Старые синтезаторы остаются популярны спустя многие десятилетия после своего выхода. Хороший аппарат - это высокое качество: как сборки, так и звучания. Многими музыкантами при покупке этих инструментов движут ностальгия и сравнительная дешевизна на вторичном рынке. Хотя цена за функциональный аппарат может достигать многих сотен долларов.
Производители синтезаторов давно заметили этот тренд и успешно монетизируют любовь к "старине": и Korg, и Roland продают или предлагают по подписке эмуляторы своих старых инструментов в виде программных плагинов - или аппаратных опций расширения к новым инструментам. Плагины также выпускает и Waldorf - главный по wavetable-синтезаторам.
Спрос достаточен, чтобы гарантировать предложение.
Программные плагины лишены многих недостатков, свойственных оригинальным инструментам. Например, аппаратные Yamaha DX7 и Korg M1, инструменты, буквально определявшие звучание музыки конца 1980-х и значительной части 1990-х в самых разных жанрах, обладали очень малым объёмом внутренней памяти и крайне ограниченным "меню" тембров, доступных музыканту без каких-то дополнительных ухищрений.
С плагинами таких проблем не возникает, но обладатели аппаратов предпочли бы иметь возможность расширять именно их, а не переходить на программы.
Важный вопрос - что доступно в качестве программных эмуляторов, а что нет. Часто решения на этот счёт принимаются на основе маркетинговых исследований, но неизбежно возникают вопросы, почему инструмент А эмуляции удостоился, а инструмент Б - нет.
И вот тут на рынок выходят энтузиасты с необычными, а иногда и довольно дерзкими решениями, которые обеспечивают старым аппаратным инструментам сохранение "актуальности", позволяют познакомиться с их звучанием тем, кто не имел такой возможности прежде.
П Сегодня мы поговорим о трёх таких проектах. Сразу оговоримся, что один из них находится в "серой зоне" с точки зрения легальности. Но это - только начало истории...
Карты памяти HyperSynth
Аппаратный синтезатор Yamaha DX7 мог хранить всего 32 тембра на борту. M1 "помнил" до 100 патчей. По нынешним временам это мало.
Причиной была дороговизна запоминающих устройств.
Конечно, между тем, памятью DX7 и M1 была колоссальная разница: если тембры DX7 - это, по сути, набор параметров, то у M1 это уже пусть и крошечные, но сэмплы, занимающие куда больше места в накопителях информации.
Общий размер банка звуков M1 составлял 4 мегабайта; для конца 1980-х - это огромный объём.
Но всё-таки меню было очень спартанским.
Крупные производители выпускали для своих инструментов карты расширения, которые либо увеличивали память устройства, либо расширяли диапазон доступных звуков. Korg, например, предлагал для M1 и Wavestation карты памяти, которые позволяли хранить на них пользовательские тембры и настройки, а также опции серии MPC и WPC, добавлявшие новые волноформы и тембры к заводскому банку.
Сейчас такие карты отыскать оказывается сложно - они стали большой редкостью. Особенно работоспособные - как правило, запоминающее устройство в них функционировало за счёт собственной батареи. Когда та разряжалась, данные пропадали.
Но вот компания HyperSynth начала выпускать карты расширения памяти сразу для четырёх моделей винтажных синтезаторов Korg - M1, Wavestation, DS8 и A1. В каждую влезает 64 банка звуков M1, 40 - для тембров WS, 24 - для тембров DS8 и 16 - для A1.
Каждая такая карта - по сути миникомпьютер с сенсорным дисплеем, который позволяет переключать банки на лету, выборочно защищать отдельные наборы от перезаписи.
Помимо карты Hcard-101 для инструментов Korg, HyperSynth предлагает аналогичные карты для других инструментов. Например, для Yamaha DX7 - выпускается Hcard-701, поддерживающая до 12800 пресетов или 400 банков, хотя по умолчанию в неё загружены только 17 банков по 32 тембра в каждом. В Сети сейчас можно найти в буквальном смысле тысячи бесплатных наборов звуков для DX7, и в большинстве случаев их можно загружать в аппараты прямо по MIDI-кабелю, но, конечно, с такой картой работать сподручнее.
Hcard-702, в свою очередь, это расширение для Yamaha DX7II, которое, однако, совместимо и с несколькими другими моделями - DX7s, DX11, RX7 и RX5.
Поскольку структура тембров в DX7II сложнее, чем в более ранних версиях, карта поддерживает только до 100 банков, но это - 6400 голосов, 3200 комбинаций (performance), 200 вариантов темперации и 100 общих настроек.
Самым "роскошным" предложением выглядит Hcard-705 - эта карта предназначена для самых элитных представителей семейства Yamaha DX - DX5 и DX1. В неё влезают до 800 банков (25600 тембров) с дополнительными настройками, и по умолчанию загружены заводские банки DX1/DX5, DX7 и банки с картриджей VRC.
Ну, и, наконец, последним идёт Hcard-750 - расширение для синтезаторов Roland D-50. В неё загружены оригинальный заводской банк и ещё 11 наборов, отобранных из тех, что опубликованы в Сети и доступны бесплатно.
