2022 год оказался на удивление небогат на музыкальные инновации. Может, конечно, случиться так, что к Рождеству новые программные и аппаратные инструменты заполнят сайты и магазины, но пока серьезных прорывов не наблюдается.
Крупные производители синтезаторов успели выпустить лишь ограниченное количество новых инструментов: на рынок вернулся бренд Oberheim, Casio выпустила синтезатор с автоаккомпанементом, снабжённый функциями вокодера и сэмплера, Waldorf представил новые-старые wavetable-синтезаторы в аппартном и программном виде. Кроме того, у Waldorf обнаружились подражатели - и это даже не Behringer, - который продолжает троллить рынок дешёвыми клонами исторических инструментов, а новые игроки.
Но в целом складывается ощущение, что производители инструментов занимаются больше переупаковкой удачных моделей в новые обёртки. В какой-то степени это отражает ожидания их покупателей - музыкантов, которым интереснее “те самые звуки”, нежели радикальные инновации.
Самые заметные изобретения появились в софтверном сегменте, и довольно часто это совсем не крупные независимые бренды. Так что готовьтесь следить за их успехами.
Синтезаторы
Самым значимым явлением на рынке электронных клавиш стало возвращение Тома Оберхайма (Tom Oberheim) и его бренда аналоговых синтезаторов Oberheim после 35-летнего перерыва и череды скандалов с партнёрами. В прошлом году Behringer вернул Оберхайму его торговую марку - и уже в начале 2022 года Oberheim анонсировал новый инструмент, а ближе к середине года - выпустил OB-X8, новую итерацию прославленной серии, выпускавшейся с 1979 по 1985 годы.
В создании OB-X8 принимали участие Дэйв Смит (Dave Smith), увы, покинувший этот мир 31 мая этого года, и инженеры Focusrite.
OB-X8 внешне очень похож на своих предшественников Ob-X, OB-Xa и OB-8 и, как утверждают создатели инструмента, перенял от них всё самое лучше - с добавлением современного функционала.
Винтажные инструменты Оберхайма пользовались и продолжают пользоваться большой популярностью: существует множество программных эмуляторов этих инструментов, в том числе от Arturia. Кроме того, фирма покойного Смита Sequential при непосредственном же участии Тома Оберхайма выпустила Sequential OB-6 - ещё одну вариацию на тему серии OB-X.
Тем не менее, OB-X8 - это самый что ни на есть официальный продолжатель славной традиции. Стоит он, правда, 5000 долларов, что во всех отношениях недёшево...
...Особенно учитывая, что в один год с "официальным" Oberheim клон OB-Xa выпустил Behringer - с куда более низким ценником!
Waldorf тоже решил, что ностальгия - двигатель торговли, и выкатил новую клавишную версию своего синтезатора Iridium с поддержкой полифонического послекасания. Iridium - инструмент, созданный по мотивам серии PPG Wave, но, естественно, с кучей нововведений. В нём используются сразу пять методов синтеза звука: wavetable, waveform, particle, resonator, kernels) и огромное количество возможностей для эмуляции.
Кроме того, Waldorf представил новый гибридный десктоп-синтезатор M, который по сути комбинирует в одном корпусе два старых цифровых wavetable-инструмента фирмы - Microwave и Microwave II, но с добавлением аналогового тракта и множеством современных функций:
.
В целом Waldorf продолжает эксплуатацию технологии wavetable-синтеза, разработанной Вольфгангом Палмом (Wolfgang Palm) ещё в конце 1970-х и реализованной сперва в его собственных синтезаторах PPG Wave, а позднее - в инструментах, которые он разрабатывал для Waldorf. Технология, конечно, с тех пор обросла разными прибамбасами, но не претерпела коренных изменений.
Кстати, о Wave: в затылок Waldorf дышит новая компания Groove Synthesis, созданная выходцами из Avid/Digidesign и Sequential. Их первый инструмент выглядит как осовремененная версия PPG Wave, использует всю ту же технологию wavetable-синтеза (правда, с возможностью загружать свои собственные аудиофайлы), и даже называется неизобретательно: 3rdWave.
