ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ  Не о том речь

В феврале состоится концерт-презентация нового альбома культовой московской группы Вежливый Отказ.

Можно с уверенностью утверждать, что 15 февраля в «16 Тоннах» произойдет событие, случающееся раз в семь лет. Именно с такой периодичностью в последние четверть века выходят новые студийные альбомы московской рок-группы Вежливый Отказ.

"Не о том речь" — это сложный цикл песен, созданных Романом Сусловым с товарищами в три последовательных временных периода, в свою очередь обернувшихся тремя разными эпохами. Начиная с дилогии "Смерть Царя Ирода", созданной для проекта "Рождественский Вертеп" безвременно покинувшего нас совсем недавно композитора и активного участника "Отказа" Павла Карманова, и заканчивая постскриптумом 'Ах!" и "Ы", созданным в момент, когда основной материал альбома уже был записан и в целом сведен.

Потеря Павла Карманова оказалась не единственным трагическим событием, совпавшим с созданием этого цикла. 1 марта 2022 года, через три недели после завершения очередной репетиционной сессии, внезапно ушел из жизни бессменный участник "Отказа" барабанщик Михаил Митин — музыкант, без которого существование группы казалось совершенно невозможным.

В ходе работы над альбомом оформилось новое сочетание солистов: скрипка (Сергей Рыженко), саксофон (Павел Тонковид), а также флейта и мелодика (Павел Карманов). Для партии трубы, однако, места в звуковой палитре не нашлось, как не нашлось в этой программе, жесткой по структуре и по форме, места, где мог бы проявиться блестящий импровизатор Андрей Соловьев. Место ударника занял Илья Варфоломеев.

"Случай в Тайге", "Мухи", "Анаэробика", "Ция", "Грустная тема" и "Синявка" (гениальный перевод слова "блюз" из далеких 1920-х годов) — именно эти пьесы составили костяк нового альбома. И именно в '16 Тоннах' в последние два года поклонники "Вежливого Отказа" могли знакомиться с их становлением.

"Это какой-то полный пуантилизм, минимализм, политональность и вообще поливсё. Суслов дирижировал и отсчитывал такт, уловить который было просто невозможно. Иногда напоминал товарищам, как песня начинается и какой примерно там рисунок. Но звучало всё, как и должен звучать крутейший авангард — на острие ножа, на грани какого-то безумия. Апокалиптические "Мухи", говорят, уже исполнялись ранее. "Последний лист осины...", увядание и тлен, полный мрак. Пиццикато скрипки Рыженко как метроном, отсчитывающий последнее время. Еще была песня с кодовым названием "Ция", тоже ничего веселого. Два "Ирода». Незнакомый "С-минор" ("Грустная Тема") и "Случай в Тайге". В общем, своего рода творческая лаборатория, где новая музыка обретает форму у вас на глазах". — делилась своими впечатлениями от концерта журналист ИнРок Елена Савицкая.

Более тесное знакомство с материалом оставляет ощущение, что "Отказ" взял курс на еще большую угловатость, чем раньше, хотя, казалось бы, куда уж больше, достаточно вспомнить последние альбомы, в которых нет почти ничего прямолинейного. И тем не менее на «Не о том речь» группа берет новые вершины в построении музыкального текста на нелогичностях, неровностях, противоречиях.

Если раньше одним из главных приемов было одновременное звучание двух или более не связанных друг с другом музыкальных тем, то в «Не о том речь» отличительной чертой становится почти полная разобщенность разных участников музыкального процесса. Особенно отчетливо это слышно во время пения. Мелодии Романа Суслова (в большинстве своем заковыристые — не напоешь) как будто не опираются ни на что. Им сопутствует игра разных инструментов или групп инструментов (агрессивные унисоны, по-прежнему, остаются важным приемом "Отказа"), которые ведут совершенно свои затейливые линии. Кажется, что автор музыки словно специально подбирает в качестве сопровождения «не те» ноты и аккорды — впрочем, нарочитости в этом нет.

Возможно, на самом деле в партиях разных инструментов больше общего, но это не очень понятно неподготовленному уху. Илья Варфоломеев поясняет, что иногда все играют в одном размере, но партии настолько "извилистые", что со стороны это непонятно". Парадоксально, но в целом в новой программе менее значимой, чем раньше представляется роль гитары: где-то она просто отсутствует, где-то прячется за других, где-то солирует, но не очень явным образом.
"Вообще я не очень люблю гитару и считаю, что во многих вещах ее не должно быть в звуковой палитре. На сцене — другое дело, это знаковый момент, на сцене ее больше, там она звучит по-другому, более навязчиво, зло и много", — говорит Роман Суслов.

30.12.2024, Дед ЗВУКАРЬ (Предоставлено пресс-службой)

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - свежие публикации: