20 июля завершил свою работу 58-й по счету Montreux Jazz Festival. На протяжении 16 дней 250 тысяч гостей Монтрё вновь ходили на ушах, плакали, подпевали и танцевали, и мне очень радостно осознавать, что Звуки смогли запечатлеть для вас некоторые моменты этого легендарного хэппенинга.
Во многом этот выпуск фестиваля был уникальным - в первую очередь, за счет того, что организаторам пришлось полностью перепроектировать все площадки и маршруты на время ремонта Конференц-центра, где обычно размещаются две основные сцены. В итоге и на Lake Stage, построенной прямо на берегу Женевского озера, и в легендарном Casino было продано 90% билетов - великолепный результат с учетом того, что Lake Stage вмещает на 1000 человек больше, чем самая большая стационарная площадка MJF - Stravinsky hall.
Благодаря тому, что фестиваль выплеснулся на улицы города, он приобрел совершенно другой характер: стал более открытым и демократичным. Новыми возможностями локации немедленно воспользовались звезды: Sting и Ленни Кравиц (Lenny Kravitz) включили в свою орбиту не только слушателей, собравшихся у сцены, но и зрителей со всей округи. Сотни людей наслаждались коцертами с улицы, соседних балконов и лодок на озере - и все они радостно подпевали любимым хитам.
Джон Батист (Jon Batist) завершил свой концерт прогулкой со своим оркестром по Гран-Рю в Монтрё. А впервые выступавшие на фестивале Vulfpeck вышли на сцену с Марком Ребилле и заставили одного из участников группы начать выступление с балкона квартиры в здании, расположенном напротив сцены.
Deep Purple сделали венцом своего выступления фейерверк и дымовое шоу на воде во время исполнения канонической "Smoke on the Water".
Самые яркие акты Монтре останутся в летописи и архивах фестиваля, и сегодня мы вспомним некоторые из них.
Roisin Murphy
Ройшн Мерфи, эксцентричная ирландская легенда электропоп, прославившаяся своим вокалом в составе дуэта Moloko, открыла свое шоу ударным хитом 90-х "Pure Pleasure Seeker". Ритм, которому почти четверть века, настроил фанатов дуэта на боевой ностальгический лад. А дальше мы все несколько оторопели, увидев певицу на сцене в меховой шубе и шапке, больше всего напоминающей маску гориллы. Впрочем, у Ройшн что ни песня - то новый костюм и образ: на "Simulation" она предстала в высоком цилиндре, для "Overpowered" выбрала сверкающий костюм из кожи, а для "Sing It Back" - белый купальник с глубоким вырезом и ослепительно-красное боа.
Музыкальная часть тура, в полном соответствии с его названием "Hit Parade", выстроена вокруг старых хитов ("The Time Is Now"), перемежающимися самыми громкими сольными синглами Ройшн ("You Knew", "Incapable"). На протяжении всего сета Ройшн и музыканты переходили ко все более жесткому звучанию, превратив всю плошадку в огромный дикий рейв . К сожалению, вокал певицы несколько потерялся в мешанине басов и вокодеров, а сама она то и дело пропадала в сиянии стробоскопов, но Мерфи с лихвой компенсировала это драматургией: усыпала сцену лепестками роз, а на "Sing It Back" направляла микрофон в толпу и снимала все происходящее на видео, ведя живую трансляцию на экран. Очень живой интерактивный концерт, впечатление от которого не смогли перебить до боли предсказуемые Kraftwerk. Впрочем, от них никто уже давно не ждет откровений.
Зато очень мощный сет выдали стартовавшие на полчаса позже в Casino лондонцы Kokoroko.
Kokoroko
Впервые Kokoroko появились в Монтре 2023 году, и сразу же были выбраны в резиденцию Montreux Jazz Artists Foundation (MJAF). В состав группы входят семь музыкантов, имеющих общие афро-карибские корни, при этом их духовая секция состоит из женщин: это певица и автор песен Шейла Морис-Грей (Sheila Maurice-Grey) и Кэсси Киноши (Cassie Kinoshi). Именно они сформировали саунд Kokoroko - сочный, мечтательный, слегка психоделический, где духовые органично соседствуют с клавишными и нежными женскими голосами.
