"Во всем виновата Канада!" - утверждали разгневанные родители из мультика "South Park", поминая недобрым словом Селин Дион (Celine Dion) и Брайана Адамса (Brian Adams) наряду с прочими канадскими преступлениями против человечности. Между тем в канадских лесах можно встретить и куда более достойные образцы местной музыки. Правда, поминальные песни по "Титанику" и стандартно-гитарная лирика гремят по миру куда громче, но прислушайтесь - ей богу, оно того стоит.
В конце 80-ых это необходимое действие - прислушивание - совершили многие критики и радио-диджеи. Они вытащили из пачки новых альбомов пластинку никому не известного канадского состава Cowboy Junkies и вероятно уже приготовились ее выкидывать в мусорную корзину, но бегло просмотрели треклист и обнаружили несколько знакомых названий: "Sweet Jane", "Blue Moon"... Ради интереса поставили на вертушку. Дальнейшее - история. Дальнейшее - бесконечная череда вопросов: кто это, откуда, как им удалось? Ответы приводили еще в больший шок. Оказалось, что это уже второй альбом группы из канадских лесов, причем, как и первый, он был записан не в профессиональной студии, а в неприспособленном помещении на цифровую кассету через один микрофон без каких-либо наложений. Себестоимость записи альбома составила - держитесь, Майкл Джексон и Мадонна - 167 (сто шестьдесят семь) долларов.
А теперь вернемся на пару лет назад и посмотрим, откуда берутся такие чудеса. Родиной чудес окажется канадский Монреаль. А если более конкретно - многодетная семья Тимминс, где папа в молодости практиковал джаз, да и потом не давал домашнему проигрывателю пустовать. Старший из его сыновей Джон играл рок в конце 60-ых и помимо прочего притащил домой альбомы Velvet Underground, чем навсегда поразил воображение младших братьев, Майка и Питера. И сестры, конечно же, там не обошлось без младшей сестры-красавицы, звавшейся Марго. Помимо мрачного гения Лу Рида (Lou Reed), дети Тимминсов внимали звукам классического кантри Таунс Вэн Зандта (Townes Van Zandt) и Уилли Нельсона (Willie Nelson), изысканного джаза Майлза Дэйвиса (Miles Davis) и Джона Колтрейна (John Coltrane), древнего блюза Роберта Джонсона (Robert Johnson) и Лайтнин Хопкинса (Lightnin' Hopkins). В 1979 году двадцатилетний Майкл Тимминс (Michael Timmins) - уже не только слушатель чужой музыки (в том числе актуального британского пост-панка), но и сочинитель своей. Вместе с приятелем из семьи югославских эмигрантов Аланом Энтоном (Alan Anton) он сколачивает группу Hunger Project. Джефф Рэйлтон (Geoff Railton) стучит на барабанах, Лайза Доусон-Уискер (Liza Dawson-Whisker) поет. Дело происходит уже в Торонто, а впрочем, какая разница? Все равно Hunger Project никому здесь не нужны и не интересны. Они перебираются в Нью-Йорк, но и тут фортуна не поджидает их с распростертыми объятиями. Майкл перебивается случайными заработками, и помимо прочего - этот эпизод позже станет легендой среди поклонников Cowboy Junkies - торгует всевозможными видами искусственных членов в нью-йоркском секс-шопе. Весьма успешно.
Но нет счастья за прилавком "The Pink Pussycat". Майкл, Алан и Джефф пакуют чемоданы и - как когда-то Лу Рид - едут в Англию в надежде на лучший прием. Их трехлетние изыскания в области нойза свободных форм под именем Germinal оказываются бесперспективными. Майкл какое-то время работает продавцом в ноттингхилльском музыкальном магазине, а потом разочарованные Майкл и Алан возвращаются домой, в Торонто. Однако их одержимость музыкой не пропала - только теперь вместо шумовых экспериментов их привлекает корневой американский блюз в современном прочтении. Поскольку Джефф Рэйлтон остался жить в Англии, Майкл сажает за барабаны своего младшего брата Питера. На басу играет непременный Алан Энтон, Майк заведует гитарами и репертуаром. Старший брат Джон консультирует и подыгрывает на гитаре, правда затем отходит от проекта.
Но главная проблема - это человек за микрофоном, и если уж следовать принципу семейственности, то лучшего кандидата чем Марго Тимминс было не найти. Младшая сестра - весьма привлекательная молодая особа, которой самое место за микрофонной стойкой, но Марго божится, что не поет даже в душе; в свое время она отказалась стать вокалисткой Hunger Project. Только и Майк непреклонен. 24-летней Марго напоминают, что её карьера секретарши явно не на подъеме, так что следует задуматься о другом будущем - например, о карьере вокалистки группы Silver Cowboy Junkies. Слово Silver потом отвалилось, и летом 1985 года возникли Cowboy Junkies, не просто интригующее словосочетание, но еще и прозвище спецподразделения канадской королевской конной полиции по борьбе с наркотиками.
Обратившись к музыкальной практике, группа очень быстро выработала свой специфический подход - зачем писать собственные песни, если так много гениальных песен уже написано? Они играют классические вещи, однако более-менее неизменным остается только текст - мелодии плавно модифицируются, причем иногда каждый вечер одни и те же песни звучат по-разному. Роберт Джонсон и Ник Кэйв одинаково успешно адаптируются к неспешной меланхоличной атмосфере Cowboy Junkies.
Проведя несколько месяцев в нечастых клубных концертах, квартет в июне 1986 году приступает к записи альбома. Это обычно долгожданное для музыкантов мероприятие серьезно беспокоило Тимминсов - они опасались потерять на записи свое натуральное звучание. Поэтому до серьезных шагов в этом направлении дело дошло только после знакомства со звукоинженером Питером Муром (Peter Moore). Мур, как и Cowboy Junkies, исповедовал импрессионистский подход к звукозаписи, считая главным фиксацию конкретного момента, настроения, эмоции. Для этого совершенно необязательны были роскошные студии и новейшая техника - тем более что они были недоступны и по финансовым обстоятельствам. Вообще, история записи первых двух альбомов Cowboy Junkies сильно напоминает выдержки из канадского варианта книги Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока" - то есть, как записать альбом, не имея для этого ни средств, ни технических возможностей, а имея лишь талант и дикий энтузиазм. В ход пошел скромный даже по российским меркам гараж Тимминсов, который изнутри обили матрасами и коврами, а также двухдорожечный магнитофон. Не мудрствуя, четверо музыкантов сели вокруг единственного микрофона и сыграли живьем те песни, которые у них лучше всего шли на концертах - восемь каверов и один авторский трек. Вся работа над альбомом заняла шесть часов. Термины "лоу-фай", "альтернативный фолк" или "слоукор" были тогда не в ходу, однако по духу запись получилась именно такой. Примитивная техонология ничуть не помешала, а может быть и подчеркнула меланхоличное настроение музыки Майкла Тимминса. Из простоты медленных гитарных переборов неожиданно возникала обволакивающая атмосфера, главным компонентом которой был голос Марго Тимминс - призрачный и всепроникающий. Вероятно, так могли бы звучать запертые на заброшенной ферме Cocteau Twins, у которых перед этим украли всю аппаратуру.
Ради издания пленки Тимминсы учреждают собственный лейбл "Latent" и в следующие несколько месяцев продают аж 3 тысячи копий дебютного альбома с занятным названием - которое можно прочитать как признание в любви блюзу - "Whites Off Earth Now!". По большому счету пластинка осталась незамеченной. Впрочем, наученный горьким опытом Майкл Тимминс ни на что особенно и не рассчитывал. Быть подающим надежды музыкантом в 30 лет - это конечно досадно, но что делать? Разве что продолжать начатое. Они колесят по Канаде и Штатам, откликаясь на любые концертные предложения. Гонорары такие, что приходится выбирать, на что их тратить - то ли на еду, то ли на бензин, чтобы добраться до места следующего концерта. Они играют, даже если аудитория состоит из усталой официантки и дремлющего звукооператора - иной возможности оттачивать новые песни у них нет. Четырехмесячные странствия по американскому захолустью существенно повлияли на музыкальные вкусы группы - они получили серьёзную прививку кантри, как традиционного, так и современного. Возможно, сама атмосфера бесконечного путешествия в микроавтобусе навевала подобное настроение, но только по пути домой они специально заехали в Смитсоновский институт в Вашингтоне и купили антологию классического кантри. Хэнк Уильямс (Hank Williams) и Патси Клайн (Patsy Cline) навсегда заняли свои почетные места в списке музыкальных авторитетов Cowboy Junkies.
