Наверное, если попросить нынешних меломанов назвать самых известных
представителей свердловской рок-музыки, то, несомненно, в первую очередь услышишь фамилии Бутусова, Шахрина и Бегунова, братьев Самойловых. Кто-то
помоложе, возможно, назовет "Смысловые галлюцинации" или
Чичерину, "Сансару" или Юту. Но вряд ли можно будет среди
ответов услышать частое упоминание имени Александра Пантыкина.
А ведь именно
этот человек, внешне совсем не похожий на рок-кумира, - настоящая
легенда не только свердловского, но и отечественного рока в целом. Именно его
называют "дедушкой" уральского рока, он сыграл немаловажную роль в
становлении Свердловского рок-клуба, наконец, именно он был лидером первой
известной свердловской группы "Урфин Джюс". Впервые нам довелось с
встретиться в 97-м году на фестивале "Rock-Line" в Кунгуре (небольшом городке недалеко от Перми), но тогда особо побеседовать не
удалось, в силу его занятости в качестве председателя жюри фестиваля. И вот,
спустя почти 6 лет, мы вновь увиделись с известным теперь "киношным"
композитором Александром Пантыкиным в его родном Екатеринбурге на фестивале
"Старый Новый Рок", где мне посчастливилось не только поговорить с
"патриархом", но и увидеть "вживую" выступление
легендарного "Урфин Джюса", специально воссозданного ненадолго ради
этого события.
Звуки.Ru: - Александр, немного об истории свердловского рок-движения...
Александр Пантыкин: - Начиналось это все в 80-м году в Уральском
университете, когда возникла "Музыкальная студия Сонанс", в которой
играли основатели свердловского рока - Игорь Скрипкарь, Иван Савицкий и я,
Александр Пантыкин. Вот мы втроем и организовали эту "Студию",
которая в 80-м году, после приглашения Черноголовки и Артема Троицкого, после
выступления на фестивале в Риге, и записала альбом "Шагреневая
кожа", считающийся первым рок-альбомом на Урале. Из группы
"Музыкальная студия Сонанс" появились две группы - "Урфин
Джюс" и "Трек", и каждая из них в период с 81-го по 83-й год
записала по три альбома, - хотя, точнее, третий альбом "Урфин Джюса"
был записан уже в 84-м. А в 83-м уже стала появляться "молодая шпана"
- возникли группы "Наутилус Помпилиус", "ЧАЙФ", чуть позже - "Агата Кристи"... То есть пошла уже следующая
"волна" свердловской рок-музыки.
В 86-м году был организован
Свердловский рок-клуб, просуществовавший до 89-го года, когда состоялся
последний рок-клубовский фестиваль. Рок-клуб, правда, продолжал потом работать
еще два года, но это уже был несколько другой рок-клуб, с другими целями,
другими задачами. Впоследствии рок-клубовские функции стал осуществлять,
скорее, рок-центр "Сфинкс". Таким образом, большинство групп, которые
стали потом популярны по всей стране - это группы, возникшие одновременно с
появлением Свердловского рок-клуба: "Наутилус", "ЧАЙФ",
"Агата Кристи" и т.д.
Звуки.Ru: - А почему впоследствии началось "растекание мозгов" в Питер и Москву?
Александр: - Да "растекания" никакого не было. Все в разное время работали - кто в Питере, кто в Москве, уезжали-приезжали, "пробовались", у кого-то получалось, у кого-то не очень - это нормальное движение, связанное с производственной необходимостью. Просто кому-то стало удобнее жить и работать в Питере, кому-то в Москве, а кто-то никуда не уехал и остался жить здесь - все вполне естественно.
Звуки.Ru: - Сегодня на фестивале выступает много молодых уральских команд, что можно сказать о них? Насколько они соответствуют уровню, поставленному когда-то вами?