Один из самых интересных в техническом плане релизов года выдала компания, от которой этого вообще никто не ожидал: Casio. Машина под названием CT-S1000V - очередная "самоиграйка", но, во-первых, она снабжена вокодером (а это прерогатива профессиональных инструментов), а во-вторых, в ней реализованы алгоритмы, позволяющие "пропевать" произвольный текст (для этого придётся подсоединить к клавиатуре смартфон через Bluetooth), и даже сэмплировать разные звуки, используя смартфон в качестве средства записи.
Вот хорошее русскоязычное демо, в котором показан весь процесс работы с CT-S1000V:
Roland ещё к началу года выкатил JD-08, миниатюризированную (даже слишком) boutique-версию своего старого и некогда очень популярного синтезатора JD-800, вызвав полемику на тему "не стоило ли потратить больше денег на эргономику, а не на рекламу".
Оригинальный вариант был славен обилием элементов управления на верхней панели - легко доступных и наглядных. Boutique-модель обладает крошечными габаритами, в ней все ползунки и кнопки впору разглядывать под увеличительным стеклом. Но в том, что касается звука, это практически всё тот же самый JD-800. Который, кстати, до сих пор пользуется спросом и на вторичном рынке стоит больших денег.
Для большей убедительности - ролик, сравнивающий звучание двух инструментов, старого и нового.
В марте Roland обновил свою флагманскую линейку синтезаторов Fantom (Fantom-06, Fantom-07, Fantom-08). Эти системы предназначены и для студии, и для концертной деятельности (разработчики постарались сделать их как можно более лёгкими), но главная их особенность - это сразу три синтез-движка на борту и большое количество расширений, позволяющих эмулировать такие классические инструменты как JX-8P, SH-101, Juno-106 и Jupiter-8. К этому добавился n/zyme - программный wavetable-синтезатор для Fantom-0x. Фактически, эти аппараты являются хостами для программных пакетов, которые и отвечают за генерацию звука. Кстати, для флагманских систем стоят "Фантомы" сравнительно недорого: от 1500 до 2000 долларов в зависимости от модели.
Ещё одним заметным продуктом Roland этого года стал новый "аэрофон" - духовой цифровой инструмент, который ожидаемо позволяет имитировать звуки саксофона, кларнета, флейты или трубы, а кроме них - тембры струнных и народных инструментов. Заявлено, что встроенный движок SuperNATURAL позволяет воспроизводить все нюансы игры на настоящих духовых. Но вот в этом демо слышно, что все звуки имеют отчётливо синтетическую природу. Да и выглядит машина довольно странно.
Korg пока успел представить только два довольно странных инструмента. NTS-2 - по сути, четырёхканальный осциллятор, который ещё надо собрать самому. При этом NTS-2 вполне можно использовать в качестве и самостоятельного синтезатора (очень простого, но всё-таки), и как генератора управляющих сигналов для внешних инструментов.
Второй релиз - это drumlogue, гибридная драм-машина с секвенсором, которую можно использовать и в качестве полноценного (вроде бы) синтезатора. Собственно, -logue в названии указывает на то, что это родич новых аналоговых инструментов Korg - Minilogue и других. Помимо аналогового тон-генератора, инструмент позволяет воспроизводить PCM-сэмплы - и даже загружать их через компьютер по USB.
При этом у Korg анонсировано большое количество новых инструментов, часть из которых может появиться на рынке ещё до конца года. Среди них особое внимание привлекает Wavestate SE - полноразмерный, в отличие от первой модели, клавишный инструмент с расширенной функциональностью.
Видео-анонс был опубликован ещё в январе прошлого года, так что надеемся, что инструмент поступит в продажу уже вот-вот.
Музыкальный софт
В софтверном секторе ситуация выглядит очень интересно. Летом компании BitWig и u-he объявили о создании нового формата плагинов для DAW (цифровых систем звукозаписи) под названием CLAP. Этот формат - альтернатива стандарту VST (и VST3), а также протоколам ReWire, AU и AAX.