В ноябре 1987 года Cowboy Junkies появляются в здании церкви Святой Троицы в Торонто - ради записи второго альбома. Снова на один микрофон, снова в один день, снова с Питером Муром. Они записывают несколько каверов известных кантри - песен - "I Am So Lonesome I Could Cry", "Dreaming My Dreams With You"... Чтобы кантри не доминировало, в альбом были вставлены классические рок-номера: "Sweet Jane" и "Blue Moon". Уже пять треков из 12 написаны группой - Майком Тимминсом при участии Марго - однако слушатель вряд ли отличит авторский материал от кавер-версий, поскольку все эти классические вещи переработаны в стиле Cowboy Junkies: меланхолия, аскетичные аранжировки и темп, который критики потом назовут "летаргическим".
Второй альбом отличался не только обращением к иным корням рока (сначала - блюз, теперь - кантри), но и стремлением к более насыщенному звуку. Кантри-привкус требовал особых инструментов, их принесли с собой Джефф Бёрд (Jeff Bird, мандолина и гармоника), Ким Дешампс (Kim Deschamps, стил гитара), Джаро Червинек (Jaro Czerwinec, аккордеон). Последний, кстати, ранее практиковал в ансамбле украинского фолка Black Sea Cossaks. Стив Ширер (Steve Shearer) на гармонике и Джон Тимминс на гитаре довели число участников сессии до девяти человек - в гараже такая уйма народу уже не поместилась бы, поэтому речь и зашла о церкви Св. Троицы, в которой Питер Мур ранее записывал джазовые ансамбли. Группа с названием Cowboy Junkies вряд ли была бы радушно встречена церковным начальством, и Мур заявил их как The Timmins Family Singers с программой рождественских песенок. В итоге здание было арендовано на 12 часов, однако без права закрыть наружную дверь, отчего периодически посреди записи внутри церкви возникали туристы, к своему удивлению обнаруживавшие посреди готического собора барабанную установку и сидящих вокруг микрофона гитаристов.
Когда долгий ноябрьский день, исполненный музыки, вдохновения, а возможно и покровительства Св. Троицы, завершился, на руках у Cowboy Junkies оказался их второй альбом "Trinity Session", глубокая и зрелая работа, которой суждено было изменить судьбу ансамбля.
Альбом был издан посредством того же домашнего лейбла Latent, но затем
случилось нечто - диджеи и критики обнаружили глубоко оригинальные версии "Sweet
Jane" и "Blue Moon", пришли в восторг, Cowboy Junkies оказались в
радиоэфире и на
страницах музыкальной прессы...
История группы приняла совсем другой оборот.
Лу Рид говорит, что эта версия "Sweet Jane" - лучшая и самая
аутентичная.
В 1988 году тираж альбома "Trinity Session" подходит к миллиону. Группа,
несколько растерянная от свалившегося на них успеха, готовится к мировому
турне.
Корпорация RCA распахивает Тимминсам свои объятия, и те не противятся - нищая
романтика
первых гастролей с ночевками на полу уже приелась. RCA пускает в ход свою
тяжелую артиллерию,
и в 1989 году "Trinity Session" становится международным бестселлером.
Ротация "Sweet Jane" на MTV, участие в саундтреке "Pump Up the Volume",
изматывающие гастроли,
Марго в рекламе джинсов GAP, первое место в британских инди-чартах
(там их издает независимая фирма "Cooking Vinyl") - успех вызывает неоднозначные
чувства,
но возможность доносить свою музыку до огромной аудитории не может не радовать.
Слушателей вероятно притягивает сочетание традиционности и новаторства в музыке
группы, переосмысление классических фолк-кантри тем средствами 80-ых годов.
Тогда подобную музыку именовали "new roots", то есть "новая корневая музыка",
относя к ней и The Pogues, и Сьюзан Вега (Suzanne Vega), и Трейси
Чэпман (Tracy
Chapman)... Иначе говоря, канадцы попали в струю.
