
"Двадцать восемь лет назад, - усмехался Тони Айоми, - мы бы сидели
после концерта, ужравшись в стельку, а один из нас обязательно блевал бы в
углу..." Что ж, от многих дурных наклонностей избавляешься лишь по
прошествии многих лет...
Увы, пока что дальше двух новых песен - "Psycho Man" и "Selling My Soul" - дело не пошло. Полноценный новый студийный альбом классического состава, слухи о котором витают в воздухе с весны 2001 года, альбом, над записью которого уже изъявлял желание работать культовый продюсер Рик Рубин (в активе которого - работа с такими монстрами экстремального мира, как <и>Генри Роллинз, Slayer, Beastie Boys, Red Hot Chilly Peppers), до сих пор не представлен публике, а музыканты Black Sabbath в очередной раз заняты разнообразными сольными проектами. Впрочем, невзирая на солидный возраст мужичков, все еще впереди. Оззи, Тони, Гизер и Билл уже столько раз отрицали саму возможность воссоединения группы и столько раз опровергали делом сами себя, что хоронить их детище было бы не только преждевременно, но и просто глупо.
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)