Где та любовь, которой так много? Та любовь, которой так много в каждом кадре
черно-белых фильмов? Не отвечай, знать не хочу. Канула в черно-белую дыру сорок
третьего. Начало прекрасной дружбы, конец надежд. Ничего не осталось - только
желание говорить цитатами, только рюмка коньяка в руках, черно-белые тени на
стене, черно-белая московская зима, легкая ирония, модные клубы, модная музыка.
Евгений Гришковец, нынешний синоним слова "мода". Он просто выходит на сцену и
начинает говорить, а ты сидишь и краснеешь: откуда он столько про меня знает???
Да, просто выходит на сцену и говорит. На этот раз говорит под музыку, с
группой Бигуди, двое парней - один с гитарой, другой - с синтезатором, оба по
совместительству - преподаватели философии. И девушка-ангелочек в гольфиках,
солистка той же группы, с волшебным голосом, по совместительству - жена
Гришковца. А за ними - "Касабланка" на большом экране, черно-белая любовь сорок
третьего, без звука. А в зале - ты, с коньяком в руках, предновогодний и растерянный.
Так склеилось, совместилось - Гришковец с "Бигудями" стали лучшим саундтреком к
"Касабланке". Разве мы обычно слушаем, о чем там говорят герои черно-белых
фильмов? Мы сами додумываем их диалоги.
- Пистолет направлен тебе в сердце.
- Это мое самое неуязвимое место.
Неправда: уязвимое. Болит и смеется, слушает, узнает. Смотрит на любовь,
которой так много в каждом кадре черно-белых фильмов. Отслеживает невероятные
совпадения саундтрека с фильмом, - как будто Майкл Кертиц в своем 43-м держал
перед глазами расшифровку монологов Гришковца, думал, как бы это все
совместить, кричал на Богарта: "Да ты офигел, у него же там будет пауза,
понимаешь - па-у-за! Смотри в камеру! На слове "любовь" вы должны
поцеловаться!" А когда Гришковец произносит "слеза", на экране плачет Ингрид
Бергман. А когда говорит "Да в пробке я стою, ну где я еще могу быть", - на
экране едет машина. А когда говорит о такой музыке... ну, понятно.
Весь - как это назвать? концерт? мелодекламация? модные штучки? - весь вечер
оказался этой вот цитатой: "Сыграй еще раз, Сэм". В "Касабланке" такой фразы
нет, но именно по ней все помнят этот фильм.
Гришковец со своими монологами - несуществующая цитата из культового фильма: ее
все знают, но никто не может воспроизвести точно. И не надо.
Ты только что обнаружил, что у тебя еще есть сердце, - где-то в горле, в груди,
где-то вот здесь, потрогать можно, - и все это оттого, что человек вышел на
сцену и кинул в тебя наспех слепленным "здесь и сейчас". Музыка неизменна -
простые повторяющиеся фразы. Тени на экране вечны, это всегда будет началом
прекрасной дружбы. А то, что произносится, - это только для тебя, это только
сейчас так, в эту минуту; держи скорее, глотай, а то растает. В следующий раз
будет по-другому, горше или слаще, или вообще не будет.
Куча народу выходят на сцену и читают стихи под музыку, и шепчут что-то под
музыку, и говорят: "Я". У очень немногих получается так, что ты в зале тоже
слышишь - "Я". За Гришковцом ты еще и повторяешь: я. Как это получается?
Действительно, можно подумать. Как будто не из Калининграда приехал, а прилетел
с другой планеты, Альфу Центавра знаешь? - тамошние мы, - надсмотрщиком или там
соглядатаем. И вот рассказывает, читает донесение своим - про нас. Про
девочку-выпускницу, которая все ждет, когда на выпускном балу, на море, в
голове заиграет такая музыка. Только такая. Зачем-то Альфе
Центавра нужно знать именно про эту девочку, как та ждет юношу с холодными
глазами, или ходит по улицам, а из машины на нее смотрят липким взглядом.
Зачем-то Альфа Центавра хочет слушать донесения про такую музыку. Или
про сигареты, - что курить вредно, и дорого, и бессмысленно, но узнать это
можно лишь купив пачку сигарет. Бессмысленно, - думает Альфа Центавра, - это
важная информация, бессмысленно. Или Гришковец читает про Новый год, что вот ты
специально бежишь в магазин заранее, чтобы подарки купить, а туда, в магазин,
оказывается, весь город приехал за подарками, они все тоже решили - надо
заранее. И публика ежится, она не далее как вчера вся, в полном составе,
пыталась заранее. Альфе Центавра это тоже интересно. Вот Гришковец и
зачитывает. Откуда он знает? Откуда, откуда. Подглядел, подсмотрел, прожил твою
жизнь, догадался, что каждый из нас однажды ехал по шоссе, а в ресницах
застряла слеза, и из-за нее от каждого фонаря - длиииинные такие лучи, длинные. Длинные.
Догадался, что если рассказывать все что угодно со сцены, особенно если при
этом улыбаться смущенной интеллигентской улыбкой, особенно если рассказывать о
каком-то неважном совсем, о своем, вот о том, что Новый год скоро, или о
ресторанах, - то все замолчат, повернутся к тебе, прислушаются. Даже вот тот
дядька, который изо всех сил выпендривается перед вон той теткой, ведет себя
по-хамски, выкрикивает что-то. Даже он, услышав про то, что лучшую картошку
жарила бабушка, на сковородке - не выпускают сейчас таких сковородок, - и что
стилизации тут неуместны, - ахнет, забыв выматериться: "Откуда он это знает??"
Откуда, откуда. Их там так пи*дят, на Альфе Центавра, так пи*дят...
Да ладно, брось. Мы одни во вселенной. Нет никакой Альфы Центавра, это
соседский ребенок по ночам рисует звезды на стекле твоего телескопа. Нет
никакой любви, кончилась, разлюбила, вышла замуж, уехала в другую страну,
улетела от тебя в сорок третьем, навсегда. Ты жил-жил, и вот дожил до своих
двадцати, или двадцати пяти, или тридцати, или тридцати пяти, или сорока; и
время проходит, проходит - смотри, вот и совсем прошло. Осталось только
немножко коньяка, человек улыбается на сцене, снег, легкость, желание говорить цитатами.
Сыграй для меня, как ты играл для нее.
Сыграй еще раз, Сэм. И пусть это будет
такая музыка.
Только такая.
Sam PHILLIPS (1923)
Maynard SOLOMON (1930)
Johnny ADAMS (1932)
Arthur WHETSOL (1940)
Louis STEWART (1944)
Chris STEIN (1950)
Scott ALARIK (1951)
Martin ALLCOCK (1957)
Iris DEMENT (1961)
Phil THORNALLEY (1964)