В ходе мирового турне группа оттачивала новые песни и к весне 1989 года почувствовала себя готовой к новой записи, тем более что за время гастролей трое приглашенных инструменталистов (Джефф Бёрд, Ким Дешампс, Джаро Червинек) прочно встроились в Cowboy Junkies. Майк Тимминс ощущал себя во главе сплоченного и готового к бою отряда, но поход в студию завершился катастрофой - усталость и взаимное раздражение вкупе с простудой Марго похоронили надежды на плодотворный исход сессии. Лишь по прошествии нескольких месяцев они смогли собраться вновь и приступить к работе. Не испытывая недостатка в средствах, группа тем не менее осталась верна прежним технологиям - маленькая студия, Питер Мур как звукоинженер, три дня на всё про всё. И зажженные свечи - для создания атмосферы.
Так был записан альбом "Caution Horses" (1990), имевший более отчетливый ретро-кантри привкус. Группа вновь отправляется в тур - эти поездки, как и отчеты о продажах подтверждают невеселую для RCA мысль: Cowboy Junkies - это альтернативная группа, которая вряд ли когда-нибудь родит суперхит и вряд ли повторит коммерческий успех "Trinity Session".
Марго между тем впервые в жизни берет уроки вокала, стараясь быть более технически изощренной певицей и не потерять при этом изначальной оригинальности. Майк тем временем работает с одним из своих кумиров - классиком кантри Таунс Вэн Зандтом, две их совместные песни будут потом записаны на следующем альбоме Cowboy Junkies. Эта запись, "Black Eyed Man" (1992), звучит более современно и энергично, не потеряв при этом искренности и лиризма первых альбомов. Но тиражи не радуют RCA, и после альбома "Pale Sun, Crescent Moon" (1993, 114 место в американских чартах) контракт с Cowboy Junkies не продлевают.
Однако группу волнуют совсем другие вещи - вдохновение и удовлетворение от творчества. Поэтому расставание с RCA для них - не трагедия, а необходимая смена интерьера, повод к самообновлению. Майкл Тимминс пользуется перерывом для работы над музыкой в кино, а потом Cowboy Junkies получают предложение от Geffen.
По прошествии 10 лет со времен первого альбома группа оказывается в новой для себя ситуации, решившись на запись со сторонним продюсером - Джоном Кином (John Keane) - и за пределами родной Канады, в Афинах, штат Джорджия, на родине REM и Indigo Girls (Кин сотрудничал с обеими группами). Смена обстановки положительно влияет на Cowboy Junkies, они вдохновлены и готовы принять свежие влияния. В частности, на записи впервые используется струнный квартет, а традиционные кантри-инструменты напротив сведены к минимуму. Поклонники считают, что альбом "Lay It Down" (1996) вышел слишком мягким и мейнстримовым - но в результате он становится самым большим коммерческим успехом со времен "Trinity Session", в том числе благодаря радиохиту "Common Disaster". Вновь всплывает и "Sweet Jane" - теперь как часть саундтрека скандального фильма Оливера Стоуна (Oliver Stone) по сценарию Квентина Тарантино (Quentin Tarantino) "Natural Born Killers"; всевозможные тарантиновские музыкальные сборники теперь без нее тоже не обходятся.
Очевидно, опыт работы над "Lay it Down" показался Cowboy Junkies удачным и заслуживающим продолжения, и в следующий раз они взяли в студию еще более именитого продюсера - Джона Лики (John Leckie), ответственного за многие достижения Stone Roses, XTC, Radiohead и др. В альбоме "Miles from Our Home" (1998) Лики существенно поработал над звучанием группы, сделав аранжировки более насыщенными, но сохранив при этом натуральную мощь концертных выступлений группы. Это и в самом деле если не мили, то хотя бы ярды вперед по сравнению с прежними традициями группы делать не полноценные аранжировки, а скорее намеки на них. Запись получилась и более "роковой", если этот термин вообще можно применить к музыке Cowboy Junkies.