Единственное, что может снизить энтузиазм обладателей перечисленных инструментов по отношению к этим картам - их цена: при прямой покупке у производителя за все карты запросят 199-219 долларов плюс 49-59 долларов за доставку. В сторонних магазинах будут ещё и свои наценки.
Вдобавок, чисто теоретически у юристов Korg и Roland могут возникнуть вопросы по поводу самого существования таких продуктов - сэмплированный материал, скорее всего, является интеллектуальной собственностью. Однако пока никаких попыток прикрыть деятельность HyperSynth с их стороны не наблюдалось.
К чему приводит эмуляция одного процессора
Куда больше в юридическом смысле рискует этот проект. Или его пользователи... Разработчики предлагают бесплатную эмуляцию ряда электронных инструментов, часть из которых до сих пор в продаже. Но есть обстоятельство, которое защищает их получения целой вязанки судебных исков и запретительных предписаний.
Группа энтузиастов осуществила обратную разработку (реверс-инженеринг) серии довольно старых процессоров Motorola DSP563xx, которые составляли и составляют основу сразу нескольких - винтажных и не очень - цифровых синтезаторов. В их числе: Access Virus A, B, C, TI; Clavia Nord Lead 2X, 3 и Modular; Waldorf Q/MicroQ и Microwave II; а также Novation Supernova, Nova и т.д.
На "просто эмуляции" эти деятели не остановились, и написали программные оболочки, которые очень близко повторяют интерфейсы части перечисленных инструментов. И оформили их в плагины VSTi.
Например, OSIRUS и OsTIrus - это опенсорсные эмуляторы Virus A, B, C и Ti; Vavra - это эмулятор инструмента Waldorf microQ, а Xenia - эмулятор Waldorf Microwave II/XT.
Единственное "но": для использования этих эмуляторов потребуется "полученный законным способом" ROM-образ программной оболочки каждого из этих инструментов. Без ROM плагины бесполезны - и юридически невинны, как невеста.
Но надо ли говорить, что в Сети уже есть "свалки" из этих ROM? - предназначенные, конечно же, только для работников ремонтных фирм, занимающихся восстановлением винтажных инструментов и т.д., и т.п.
Пока что о попытках прикрыть лавочку со стороны Access или Waldorf ничего не слышно.
Зато буквально на днях стало известно, что Waldorf внезапно - и не с перепугу ли? - выпустил официальный программный эмулятор своего легендарного Microwave (первого, правда, поколения, работавшего на другом процессоре - Motorola 6800). Как утверждает разработчик, плагин повторяет все аппаратные особенности оригинала в малейших подробностях. Microwave 1 VST стоит 149 долларов, но пока что цена снижена до 119.
Бьорн Арльт и его инструменты
Бьорн Арльт (Björn Arlt), также известный как Full Bucket, - это немецкий музыкант-электронщик и программист, который написал в общей сложности 25 различных программных синтезаторов, большинство из которых - это эмуляторы различных винтажных разработок Korg. Преимущественно из 1970-х и 1980-х годов. Пересечение с официальным набором Korg Collection 5 - только одно: Арльт написал свой эмулятор Korg Mono/Poly под названием Mono/Fury.
В остальном разработки Full Bucket уникальны - в том смысле, что больше никто не занимался эмуляцией таких агрегатов как Korg Trident, Poly-800, DW-6000/8000.
Full Bucket также первым создал программные варианты всей серии Korg PS - массивных полумодульных синтезаторов, которые очень ценили Вангелис (Vangelis) и Рик Уэйкман (Rick Wakeman). И лишь недавно за PS-3300 взялся другой - коммерческий - разработчик: Cherry Audio.
Впрочем, не Korg'ом единым: на совести Full Bucket - программные версии Crumar BIT 01/99, а также ARP Omni-2 и Sequential Circuits Six-Trak (самая свежая на данный момент разработка).
Многие создатели бесплатных (а то и платных) плагинов используют уже готовые среды разработки или конструкторы типа (устаревшего уже) SynthEdit - после чего требовательные пользователи жалуются на неважный звук, отсутствие совместимости с 64-разрядными системами и т.д.
Арльт на своём сайте подчёркивает, что пишет свои программы на языке C++, что обеспечивает его плагинам достаточно низкие требования к центральному процессору, а также совместимость и с Windows, и c macOS. Ещё один повод для панегирика: далеко не все бесплатные плагины могут похвастаться совместимостью с "маками".
Впрочем, самое важное - это качество звучания программных синтезаторов Full Bucket. А оно очень высокое само по себе, не только с точки зрения эмуляции.
Кстати, помимо эмуляторов известных моделей, Арльт написал и несколько "авторских", например, модульный инструмент ModulAir, wavetable-синтезатор WhispAir, синтезатор-секвенсор SequencAir и многопрофильный стрингс-синтезатор the Deputy. Когда в микс нужно добавить "винтажности", этот инструмент - палочка-выручалочка.
И да, все эти плагины Арльт предлагает бесплатно с возможностью добровольных пожертвований.
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)