Почему-то именно в унылые октябрьские дни музыканты Pink Floyd, а также ответственные за переиздание их опусов сотрудники фирм грамзаписи вспоминают и без того печальную историю основателя группы Сида Баррета (Syd Barreth), навеки отключившегося от жизни в своей затуманенной дали. История взлета и падения Баррета стала одной из самых трагичных и загадочных в рок-мифологии; самым ярким проявлением деятельности тех демонов, чьей помощью лучше не заручаться, если не хочешь выжать свой разум, как лимон.
"Как же так: марсианин - и не вторгнуться на Землю?" - стыдят своего
сородича-отщепенца персонажи рассказа Рея Брэдбери "Бетономешалка".
Примерно так же обстояли во второй половине 60-х дела в британском роке:
"Англичанин - и без гастролей в Штатах?" Для любого американского школьника
музыка, звучавшая в годы Британского Нашествия, была одним нескончаемым гимном.
Она заставляла их собирать свои группы, отращивать длинные волосы и забивать на учебу.
В октябре 1967 года отправились попытать счастья за океаном новички британской
рок-сцены по имени Pink Floyd. Несмотря на то, что их дебютный альбом
"The Piper At The Gates Of Dawn" даже не попал в основные американские
хит-парады, на знатоков-англофилов запись произвела неизгладимое впечатление, и
даже столь скромный успех грех было не развить
.
Кстати говоря, по причине царящего тогда в области грамзаписи бардака
американский вариант альбома отличался от английского, причем не в лучшую
сторону: открывающей оригинал ударной "Astronomy Domine" американские издатели
предпочли проверенный хит-сингл "See Emily Play", а шизовое финале
"Bike", -
первый в истории группы образчик песни в стиле "огласите весь список", было
просто выкинуто.
В Америку Pink Floyd прибыли не с пустыми руками: тур был приуорочен к выходу
нового сингла группы "Apples & Oranges". Поначалу все складывалось
более, чем
удачно: стартовав из самого эпицентра американского психоделического брожения -
Сан-Франциско - музыканты были восторженно приняты калифорнийской тусовкой,
которая, собственно, и оказала основную поддержку винилловому дебюту группы.
"The Piper..." мы с ребятами из нашей группы сразу же заиграли до дыр, -
рассказывает ставивший в те дни свои первые шоу ужасов Элис Купер. -
между прочим, с ребятами из Pink Floyd мы некоторое время жили по соседству
в Лос-Анжелесе. Странные были дни. От Сида Баррета я на протяжении двух
недель не услышал ни слова..." "Сид - просто марсианин какой-то, -
соглашался гитарист Alce Cooper Band Глен Бакстон. - Он вообще не от
мира сего. Они могут пролететь тысячу миль, приехать на концерт, выйти на
сцену, и лишь тогда вспомнить, что забыл гитару дома. И иногда им
действительно приходится из-за нее возвращаться..."
Именно двух недель молчания хватило все менее вменяемому гитаристу группы,
чтобы сорвать первый американский тур. Во время участия в шоу Дина
Кларка, где они должны были представлять новый сингл, выступая под
фонограмму, Сид даже отказался открывать рот под музыку. Журналисты, пытавшиеся
взять у основного на тот момент автора песен группы интервью, всякий раз
получали вместо ответов на вопросы классически бессмысленные взгляды
сумасшедшего. Продвижению группы на американскую сцену все это никак не
способствовало - и в итоге гастроли пришлось отменить.
Сид Баррет, чьи песни принесли группе первый крупный успех, стремительно терял остатки своего загадочного дара. "Весь репертуар Pink Floyd 1967 года вышел из-под его пера в течении полугода, - изумлялся известный рок-импрессарио Питер Дженнер. - Он просто ни с того ни с сего начал писать песни!" Так или иначе, но вкупе с кратковременным озарением из одурманенной наркотиками головы Баррета улетучивались и последние остатки элементарной человеческой сообразительности. Его еще распирали идеи, но ни одну из них он уже не мог довести до конца. Приглашенный в группу ритм-гитаристом приятель Баррета Дэвид Гилмор уже после нескольких концертов "впятером" обнаружил, что занял место Сида: сперва на правах дублера, а после выхода второго альбома - в качестве штатного музыканта состава. Да, деньки были действительно странные...
25 октября 1969 года Pink Floyd выпустили довольно странный "двойник"
"Ummagumma" - четыре растянутые концертными импровизациями песни
на первом диске, и четыре мини-сольника музыкантов группы - на втором.
Удостоился упоминания и "участник группы gonoris causa" Баррет: ему
принадлежит авторство некогда отвергнутой американской грамзаписью "Astronomy
Domine" с концертного диска, хотя вокальные и гитарные партии уже исполнялись
Гилмором. Интересно, что Pink Floyd, в какой-то момент выбросившие из своего
концертного репертуара все, что было создано до 1971 года, сделали для этого
номера Сида исключение, и исполняли его даже в своем последнем туре "P.U.L.S.E.".