В основе своей, это афробит с джазом, но в этой музыке нет ничего "кричащего" либо агрессивного, что свойственно лондонской урбан-сцене. Больше всего она напоминает о солнечном летнем дне. Программа по большей части строится на треклисте альбома "Could We Be More", но есть и несколько совершенно новых вещей (к примеру, чудесная "Never Lost").
Один из чудесных нежных моментов вечера - предваряя очередную композицию, клавишник Йохан Кебеде (Yohan Kebede) посвятил короткую речь своему отцу, который, когда он был маленьким, проигрывал ему DVD с легендарным концертом Марвина Гэя в Montreux Jazz Festival 1980 года. А гитарное соло в "War Dance" прямо сошло с какой-нибудь записи концертов в Монтре 70-х годов. Связь поколений еще никогда не была столь уместной!
И вот крещендо - на "Doo Doo Dah" и "Abusey Junction" вовлекают публику в хор с вокалистами на сцене, и потом Эджворт предлагает исполнить несколько каверов. Они завершают вечер песней "Something Is Going On" - продуманный реверанс в сторону Стиви Уандера и Марвина Гэя.
Nick Mason’s Saucerful of Secrets
История выглядит так: 21 ноября 1970 года в Casino de Montreux проходил концерт Pink Floyd, организованный продюсером MJF Клодом Нобсом. Более 50 лет спустя Ник Мейсон (Nick Mason), барабанщик и сооснователь группы, решил поторговать ностальгией и привез в то самое казино ту самую программу. Его проект Saucerful of Secrets - это оммаж ранним годам Pink Floyd (1967-1972 годов), то есть как раз самый психоделичный период, на протяжении которого команда записала семь альбомов, включая "The Piper at the Gates of Dawn", "Atom Heart Mother" и "Meddle".
На гастроли Мейсон позвал именитых коллег: Гэри Кемпа (Gary Kemp), гитариста Spandau Ballet и Гая Пратта (Guy Pratt ), сотрудничающего с Pink Floyd с 1987 года.
Пожалуй, из всех трибьютов и кавер-шоу это - одно из самых продуманных... и начисто лишенных энергии. Слушаешь - и задаешься вопросом: неужели это действительно та самая музыка, из-за которой люди стояли на ушах? Или просто ее искусно разукрашенный муляж?
А вот кому энергии не занимать - так это Vulfpeck!
Vulfpeck
Джаз-фанк команда из Мичигана, которая произвела в в 2011 году огромный фурор среди фанатов обоих жанров своей прекрасной, энергичной и яростной игрой. Если вы еще не видели их клипы - срочно смотрите, ведь они полны эмоций и доброго юмора!
Vulfpeck появляются на главной сцене в окружении смешных надувных декораций и на протяжении полутора часов рубятся как сумасшедшие, создавая невероятные комбинации из джазовых стандартов, клезмера, фанка и рока. Они не забывают грамотно "разогревать" публику, которая радостно подхватывает припевы песен и пляшет под солнечный грув - и, разумеется, сопровождает аплодисментами каждое инструментальное соло. Трек "Dean Town", ставший стандартом бас-фанка 21-го века, зал прохлопал от начала и до конца, а басовое соло на "Beastly" длилось (я не шучу) 6 минут!
Ну, и не забудем Кори Вонга (Cory Wong), который в прошлом году и в одиночку неплохо справился, поднимая на уши зал Stravinsky.
Lenny Kravitz
12-й студийный альбом "Blue Electric Light" Ленни Кравица увидел свет 24 мая - и, разумеется, в программе выступления легендарного фанкстера новые треки занимают добрую четверть. За три десятилетия своей музыкальной карьеры Ленни смог создать неповторимый и узнаваемый микс рок-, соул- и фанка, и лишь самые черствые из нас могут заподозрить его во вторичности. Кстати, Ленни своим выступлением в Монтре возвращает долг заждавшейся публике - его выступление на фестивале в 2020-м году было отменено из-за covid.