Назначение CLAP состоит в том, чтобы повысить производительность музыкального ПО и “раздвинуть творческие рамки”. Обещают, что CLAP позволит вам оптимально использовать весь потенциал многоядерных процессоров. Он поддерживает систему метаданных, а также позволяет сохранять информацию о плагине прямо в файле проекта в DAW. CLAP также поддерживает анонсированный в 2020 году протокол MIDI 2.0. Формат CLAP реализован так, чтобы его можно было легко расширять. Интересно, что в отличие от сугубо проприетарного VST, CLAP - это протокол с открытым кодом.
Разработчики бесплатного музыкального ПО оказались среди тех, кто особенно охотно взялся поддерживать этот формат. В частности, часть своих бесплатных плагинов адаптировал под CLAP Бьорн Арльт (Björn Arlt), он же Full Bucket Music, автор множества высококачественных эмуляторов старых синтезаторов Korg и самостоятельных инструментов.
О поддержке CLAP заявили разработчики DEXED - знаменитого (и вдобавок бесплатного) эмулятора FM-синтезатора Yamaha DX-7, Odin2 - фриварного гибридного программного инструмента - и несколько других.
Поддержка CLAP уже реализована в новых версиях DAW Cockos Reaper, а такие компании как Arturia, Avid, DMGAudio, Image-Line, Presonus, Plogue, Togu Audio Line, Xfer Records и даже Epic Games даже планируют приспособить новый формат в своих будущих продуктах.
Учитывая, что новых форматов аудиоплагинов не появлялось уже очень давно, CLAP - это действительно серьезное событие.
Artificial Intelligence
На рынке продолжаются сдержанные попытки задействовать технологии искусственного интеллекта (AI) для написания музыки. Хайпа вокруг этой темы в последнее время очень много, и особенно - в связи с появлением разработок типа Stable Diffusion или DALL-E, генераторов изображений на основе текстового ввода. Эти проекты вызвали скандалы и чуть ли ни панику: караул, традиционным художникам конец, теперь все иллюстрации будут делать алгоритмы!
При этом ИИ и нейронные сети в музыке применяется уже несколько лет, и почему-то таких панических атак не вызывает. Количество “роботов-композиторов” уже довольно велико. Один из них, AIVA , даже зарегистрирован как самостоятельный субъект в SACEM, франко-люксембургском обществе по защите авторских прав.
Хотя громких историй успеха пока нет, эти разработки уже начали использовать на практике. Они плодятся как грибы после дождя: только за этот год поддержку венчурных инвесторов запросили или уже получили как минимум три таких проекта - DAACI, Beatoven и Soundful.
Но найти реально выпущенный кинофильм или даже видеоигру, где в титрах вместо имени композитора будет стоять слово AIVA, DAACI или название каких-то других музыкальных генераторов, оказывается непростой задачей. Стесняются, что ли?
Зато очень удачную нишу нашёл сервис Infinite Album (https://musically.com/2022/03/09/ai-music-infinite-album-beta-release/), чья бета-версия была запущена весной этого года. Этот сервис генерирует оригинальную музыку специально для стримеров, которые транслируют в Сеть (через Twitch, например) свои игровые достижения. Мало того, что эта музыка оказывается свободной от копирайтных ограничений - что для стримеров очень важно, - AI ещё и адаптирует её под происходящее в ходе игрового процесса. По крайней мере, в тех играх, с которыми он совместим, а это - PUBG, DOTA 2, CS:GO, Fortnite, League of Legends, World of Tanks, Valorant, Apex Legends.
Одним из самых известных случаев успешного применения ИИ в музыкальной сфере стал LANDR, интернет-сервис аудиомастеринга, наделавший немало шуму с момента появления в 2014 году. С тех пор компания, создавшая LANDR, расширяет своё предложение, и в этом году она запустила LANDR Studio - подписной сервис, собравший воедино всё, что компания выпускала в последние годы. Это средства автоматизированного мастеринга на базе ИИ, платформа для дистрибуции музыки, библиотека сэмплов, собственные и сторонние VST-плагины, а также маркет для совместной работы и обмена рабочим инструментарием.
LANDR не предлагает собственного пакета для записи (DAW), по крайней мере, пока; но совместим со сторонними разработками.