В концертный диск, кстати говоря, также должна была войти и новая версия
дебютного инструментала группы "Intersellar Overdrive". Однако пленки с записью
были украдены из дома DJ Джона Пила: осталась лишь двухканальная копия,
подготовленная для трансляции по Радио-1. Планируется ли реставрация и выпуск
этой и других записей Pink Floyd "on air" в настоящее время - тайна, покрытая мраком.
Тень Баррета вновь пала на группу в октябре 1975 года, когда альбом "Wish You Were Here" вошел в Тop-3 обоих полушарий. К тому моменту культ непонятого в 1967 году американцами Баррета достиг в США таких масштабов, что падкая на выпуск разного рода "бета-версий" фирма "Capitol" переиздала оба барретовских сольника 1970 года под одной обложкой. Ядовито-мрачное настроение песен альбома было моментально связано с личностью Сида, хотя Роджер Уотерс, к тому моменту - автор всей лирики Pink Floyd - признался, что посвятил стихи бывшему товарищу по группе лишь в отношении "Shine Of You Crazy Diamond". Трудно сказать, почему три другие композиции альбома, в лирике которых прослеживается та же тема, Уотерс не пожелал трактовать таким образом. Известно, однако, что в отличие от Гилмора, единственного музыканта группы, который до сих пор способен хоть как-то общаться с Барретом, и в каждом втором интервью повторяющего: "Сид - один из истинных революционеров в роке", бывший басист Pink Floyd питает к культу личности Сида некоторую неприязнь.
"Как-то он предложил взять в группу двух девушек-вокалисток и
саксофониста, - рассказывал Роджер в интервью "Classic Rock" (август 2001),
- В те времена эта мысль показалась нам достаточно сумасбродной..."
Минуточку! А как же "Wish You Were Here"? Как же участвовавшие в записи
саксофонист Дик Перри и вокалистки Ванетта Филдс и Карлена
Вильямс? "Наши менеджеры считали, что Pink Floyd без Сида ничего не
будут значить, поэтому они за него держались..." - довольно грубо уходил от
развития темы Уотерс.
17 октября 1988 года публике был представлен странноватый альбом "Opel" - компиляция демонстрационных записей, альтернативных версий и невыпускавшегося материала из сессий обоих сольных альбомов Баррета. Причем, если кому-то из слушателей покажется, что отдельные обрывки мелодий он уже слышал на альбомах 1970 года - не стоит удивляться. Ибо каждую песню во время своей недолгой сольной карьеры Сид записывал в нескольких вариантах, будучи не в силах остановиться на каком-то одном. А иногда накладывал одну партию на другую до тех пор, пока на плёнке не воцарялась полнейшая какфония. Эта "многовариантность" музыкального мышления Сида впервые вызвала приступ головной боли у продюсировавшего некоторые его записи Уотерса еще в бытность Баррета гитаристом Pink Floyd: "Он целый час втолковывал мне, что мелодия должна постоянно трансформироваться, но когда он пел припев со словами "Дошло ли это до тебя?", я орал в ответ: "Нет! До меня это не дошло!" Самое обидное в этой истории то, что исповедуя столь безумный творческий метод, Сид, судя по всему, действительно стремился достичь какого-то определенного результата. Увы, его идеи явно опережали тогдашние технические возможности студий звукозаписи, а на то, чтобы сформулировать свои идеи в виде связного объяснения, уже элементарно не хватало сил. "Он постоянно падал со стульев, - вспоминал дизайнер Pink Floyd Сторм Торгенсон те сессии записи сольных альбомов Баррета, в которых, как ни странно, принимала участие почти вся группа, - Иногда он не мог поднять руку и ударить по струнам..."
Прошли годы. Саксофон и женские вокалы звучали на концертах Pink Floyd вплоть до самого распада группы. Звучание так и не раскрученного в Америке сингла "Apples & Oranges" в какой-то момент стало основой для стиля брит-поп. А возможности написания и исполнения постоянно изменяющейся музыки сейчас весьма серьезно исследуют с помощью новейших достижений компьютерной техники Брайан Ино и Питер Гэбриэл...
Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...
Подробности из жизни:
Pink Floyd - английская рок-группа
Жанр - арт-рок, психоделический рок, прогрессивный рок
Состав:
Сид Барретт (Syd Barrett) - вокал, соло-гитара (участник группы с 1965 по 1968)
Дэвид Гилмор (David Gilmour) - вокал, соло-гитара, бас-гитара, эффекты
Ник Мэйсон (Nick Mason) - ударные, перкуссия
Роджер Уотерс (Roger Waters) - бас-гитара, вокал, гитары, перкуссия
Ричард Райт (Richard Wright) - клавиши, орган, фортепиано, меллотрон, бэк-вокал
Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...
Кембриджские студенты Сид (настоящее имя Роджер Кит) Баррет (Syd Barrett) и Девид Гилмор (David Gilmour) в середине 60-х путешествовали по Франции, как уличные музыканты.…
1986 – Стартовал первый московский андеграундный рок-фестиваль «Рок ёлка». Начало триумфа «Бригады С», «Николая Коперника» и «Вежливого отказа» »»
Melba LISTON (1926)
Chris THOMAS (1947)
John LEES (1948)
Fred WHITE (1955)
Trevor RABIN (1955)
Graham "Suggs" MCPHERSON (1961)
Lee AGNEW (1971)