LRK Trio - пожалуй, одни из самых перспективных участников отечественной джазовой сцены последнего десятилетия. Для относительно молодой команды, чей дебют состоялся в 2015 году, LRK Trio достигли серьезных высот: пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов получили признание не только в России, но и за рубежом. Музыканты - постоянные гости известных европейских передач и фестивалей, а один из их альбомов - запись живого выступления группы в Японии.
Взяв за основу классический софт-джаз, LRK привнесли в него влияние импрессионизма, часто используя поп-музыку в качестве исходного материала, что само по себе не ново. Музыкантам удается достичь идеального жанрового баланса и при этом не уйти в вечный "поиск себя". Их музыка отличается невероятно насыщенной мелодичностью и одновременно грустной нежностью, интересными и нетривиальными пассажами и стабильно качественным саундом на протяжении нескольких лет. А постоянных слушателей бесконечно радуют импровизации, которых достаточно в живых выступлениях команды.
Звуки поговорили с LRK Trio о новой пластинке, звучании и международном опыте накануне выхода шестого студийного альбома, живая презентация которого состоится 11 ноября.
Звуки: вы невероятно работоспособны и уже успели выпустить пять полноценных работ. Практически каждый год у вас выходит по отличной, высококлассной пластинке. Как вам удается сохранять такую работоспособность, учитывая то, что LRK Trio - это не единственный проект для каждого из вас?
Антон: весь секрет заключён в том, что мы действительно горим музыкой, и это - единственное, что вселяет в нас силы для работоспособности.
Евгений: тут мне вспоминаются слова П.И. Чайковского, который говорил: „Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.“ Не могу про себя сказать, что я уж очень работоспособный и постоянно в творческом поиске, но в периоды лени всегда вспоминаю это высказывание. И так уж получается, что мы, не успев ещё выпустить новый альбом, сразу начинаем думать о том куда двигаться дальше и появляются новые идеи, которые сразу запускаем в работу.
Игнат: просто мы бы и не писали музыку, не болели бы этим, если бы не любили ее писать и играть. Это приносит удовольствие.
Звуки: Изменились ли у вас источники вдохновения за последние три года и где вы черпаете вдохновение сейчас?
Антон: Последние два года выдались слишком выпуклыми событиями, которые, безусловно, отражают настроение в нашей музыке. Очень бы хотелось вдохновляться природой, красотой человеческих отношений и творческим процессом, но время диктует своё.
Евгений: Мы занимаемся музыкальным искусством, которое очень тесно связанно с импровизацией, а импровизация учит быстро реагировать, развивает интуицию. Если, например, классическая музыка стремится к идеалу, то современное джазовое искусство, как мне кажется, призвано запечатлеть момент здесь и сейчас. И каждый импровизатор старается уловить именно этот неповторимый момент. Так и вдохновение я ищу в самой жизни, в том, что происходит вокруг, со всеми сложностями, печалями и радостями.
Игнат: Я всегда вдохновлялся поиском и прослушиванием музыки интересных, нестандартных в своём звучании, музыкальных решениях артистов, внезапными походами на выставки, где сквозь цвет, форму, образы возникают импульсы для создания будущих картин и музыки.
Звуки: Если сравнить ваши первые работы с тем, что есть сейчас, то налицо усложнение звучания и уход от народных мотивов (”Плясовая", "Небылица", "No Tears") к более космополитичному звучанию. Ваша новая пластинка сохранит эти тенденции, на что она будет похожа?
Антон: наша музыка взрослеет вместе с нами. Мы никогда не старались создавать её ориентируясь на какие-то модные тенденции, хотя излюбленное занятие критиков - обязательно сравнивать нас с творчеством какого-нибудь известного западного артиста. Чаще идеи приходят прямо во время репетиционного процесса. Нашим слушателям интереснее будет самим разобраться, на сколько изменилось звучание.
Евгений: сложно сказать. Альбом - как ребёнок, не сразу понятно на кого больше похож, на маму или папу. Так и здесь. Мы ведь исполняем авторскую музыку и не привлекаем сторонних композиторов, скорее всего композиторский почерк каждого из нас будет угадываться.
Игнат: В музыке важнейшим элементом всегда являлся образ, состояние, атмосфера. Это главный проводник к зрителю. Ну, помимо ритма, пожалуй. Имея это, можно как угодно усложнять музыку, зритель все равно будет с вами на одной волне. Образ и состояние в нашем предстоящем релизе, пожалуй, как никогда отражают сегодняшнее время.
