30 октября умер американский музыкант и композитор Норм Чэмберс, один из неочевидных героев спейс-электроники, обновленческого нью-эйджа и тому подобной синтезаторной музыки (его пластинки выходили под псевдонимами Panabrite, Jurgen Muller и Spiral Index). Чэмберсу было 50 лет и в последние три года он боролся с редкой формой рака. Помимо заслуг на комозиторском поприще Чэмберс также был художником, графическим дизайнером и страстным коллекционером винила, изредка выступая в качестве диджея с тематическими сетами.
Норм Чэмберс родился в 1972 году в городе Редондо Бич, штат Калифорния, а затем переехал с родителями в Юту, где изучал искусство в колледже Salt Lake Community и затем в университете штата Юта. В девяностые, переехав в Сиэтл, Норм начал играть в рок-группах, а затем в нулевые увлекся электроникой. Его первые релизы под именем Panabrite (этот псевдоним он в дальнейшем использовал чаще всего) датированы 2009-м. Поначалу это были кассеты или CDR, изданные буквально штучными тиражами, однако постепенно американское электронное кассетное подполье (частью которого также были, например, Дэниел Лопатин, известный сейчас под именем Oneohtrix Point Never, а также участники групп Zombi и Emeralds) начало набирать всё большую аудиторию.
В ДНК музыки Чэмберса входили шумовой эмбиент, прогреассив и краут-рок (тонкам знатоком и коллекциониром которых он был), космическая электроника семидесятых, а также так называемая library music и даже нью-эйдж. Музыканта также увлекал аналоговый звук и модульные системы, хотя этим инструментарием он совсем не ограничивался. В скором времени к его записям стали проявлять интерес серьезные издатели – Чэмберс регулярно сотрудничал с такими лейблами, как Digitalis, VCO, Constellation Tatsu, Immune Recordings, Longform Editions и получал лестные отзывы критиков. Но если многие его коллеги по сцене вполне органично вписались в шоу-бизнес, работая в кино, сотрудничая с поп-музыкантами и гастролируя по крупным фестивалям, то Чэмберс всю жизнь скромно оставался в андерграунде и явно тяготился необходимостью "самопродвижения". "Простите за спам, но у меня опять вышла пластинка" – примерно так выглядел пост в его соцсетях, сообщающий об очередном релизе, часто – совершенно выдающемся.
Символично, что самую известную свою пластинку Норм издал от имени вымышленного альтер-эго и сопроводив затейливой мистификацией. Альбом Jurgen Muller "Science Of The Sea" преподносился издателем (лейблом Digitalis Recordings) как творчество студента-океанографа из города Киля, который в конце 70-х увлекся электронной музыкой и записал эти пьесы в надежде пристроить их на радио или ТВ в качесвтве саундтреков, однако успеха в этом не имел. А теперь, мол, эти композиции наконец увидели свет. Пластинка не только получила восторженные отзывы в прессе (об альбоме писали даже далекие от электронного подполья Pitchfork и PopMatters), но и получила от всё того же Питчфорка титул "лучшего переиздания года". История была слишком хороша, чтобы в неё не поверить. Вскоре мистификация вскрылась и с тех пор руку Чэмберса стали видеть во всевозможных анонимных и зашифрованных проектах. Больше нигде его участие не подтвердилось, но возможно только пока.
В 2019 году Норму Чэмберсу диагностировали редкую форму рака придаточной пазухи. Несмотря на проблемы со здоровьем, Норм продолжал заниматься музыкой и издавать альбомы, чаще всего просто публикуя их на собственной bandcamp-странице и подписывая именем N Chambers. Его последний прижизненный релиз "Grid Flora" датирован июнем 2022-го, но вполне возможно, что в будущем мы услышим немало неопубликованной ранее музыки.
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)