Александр: - На сегодняшний понятие уровня класса музыкантов очень зыбко, очень сложно определить этот уровень. Многие молодые группы сегодня, с точки зрения звучания, саунда, инструментов, оборудования, использования каких-то технических средств, конечно, намного выше того уровня, на котором были музыканты тех времен. Но, выигрывая в одном, как это часто бывает, мы проигрываем в другом - например, с моей точки зрения, не так много личностей стало, как было раньше. Если раньше были яркие индивидуальности, типа Михаила Симакова в "Апрельском марше", типа Бутусова в "Наутилусе", типа Шахрина в "ЧАЙФе" и т. д., то сейчас таких откровенных лидеров, у которых чувствовался бы какой-то свой шарм, какая-то своя фишка, свой вокал, своя характерность, самобытность, ни на кого на похожая - таких групп не очень много. Для меня наши молодые группы, в общем-то, представляют на сегодняшний день некий какой-то "фон". И я считаю, что это тоже очень важный этап, потому что уже на этом фоне, на этой почве, на этом фундаменте будут появляться какие-то, в хорошем смысле, выскочки, которые и составят основное развитие свердловской рок-музыки в дальнейшем. Это нормальный ход событий, так было всегда. И тогда тоже было очень много групп, и те единицы вышеназванных рок-звезд тоже появлялись не на ровном месте, вокруг этих групп было огромное количество! На каждом фестивале, проводившемся по три дня, групп было даже больше, чем сегодня, и они тоже создавали определенный "фон", определенную атмосферу, на фоне которой появились какие-то яркие индивидуальности.
Звуки.Ru: - В чем, на Ваш взгляд, было основное отличие свердловских рок-музыкантов от их коллег из других городов - тексты, музыка или что-то еще?
Александр: -Тексты никогда не были сильным "коньком"
Свердловского рок-клуба. Я считаю, что самым нашим сильным "коньком"
был своеобразный "знак качества", и это касалось, прежде всего,
качества исполнения, профессиональной работы и очень тщательной подготовки
групп к концертам, к записи, потому что на каждой репетиции, перед каждым
выступлением происходила очень тщательная настройка всех инструментов,
аппаратуры. Вот, допустим, "Агата" - уже, казалось бы, вполне
"звезды", но как тщательно они сегодня все отстраивали перед
концертом! Сегодняшний саундчек показал, что эта "школа",
определенная культура звука, желание выглядеть достойно, чтобы что-то донести
до зрителей - мне кажется, это первая, очень важная черта свердловской рок-музыки.
Вторая очень важная черта - это то, что музыка и текст у наших групп
всегда были в гармонии. Нельзя сказать, что где-то преобладало то или другое,
но обе эти составляющие были на очень приличном уровне. Если говорить о
каких-то поэтических вещах, то, наверное, тексты "Машины времени",
Бориса Гребенщикова, Майка Науменко, возможно, и превалировали, а у
свердловских команд этого не было - музыкальная составляющая играла не меньшую
роль.
Очень важно было и то, что особое внимание еще уделялось, вкупе с текстами
и музыкой, и имиджевой стороне группы - каждая группа носила ярко выраженный
самобытный характер. "Апрельский марш" - это одна история,
"ЧАЙФ" - другая, "Урфин Джюс" или "Наутилус" -
совершенно отдельные истории. В каждом конкретном случае это очень характерные,
ни на кого не похожие коллективы. Мне кажется, это самое главное, потому что
если брать питерский или московский рок-н-ролл, то московский, мне кажется,
всегда очень сильно был подвержен коммерции, а питерский - такой неаккуратный,
небрежный, несобранный какой-то: Люди собирались и играли в свое удовольствие,
"для души", для себя, для своих друзей. Они любили просто собираться
на кухне, петь под гитары - взять, к примеру, первые концерты Цоя и Науменко,
которые ездили вдвоем, играли на гитарах свои песни: Для них была главная идея!
Вот есть идея в текстах - хорошо, а все остальное - на втором плане.
В Москве другая история. Москва всегда была очень коммерческой, и поэтому
поп-музыка часто была где-то рядом. У многих московских групп поэтому
превалировал элемент коммерческой поп-культуры. Это ни плохо, ни хорошо - я
вообще не склонен делить поп- и рок-музыку. Но Москва всегда пропагандировала в
своем творчестве, в своих песнях, в своих текстах все-таки коммерческий рок, с
моей точки зрения.
А в Екатеринбурге, я бы сказал, очень умный, музыкальный,
профессиональный, строго выверенный, имиджевый рок-н-ролл - таковы его основные
черты, как мне кажется.
