Дамо Сузуки (Damo Suzuki), певец японского происхождения, который был фронтменом новаторской краутрок-группы Can во время ее творческого пика с 1970 по 1973 год, умер в возрасте 74 лет.
Сузуки был вокалистом группы Can на её самых популярных релизах, включая "Tago Mago" 1971 года, "Ege Bamyası" 1972 года и "Future Days" 1973 года. Сузуки отличался инновационным и неповторимым подходом к пению, часто импровизируя партии, исполняемые на разных языках (эту смесь он называл "языком каменного века").
В заявлении, опубликованном 10 февраля в официальном эккаунте группы Can в сети Instagram, говорится: "С огромной печалью мы вынуждены сообщить о кончине нашего замечательного друга Дамо Сузуки вчера, в пятницу 9 февраля 2024 года. Его безграничная творческая энергия затронула стольких людей по всему миру, не только с Can, но и с его Network Tour, охватывающим все континенты. Доброй души и наглой улыбки Дамо будет не хватать всегда. Он присоединится к Майклу, Джаки и Хольгеру для фантастического джема!" (основатели группы Can Джаки Либецайт (Jaki Liebezeit), Хольгер Шукай (Holger Czukay), а также гитарист Майкл Кароли (Michael Karoli) ушли из жизни раньше Судзуки).
Сузуки родился 16 января 1950 года в Кобе, Япония, и начал свою музыкальную жизнь в возрасте восьми лет, когда ему подарили флейту. В конце 60-х годов он покинул Японию, чтобы путешествовать по миру, что привело его в Европу, где он переезжал из страны в страну, используя свободное время для импровизационных выступлений в качестве бродяги.
В конце концов, в начале 70-х годов, выступая в Мюнхене, Германия, музыканты группы Can Хольгер Чукай и Яки Либецайт увидели одно из выступлений Сузуки. Уже подыскивая кого-то на замену предыдущему вокалисту группы Малкольму Муни (Malcolm Mooney), они пригласили Сузуки в группу, и он выступил с ними на сцене в тот же вечер.
После этого Сузуки стал постоянным участником Can и начал записываться с ними, что в итоге привело к выпуску альбома 1970 года "Soundtracks", в котором его вокал прозвучал в таких композициях, как "Don't Turn the Light On, Leave Me Alone", "Mother Sky" и "Tango Whiskyman".
Далее Сузуки выступил фронтменом на альбоме 1971 года "Tago Mago", который ознаменовал переход группы на более изобретательную, экспериментальную территорию, отмеченную его характерным вокалом и ритмичными импровизациями группы под влиянием джаза. Развивая тенденции этого альбома, группа продолжила его, возможно, своим самым известным альбомом: "Ege Bamyası" 1972 года, в который вошли такие песни, как "Spoon", "Vitamin C", "I'm So Green" и другие.
В последующие годы "Ege Bamyası", как и весь период творчества группы Can вместе с Сузуки, стал рассматриваться как влиятельная веха в истории современной музыки. Альбом занял место во многих рейтингах величайших альбомов 70-х, а в некоторых случаях и величайших альбомов всех времен. Песни были взяты на вооружение многими, а группа Spoon даже получила свое название от одноименной песни.
Судзуки остался с Can еще на один альбом, "Future Days" 1973 года, в котором группа расширила свои границы до эмбиента. Вскоре после его выхода Сузуки покинул группу и вернулся на сцену только через 10 лет, в 1983 году. Судзуки продолжил гастролировать и сотрудничать с широкой сетью артистов, которую позже назвали "Сеть Дамо Сузуки".
В 2014 году у Сузуки был диагностирован рак, и его борьба с болезнью стала темой документального фильма 2022 года "Энергия".
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)