Кстати, насчёт DAW: компания Charanga в начале сентября представила YuStudio - облачную систему звукозаписи, которая не требует установки софта на конечное устройство. Хотя это, как утверждают разработчики, полнофункциональная DAW, снабжённая всем необходимым для создания и продюсирования самой разной музыки, YuStudio - это в первую очередь образовательный проект.
Крупное событие из области ИИ - это представленная компанией IK Multimedia технология AI Machine Modelling. Как утверждают разработчики, ПО на базе этой технологии позволят эмулировать любую аппаратную гитарную обработку - педали, кабинеты, эквалайзеры и т.д. - с "невообразимым уровнем достоверности".
В описании говорится, что каждый музыкант сможет получить точную программную копию всего своего гитарного или басового сетапа. Процесс выглядит следующим образом: музыканту понадобится пропустить специально подготовленный аудиотрек через своё оборудование (через каждый элемент в отдельности), и, естественно, записать получившееся; также надо будет записать трек, пропущенный через линию, без всякой обработки. Всё это затем "скармливается" на анализ нейросети, которая сравнивает "чистый" и обработанный треки и в течение нескольких минут генерирует точный алгоритм эмуляции каждой вашей (или чьей-то чужой) педали или усилителя.
Первая реализация технологии была представлена в августе: программный пакет AmpliTube TONEX.
IK Multimedia давно и успешно выпускает программные эмуляторы гитарной обработки под маркой AmpliTube, но TONEX - это совершенно новый подход и новый уровень.
Сэмплеры и библиотеки
Компания Native Instruments только что выпустила новую версию своего мегапакета Komplete 14, где "гвоздём программы" стали седьмая версия сэмплера Kontakt и десятая итерация мастерингового набора Ozone 10.
Однако главным поводом для дискуссий - точнее, бурления и негодования, - стало исключение из Komplete старого-заслуженного программного синтезатора Absynth 5. Отдельно его тоже теперь невозможно будет купить.
Инструменту больше 20 лет; его очень давно не обновляли; на мониторах высокого разрешения его интерфейс откровенно мелковат, хоть по-бастрыкински вооружайся лупой. Тем не менее, он до сих пор пользовался и пользуется огромной популярностью. Поднялся гвалт в соцсетях, и даже ключевой разработчик синтезатора Брайан Клевингер (Brian Clevinger) заявил, что был готов заниматься дальнейшим развитием Absynth 5 и разочарован донельзя решением NI.
NI пришлось выпустить отдельный пресс-релиз, в котором, припудренные слоем дежурного PR-жаргона, излагались основные причины такого решения: обновление и дальнейшая разработка инструмента потребовала бы ресурсов, которых у Native нет.
А дело всё в том, что в начале этого года Native Instruments, одна из самых почтенных и заслуженных фирм по производству музыкального софта и железа, сменила владельцев и стала дочерним предприятием фирмы Soundwide и начала "оптимизировать расходы".
Отказ от дальнейшей поддержки Absynth 5 - явное следствие этих процессов. Издание CDM пишет, что в маркетинговых материалах Native Instruments про синтезаторы в Komplete 14 не сказано ничего, и что менеджмент компании вообще не интересуется ничем, кроме сэмпловых библиотек - в то время как музыкально-продюсерская общественность "сходит с ума по всяким малоизвестным модульным синтезаторам".
На самом деле в свой максимальной версии (Collector's Edition) Komplete 14 насчитывает сразу 18 программных синтезаторов. Но сэмпловых инструментов втрое больше. Помимо инструментальных библиотек - засэмплированных барабанов, бас-гитар, электрогитар, фортепиано и даже целых секций симфонического оркестра, в изобилии присутствуют наборы всяких звуковых "полуфабрикатов", готовых звуковых комбинаций, специально, чтобы состряпать из них очередной саундтрек в духе Ханса нашего Циммера.
В описании версий Komplete 14 особо подчёркивается количество доступных тембров (в десятках тысяч) и размер всего набора в гига- и терабайтах.
Что ж, не Native единым. И в плане виртуальных синтезаторов, и в плане сэмплерных библиотек конкурирующих предложений на рынке - в избытке.