Звуки.Ru: - А разве "Чичерина" или "Смысловые галлюцинации" - это не коммерческий рок?
Александр: -Да, конечно, но это веяние не свердловского или екатеринбургского рока - это веяние времени, это то, что происходит в целом с музыкой. И здесь нужно рассматривать не только нашу страну, которая вовсе не является показательной в плане развития современного рока, а надо рассматривать мировые тенденции развития рок-музыки. Во всем мире рок-музыка стала более коммерческой, это правда. Естественно, что эта коммерициализиция коснулась и тех свердловских групп, которые стали пробиваться на профессиональную сцену, поэтому здесь действуют уже другие закономерности.
Звуки.Ru: - На Ваш взгляд, какое из трех рассмотренных уже направлений в рок-музыке - питерское, московское или свердловское - имеет наибольшие перспективы? За какой из "школ" будущее?
Александр: -Все имеют одинаковые шансы, потому что, вообще говоря, "школа" - понятие условное. Говоря о трех рок-центрах, мы делим их между собой очень грубо, поскольку таких ясно прочерченных линий раздела нет. Все очень условно, это лишь попытка на каком-то примитивно-музыковедческом социальном уровне выделить чуть-чуть хоть какие-то зоны, не более того. Я считаю, что на сегодняшний день ситуация очень выровнялась, и большой разницы между питерским, екатеринбургским и московским роком нет, поэтому все имеют одинаковые перспективы.
Звуки.Ru: - С чем это связано?
Александр: -Сейчас пришло время высоких профессионализаций в рок-музыке,
пришло время всевозможных продюсеров, которых вообще раньше не было, время
настоящего шоу-бизнеса. Многие считают, что только с помощью денег можно
добиться какой-то цели - это колоссальное заблуждение многих эстрадных
артистов, в том числе, и поп- и рок-исполнителей. Они думают, что если
заплатить кому-то денег, снять клип и прокрутить его по телевидению, то этим
история и будет сделана. Это глубочайшее заблуждение! Пришло время жестких
профессионалов, грамотных людей, великолепно знающих технику, умеющих делать
записи на студии, делать качественные грамотные аранжировки, и, самое главное,
умеющих этот созданный качественный продукт продать и подать. Многие научились
создавать интересные вещи, но не научились это все подавать зрителю и
продавать, в хорошем смысле этого слова. У нас, в отличие от Запада, есть
колоссальные перспективы уже на собственной почве, своих собственных корнях и
специфике нашего русского шоу-бизнеса научиться еще и этому.
Я надеюсь, что этот процесс все-таки пойдет. Но, к сожалению, пойти он
может только в одном случае - если в нашей стране заработает Закон об авторском
праве. Пока наша страна пиратская, пока пираты отбирают те деньги, которые
должны были бы получать музыкальные лейблы и музыканты, у нас не будет ничего!
В шоу-бизнесе очень важна репродукция: ты написал песню, ты ее продал, ты
получил за это деньги, на эти деньги живешь и создаешь новые вещи и т.д. Пока
этот процесс не будет налажен, пока музыканты не смогут нормально существовать
на заработанные деньги: Ведь на сегодняшний день у нас перекос - музыканты с
пластинок денег не имеют, и они вынуждены кататься в бесконечные туры, чтобы
заработать себе на жизнь. Эта ситуация абсолютно ненормальная, больная, и пока
это не пройдет, у нас не будет цивилизованного шоу-бизнеса!
1978 – Родился Кристофер Тони Уолстенхолм - басист британской группы Muse »»
1978 – Родилась канадская поп-звезда Нелли Фуртадо, прославившаяся в 2001 году синглом "Turn Off the Light". Кстати, свое имя певица получила в честь советской гимнастки Нелли Ким »»
1981 – Бри́тни Спирс родилась в городе Маккомб, штат Миссисипи. Ее зовут "поп-принцессой" — эта прекрасная блондинка, обладательница Грэмми, танцовщица, автор песен и актриса "озвучила" мечты и мысли поколения миллениума »»
Else Marie PADE (1924)
Владимир Николаевич ДАНИЛИН (1946)
John Wesley RYLES (1950)
Nelly FURTADO (1978)
Britney SPEARS (1981)