Звуки: Название новой пластинки "Prayer" – отражение реальности?
Антон: А что может остановить смятения, как ни молитва?
Евгений: Был в моей жизни период, когда я служил органистом в протестантской церкви в Нью-Йорке. Часто вспоминаю фразу пастора Рона, который как-то сказал: "Бессонницей Бог освобождает человеку место для молитвы. Кажется, сейчас поводов для бессонницы немало, а значит и поводов для молитвы.
Игнат: да, это так.
Звуки: Традиционно наряду с Россией релиз ваших альбомов проходит на мировом рынке. Вы несколько лет выпускались на одном из европейских лейблов после чего следовала довольно сильная промо-поддержка (концерты и т.д.). Услышит ли вашу новую работу западный слушатель в этот раз?
Антон: Благодаря медиа-площадкам в интернет-пространстве у нас появилось много почитателей по всему миру. Мы стараемся быть на связи со всеми, кто нам пишет и спрашивает про выход нового альбома. Очень надеемся, что на этот раз обретём новых слушателей и не важно, в каких уголках света.
Евгений: Хотелось бы верить, что иностранцы будут иметь возможность послушать альбом. Сейчас наблюдаются некоторые сложности для российских артистов на международном рынке, но статистика прослушиваний пока внушает надежду. У нас немало слушателей в Японии, в европейских странах и в США. Думаю, после выхода альбома сухие цифры статистики все покажут.
Игнат: Сложно прогнозировать, как все это будет происходить. Будем стараться действовать по ситуации.
Звуки: У вас неплохо складывается международная карьера. Вы изначально делали ставку на западного слушателя, или все вышло случайно?
Антон: Все вышло достаточно случайно. Где-то сработало так называемое "сарафанное радио", а в некоторых случаях западных промоутеров заинтересовали наши видео клипы в YouTube.
Евгений: делать ставку на западного слушателя, играя джаз в России – это как минимум наивно. Поэтому для меня до сих пор это удивительно и одновременно радостно. Нас нередко спрашивают: «А как вас пригласили с концертами в Японию, в Норвегию, Германию, Британию и т.д.?». И это самый сложный вопрос, потому что универсального секрета нет, а за каждым приглашением стоит череда событий, очень разных и иногда просто необъяснимых.
Игнат: Да, это произошло случайно. Что-то через знакомых в Японии, оттуда уже во многие страны. Что-то кто-то просто услышал и пригласил и тд.
Звуки: Чем вам удалось покорить западную публику?
Евгений: Не без улыбки могу сказать, мне кажется, объективный критерий "покорения западной публики" - это премия Grammy. Поэтому предлагаю продолжить беседу дальше.
Игнат: Сложно точно определить успех. Наверное, все же это связано с тем, что о России мало кто знает за рубежом, тем более о том, что в ней живут современные музыканты и у них есть своя музыка с ярко выраженной русской традицией. И когда эта информация просачивается, тут происходит то, что произошло с нами.
Антон: Сложно сказать. Возможно, преобладание в нашей музыке русских народных мотивов.
Евгений: для меня народные мотивы, это не желание понравиться. Поначалу даже было наоборот, московские коллеги-музыканты, хоть и в шутку, но называли меня «народником» в джазе. И они правы. Я воспитан на народной музыке, которая всегда звучала у нас в доме, потом я очень увлёкся джазом, слушал только всё американское, в итоге уехал в США учиться. Интересно, но именно там меня что называется «накрыло». Я вдруг, понял, что люблю русскую музыку не меньше джаза, а американские педагоги поддерживали всяческие эксперименты с фолком. Но как только я стал более плотно изучать вопрос, то понял, что органично вплетать русские мотивы в джаз – это дело весьма неблагодарное, очень сложно не перейти грань. Поэтому не могу назвать гарантией успеха наличие русских мотивов, особенно сейчас. Но буду это делать, просто потому, что люблю.
Звуки: Как вы оказались в Японии и Корее? Что в этих концертах было самым необычным для вас?
Евгений: эЭо очень долгая история. Как я уже говорил, в обоих случаях это очень запутанная цепь событий длинною в 10 лет. В Японии, помню, был необычный концерт в Токио. Там зрители оставляли обувь при входе, и все находились в зале босиком. Организатор концерта сообщил, что мы можем остаться в туфлях, но из уважения мы вышли на сцену босиком. И это было здорово! С залом тогда случилась связь с первых звуков. А всё дело в голых ногах.