Arturia в начале года обновила свои наборы эффектов - FX Collection 3 - и синтезаторов - V Collection 9. Ко второму набору добавились эмуляторы Korg MS-20 V и SQ80 V. Кроме того переписаны были CS-80 V, Prophet-5V, Prophet-VS V и обновлена фортепианная библиотека Piano V.
Что касается других нововведений, то это опять-таки инструменты-"полуфабрикаты" на базе сэмплов: Augmented STRINGS (некоторое время - бесплатный плагин, очень "въедливый" по отношению к процессору), и Augmented VOICES. Плюс к этому заявлены 14 "эксклюзивных банков звуков".
Korg, со своей стороны, опубликовал Wavestate Native и Opsix Native - программные версии своих свежих (ну, относительно) аппаратных инструментов.
Ну, а Roland с начала года успел добавить в своё облако только один новый эмулятор - Jupiter 4 (аппаратная версия была выпущена в конце 1970-х):
Что касается бесплатного ПО, то в сентябрьской подборке MusicRadar, кажется, преобладают плагины для обработки звука, хотя есть и целый ряд новых синтезаторов, таких как Monster Synth, Karp Synthesizer и Pneuma (инструмент, нацеленный на создание музыки в жанре trance).
В той же подборке обильно представлена Spitfire Audio и её проект бесплатных сэмпловых инструментов LABS. Некоторые из этих наборов представляют собой демоверсии коммерческих продуктов компании, остальное - это опять-таки звуковые "полуфабрикаты" с очень ограниченными возможностями что-то в них менять и перенастраивать. Некоторые из этих библиотек пригодны больше для украшения аранжировок, а не для полноценного написания самостоятельных композиций с нуля, хотя всё зависит от конкретного набора и конкретной ситуации.
Например, Tape Piano - это звуки пианино, записанные на магнитную ленту и подвергнутые разнообразной аналоговой обработке. На выходе получается экзотический lo-fi тембр, который, тем не менее, вполне применим в композиторской и продюсерской работе. Причём не обязательно малобюджетной.
С другой стороны, бесплатный набор Glass Piano - это запись личного фортепиано композитора Филиппа Гласса (Philip Glass), и звучит оно весьма достойно даже для некоммерческого продукта.
Кроме того, в рамках LABS выпущена очень усечённая, но юзабельная версия оркестровой библиотеки BBC Symphony Orchestra Discover, набор "винтажно" звучащих барабанов, звук т.н. "туманного горна" (Foghorn) - сирены, которую устанавливают на маяках, множество разнообразных наборов звуковых текстур и так далее.
В завершение стоит, пожалуй, упомянуть о том, что сразу две компании в этом году сделали абсолютно бесплатными свои старые коммерческие продукты. Novation выложила в общий доступ два своих антикварных VST-плагина - Bass Station и V-Station. И то, и другое - виртуальные аналоговые синтезаторы, причём оба имитируют работу аппаратных разработок (1993 и 2002 годов выпуска, соответственно).
Компания Audio Damage и вовсе выложила в свободный доступ сразу 33 своих старых разработки, в прошлом - коммерческих плагинов самого разного назначения (в том числе, синтезаторы, драм-машину, ревербератор, фильтры и т.д.). Пользуйтесь на здоровье, только о поддержке не просите. Никаких гарантий работоспособности этих плагинов под современными операционными системами и DAW нет.
До конца года ещё три с лишним месяца, которые могут принести массу новинок и сюрпризов. Большие релизы, по традиции, случаются под Рождество. Готовьтесь радовать себя и знакомых музыкантов!
1984 – Вышел благотворительный сингл «Do They Know It's Christmas?» - песня была записана супергруппой Band Aid, которую написал Боб Гелдоф для сбора средств в пользу голодающих в Эфиопии. Сингл стал самым быстро продаваемым в истории Англии - 1 млн.экз. только за первую неделю релиза »»
2001 – В Лос-Анжелесе на 58-м году жизни скончался Джордж Харрисон - гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён »»
Ed BICKERT (1932)
John MAYALL (1933)
Tony COE (1934)
Chuck MANGIONE (1940)
Randy BRECKER (1945)
Roger (1951)
Duke LEVINE (1961)