Размахивая буйой головой с дредами, Ленни стартовал с "Are You Gonna Go My Way" и "Minister of Rock 'n Roll", не оставив никаких сомнений: будет жестко. И действительно, в этом сезоне мы больше слышим рок-версию Кравица. Даже кавер он подобрал боевой: "American Woman" The Guess Who, плавно перешедшая в гармонически созвучную "Fly Away". Завершилось выступление всеобщим братанием под "Let Love Rule".
Крепкий, достойный больших сцен рок-акт.
Raye
Вы, конечно же, слышали творчество Рэйчел Кин (Rachel Keen). Просто вы не знаете, что это она. Долгое время Рэй была скромным сонграйтером, а ее хиты исполняли Джон Ледженд (John Legend) и Beyoncé. Но в этом году фортуна наконец повернулась лицом к певице и она одним махом завоевала сразу 6 наград Brit Awards.
"Для себя" Рэй создает глубокие, очень продуманные джазовые, соул- и ритм-блюзовые оркестровки, которые великолепно обыгрывают ее рэп и r'n'b. В ее группе - 10 человек, полноценный биг-бэнд. Сама Рэй появляется на сцене в белом концертном платье со страусиным боа - прямо дива 20-х годов.
При этом теплый и богатый мелизмами голос Рэй и ее манера общения с публикой составляют интересный контраст с ее визуальным образом. Она тепло общается с толпой по ходу выступления, охотно рассказывая захватывающие истории о том, как создавались ее треки, и с удовольствием отдает дань легендарным предшественницам - Нине Симон (Nina Simone) с “Feeling Good” и Билли Холидей (Billie Holiday) с “All of Me”.
Каждый трек завершается, по словам Рэй, "чрезмерно драматичными финалами" — мелодичными джазовыми импровизациями и леденящими душу вокализами, которые отлично демонструют широту и силу ее голоса. По ходу выступления музыканты поочередно демонстрируют свое мастерство - сольные партии достались всей духовой секции, клавишным, басу и гитаре. Рэй танцевала, крутилась и сидела на полу, покачиваясь во время этих соло, призывая публику чествовать своих коллег по группе. В момент исполнения хита "Escapism" зал буквально плакал.
Одним из эмоциональных эпизодов вечера стал рассказ Рэй о том, как сексуальное насилие сподвигло ее на создание трека "Ice Cream Man". Она выглядела очень хрупкой и уязвимой, когда во время припева сидела на полу и колотила рукой по сцене. Когда она встала, она споткнулась о платье, замеялась и сказала "упс", а потом выдала невероятно монументальное крещендо. Тут сложно было не усмотреть аналогию с Эми Уайнхаус. Будем надеяться, Рэй с нами надолго. Не зря ее тепло поблагодарила вторая хедлайнер вечера - Джанель Моне (Janelle Monae)!
Нельзя не отметить и то, как точно Raye обыграла "домашний" характер фестиваля, предложив слушателям поприветствовать ее дедушку, махавшего рукой с трибун.
Duran Duran
Нет ничего лучше хорошей доброе дискотеки 80-х в качестве закрывающего акта для фестиваля. Прием не нов, но работает безотказно. В этот вечер к "новым романтикам" присоединился возрожденный дуэт Soft Cell. Идеальная комбинация.
Ни один репортаж не способен вместить в себя все лучшие концерты, да это и не нужно. Монтре прекрасен тем, что у каждого из нас он - свой, уникальный и неповторимый. За кадрами этого репортажа остались блестящая Джанель Моне *Janelle Monae), увесистый Майкл Киванука (Michael Kiwanuka), забойные Jungle и совершенно домашний ASting. А вот каким его увидела творческая группа Montreux Jazz Foundation:
Следующий выпуск джазового фестиваля в Монтрё пройдет с 4 по 19 июля 2025 года - отсчет уже начался!