James CHANCE  "Джеймс ввязывался в драку с публикой и нам приходилось идти и защищать его"

Умер Джеймс Ченс, мятежная фигура no wave и панк-рока. Коллеги вспоминают этого бунтаря с теплом и ностальгией, публика - с возмущением

"Отвратительный, резкий, диссонирующий, грубый, дикий, брутальный, уродливый, минималистский" - все эти эпитеты совершенно заслуженно применялись в прессе по отношению к саксофонисту Джеймсу Ченсу (James Chance), покинувшему этот мир 18 июня 2024 года в возрасте 71 года. Джеймс, определенно, никогда не стремился быть любимчиком публики и журналистов, но после его кончины тон публикаций кардинально изменился. Джеймсу посвящают трогательные воспоминания, а его невыносимые выходки вспоминают с ностальгией.

Музыка протеста существует много веков. Устав от статус-кво, люди создают песни и музыку, которая идет в разрез с мейнстримом. Джеймс Ченс, певец и саксофонист, чья пронзительная смесь фанка, джаза и пост-панка стала ярким явлением в Нью-Йорке середины 1970-х годов, первым умудрился создать музыку, в которой "протестный" меседж был нацелен именно на музыкальную составляющую актуальной сцены, и сделал этот протест делом своей жизни.
Его James Chance and the Contortions стала основополагающей группой No Wave - недолговечного, но влиятельного движения, которое бросило вызов не только "бессподержательным" стилям типа new wave, но и самому определению жанра. Можно назвать Ченса пионером деконструированной танцевальной музыки, хотя он сам воспротивился бы такому определению.

Настоящее имя Ченса - Джеймс Зигфрид (James Siegfried), он родился в 1953 году и вырос в Висконсине, Ченс учился в музыкальной школе и c детства вдохновлялся рок-н-роллом и джазом.
"Я купил книгу соло Оскара Питерсона — действительно сложная штука — и научился играть их нота в ноту, хотя я понятия не имел, кто такой Оскар Питерсон", - рассказывал он.

В Висконсинской консерватории музыки в Милуоки Ченс продолжил изучать лучшие образчики современного джаза от Монка до Мингуса и основал свою первую группу Death, которая исполняла каверы Stooges и Velvet Underground, а также свои собственные песни. В 1975 году Ченс переехал в Нью-Йорк, намереваясь стать джазовым музыкантом, но не смог сработаться ни с одним коллективом.

"Я просто совершенно не вписывался в джазовую сцену", — рассказывал Ченс в интервью. - "Все мое отношение, мой собственный стиль и все остальное были далеки от рок-н-ролла". Он создал инструментальный квартет под названием Flaming Youth, а после встречи с певицей и поэтессой Лидией Ланч (Lydia Lunch) на панк-сцене CBGB сформировал группу Teenage Jesus and the Jerks, и долгое время был известен именно в качестве ее фронтмена.

Движение "no wave" отвергало как лоск new wave, так и традиционный панк, склоняясь к минимализму и авангардному шуму в сочетании с фанковыми элементами. Teenage Jesus and the Jerks и другая группа Ченса, Contortions, составили половину номеров на No New York - сборнике, спродюсированном Брайаном Ино, который считается ключевым архивом этого течения.

До своего развала в 1979 году Contortions выпустили в общей сложности четыре альбома: "Buy" (1979) и "Off White" под псевдонимом "James White and the Blacks" (1979) с участием Лидии Ланч, которая значится на пластинке под псевдонимом Stella Rico. Третий, "Live Aux Bains Douches" (1980), содержит экстремально жесткую версию песни Майкла Джексона "Don’t Stop Till You Get Enough", за которую Ченс огреб отповедь от Куинси Джонса. Последний альбом "White Cannibal" (1980) был выпущен только на кассете и открывался зверским кавером на "I Got You (I Feel Good)" Джеймса Брауна. Словом, все священные коровы получили по рогам.

Ченс был конфликтным персонажем, с которым довольно трудно было сотрудничать и вообще иметь дело. Его коллеги по группам вспоминают, что он часто провоцировал публику на насилие. Однажды он прямо во время концерта напал на рок-критика Роберта Кристгау и избил его.
Этот эпизод запечатлен в поздних интервью Ченса и воспоминаний музыкантов следует, что он провоцировал публику совершенно сознательно.
"Я делал это в такт — я прыгал в зал и шлепал кого-то на два, а затем возвращался на сцену на три, и так далее", - говорил он.

- Они были невероятны, — говорит саксофонист Lounge Lizard Джон Лури (John Lurie), который переехал в Нью-Йорк в 1974 году и был близко знаком с Ченсом. - Джоди Харрис, Джордж Скотт и Донни Кристенсен были в ударе, с блеском исполняя материал Джеймса Брауна. А Пэт Плейс исполняла роль Жанны д'Арк со своим апокалиптическим гитарным звуком. Адель колотила по органу, а Джеймс был похож на аутичного Джеймса Брауна. Потом он ввязывался в драку с людьми в зале, и нам приходилось идти защищать его.

В 80-х Ченс начал выступать с совершенно другим составом, который появился на альбоме 1982 года "Sax Maniac", посвященном Ане Филлипс (Anya Phillips). В 1982 году Ченс гастролировал с возрожденными James White and the Blacks со своим братом Дэвидом "Тремором" Зигфридом и его группой David and the Happenings. В 1983 году Ченс ненадолго переехал в Париж, а в 1983 году вернулся в Нью-Йорк, чтобы записать альбом "James White Presents The Flaming Demonics". После этого релизы начали носить спорадический характер.

В 2001 году Ченс реорганизовал оригинальный состав Contortions для живых выступлений, одновременно продолжая гастролировать с другими музыкантами вплоть до 2019 года. В частности, он записал партии саксофона для альбома Blondie "No Exit" (1999), который достиг 3-го места в британских чартах.

Помимо этого, Ченс время от времени выступал и записывался с чикагской группой Watchers. В 2009 году он время от времени появлялся в клубах Нью-Йорка в составе трио, которое исполняло версии джазовых стандартов. В Европе он выступал с Les Contortions - французскими музыкантами, которые сотрудничали с нми с 2006 года.

Джеймсу Ченсу пришлось прервать свои гастрольные планы в 2022 году из-за внезапного кризиса со здоровьем. Семья надеялась, что Джеймс поправится, однако в это время пандемии у музыкантов было мало работы - и его состояние начало страмительно ухудшаться. Музыканту пришлось лечь в больницу, потому что он больше не мог ходить. Вскоре умерла его партнерша Джуди Тейлор, и он остался один. На протяжении последнего времени его брат Дэвид оставался последней поддержкой мятежного саксофониста, он даже организовал кампанию GoFundMe, чтобы обеспечить ему лечение. К сожалению, помощь опоздала.

Сейчас, по прошествии времени, многие явления 70-х и 80-х кажутся довольно наивными. Но история парня с консерваторским образованием, который сознательно занялся панк-роком и стал одним из апологетов эпохи деконструктивизма, продолжает бередить умы.

21.06.2024, Михаил БАСМАНОВ (ЗВУКИ РУ)