Все это было замечательно, только для Geffen, как и для любой другой корпорации, важны были в первую очередь прибыли - ими Cowboy Junkies похвастаться не могли. Поэтому отношения группы и лейбла скоропостижно портятся - "Miles from home" был практически просаботирован лейблом, не получив никакой рекламной кампании и попросту не дойдя до многих магазинов. Группа до сих пор вспоминает последние месяцы на Geffen как кошмар и состояние, наиболее близкое к распаду. Сначала с Geffen были уволен весь персонал, вовлеченный в работу над "Miles from home, а потом и сами Cowboy Junkies были выставлены за порог в 1999 году во время очередной чистки рядов по поводу слияния звукозаписывающих компаний.
И вновь это стало не трагедией, а поводом к обновлению. Cowboy Junkies немедленно реанимируют свой древний лейбл Lament и сами выпускают свои записи, начав с распространения через Интернет сборника раритетов "Rarities, B-sides and Slow, Sad Waltzes" (1999). Эта компиляция преподнесла поклонникам несколько сюрпризов - соавторство Марго в нескольких на удивление энергичных песнях и ее же бесподобная а капелла-версия спрингстиновской "My Father`s House".
Вполне успешный исход затеи с Интернетом укрепил группу в намерении и далее действовать через собственный лейбл Lament - так были реализованы концертный альбом "Waltz Across America" (2000) и следующий студийный альбом "Open" (2001). В турах этого периода разогревающим составом у Cowboy Junkies были Over the Rine. Костяк этой группы - клавишник Линфорд Детуэйлер (Linford Detweiler) и гитаристка Карин Бергкуист (Karin Bergquist) наряду с бессменным Джеффом Бёрдом составили дополнительную инструментальную секцию Cowboy Junkies. Записанный таким составом альбом "Open" сама группа охарактеризовала как "тёмный", а поклонникам и критикам он напомнил о "Trinity Session". Тёмным "Open" делает обращение к темам далеко не легким - предательство, смерть, вера, прощение... Зрелая работа зрелых артистов.
Независимость вполне оправдала себя - и творчески, и морально. Тимминсы не одиноки во мнении, что дистрибьюция через Интернет - это реальный путь избежать диктата крупных компаний. Столь же очевидно, что без поддержки этих самых крупных компаний радио и телеэфир останутся для группы труднодоступными. Cowboy Junkies пока балансируют между полной независимостью и звукозаписывающими корпорациями, но их контракт с Arista касается только дистрибьюции альбомов в Северной Америке и абсолютно не затрагивает творческие вопросы, здесь Тимминсы оставили за собой полный контроль. В Европе они давно издаются через независимый лейбл Cooking Vinyl, и вряд ли кто-то будет сомневаться, что по духу Cowboy Junkies - истинно независимая группа, которая всегда предпочтет творческую самостоятельность прочим вариантам. В конце концов, своей художественной вершины они достигли в старой церкви с единственным микрофоном, без менеджеров и продюсеров, имея лишь вдохновение, мастерство и уверенность в правильности своего пути. Все это осталось с ними и 20 лет спустя.
Пластинку никому не известного канадского состава Cowboy Junkies уже приготовились выкидывать в мусорную корзину, но pади интереса поставили на вертушку. Дальнейшее - история.
Подробности из жизни:
"Во всем виновата Канада!" - утверждали разгневанные родители из мультика
"South Park", поминая недобрым словом Селин Дион (Celine Dion) и Брайана
Адамса (Brian Adams) наряду с прочими канадскими преступлениями против
человечности. Между тем в канадских лесах можно встретить и куда более
достойные образцы местной музыки. Правда, поминальные песни по "Титанику" и
стандартно-гитарная лирика гремят по миру куда громче, но прислушайтесь - ей
богу, оно того стоит.
В конце 80-ых это необходимое действие - прислушивание - совершили многие
критики и радио-диджеи. Они вытащили из пачки новых альбомов пластинку никому
не известного канадского состава Cowboy Junkies и вероятно уже
приготовились ее
выкидывать в мусорную корзину, но бегло просмотрели треклист и обнаружили
несколько знакомых названий: "Sweet Jane", "Blue Moon"... Ради
интереса поставили
на вертушку. Дальнейшее - история. Дальнейшее - бесконечная череда вопросов:
кто это, откуда, как им удалось? Ответы…
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)