Игнат: И неоднозначная реакция. Ты попадаешь в другой мир, мир с другими ценностями, мир, в котором люди под другим углом все видят. Ты играешь что-то яркое, публика спокойна, играешь что-то сдержанное, публика ликует. Возникало ощущение, что мир с ног на голову перевернулся. В общем, мы стараемся оставаться самими собой в любой ситуации, ведь именно этого публика и ждёт.
Звуки: Ваша аудитория в России и за рубежом сильно отличается?
Евгений: Вообще, везде публика разная. В Польше музыкальные люди, запоминающиеся концерты были. В Америке открытая публика, в Европе внимательная, азиаты вообще не шелохнувшись слушают и не начинают хлопать, пока последний звук не затихнет. Про Россию сложнее сказать, потому, что в Москве и, скажем, в Новосибирске совсем разная публика. В Санкт-Петербурге очень люблю играть, жаль редко. Красноярск тоже особенный город. Везде свой особенности и по-своему хорошо.
Игнат: Публика та же, но реагирует по-разному. Потребности все те же, в красоте, ритме, драйве, любви, постоянстве, контрастности…. но реакция, в виду менталитета и воспитания, другая. Всегда так.
Звуки: А какие вообще концерты вам особенно запомнились и почему?
Евгений: Я счастлив, что таких концертов очень много. Вообще, каждый концерт на сцене с Игнатом и Антоном на вес золота. Мне повезло иметь возможность играть с музыкантами, которые во многом на голову меня выше, благодаря чему сам развиваюсь как артист и человек. Очень запомнился концерт в варшавской опере с симфоническим оркестром и хором, незабываемый был концерт в Лондоне в рамках фестиваля фортепианных трио, который курировал сам Чик Кориа (Chick Corea) (прим.: американский джазовый пианист и композитор, лауреат 25 премий “Грэмми”). Гастроли в Японии – это вообще отдельная история. Да и не так уж важно где играть, сама возможность совместного музицирования бесценна. Сейчас я это как никогда понимаю.
Звуки: Вы очень много импровизируете. Каждый раз это приходит прямо на сцене, или, условно, есть договоренность, согласно которой вы все же назначаете «ответственного»?
Евгений: Да, импровизация – это важная составляющая нашей музыки, и во многом роли распределены. Но благодаря тому, что мы давно играем вместе и хорошо чувствуем друг друга, случаются моменты, когда не всё идёт по плану, или совсем не по плану. Это самые удивительные, даже магические моменты.
Игнат: Нкогда не загадывали. Всегда опирались на ощущение публики и ее реакции, акустики помещения, что немаловажно
Звуки: Вам часто приходится спорить внутри команды? Как решаете спорные моменты?
Евгений: часто. Но за восемь лет существования трио, кажется, мы научились уступать друг другу, а спорить стараемся без лишних эмоций. Хотя, всякое бывает… Все люди.
Игнат: Все как у людей
Звуки: Очень часто в качестве финального аккорда на ваших концертах звучат композиции A-ha “Take On Me“ или тема из "Ну, погоди!" . Почему именно эти треки?
Евгений: Ну это же музыка из детства, она нас на время туда и отправляет. И публику, кажется, тоже!
Игнат: Да, это веселья и ностальгии ради играется все. Ну и конечно из любопытства тоже, вот, например, сыграть ”Take On Me” в составе трио.
Звуки: Расскажите, что нас ждет на предстоящей презентации нового альбома!
Евгений: Хотел бы я сейчас сказать, что это будет особенный концерт с фейерверками и танцами. Может ещё про специальных гостей упомянуть, которые будут петь и так далее. Но ничего этого не планируется. Забавно, что, когда мы только начинали, организаторы концертов нередко просили нас внедрять вокальные номера с участием специальных гостей. С годами стало всё наоборот, теперь промоутеры поясняют ”только трио“ . Так вот на концерте в оранжерее ВДНХ будет ”только трио“. Конечно, мы сыграем и музыку из нового альбома, и лучшее из предыдущих. Может, даже выполним заказы из зала, и такое у нас бывает. А концерт действительно будет особенным - и 11 ноября узнаете, почему.
LRK Trio
Когда: 11 ноября, 20.00
Где: Оранжерея на ВДНХ.
1915 – Родилась Эдит Пиаф, французская шансонье. Ее необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки сделали певицу любимицей Франции и всего мира »»
1955 – Записана песня "Blue Suede Shoes". Она стала легендой в истории рок-н-ролла и принесла Карлу Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу »»
Bob BROOKMEYER (1929)
Bobby TIMMONS (1935)
Maurice WHITE (1941)
MERZBOW (1956)