Композитор и пианист Антон Батагов выпускает новый альбом. Он назвал его "Хорошо медитированный клавир".
Звуки попросили композитора рассказать историю создания и записи альбома — и он написал небольшое эссе.
Этот сольный альбом – музыка, которую я написал в 2020 году.
У него нет никакой концепции или идеи, которая предшествовала бы музыке.
Девять пьес: Формула 1, Формула 2 – и так далее, до Формулы 9.
Старинные формулы работы с материалом – чакона, пассакалия, канон, контрапункт, рондо – идеально соответствуют "минималистскому" мышлению. С их помощью мы обнаруживаем бесконечные конфигурации звуков внутри простых мелодических и гармонических построений. Объектом для медитации являются, собственно, сами эти звуки, извлекаемые из рояля.
А теперь – история о том, как я это записал.
Как всегда, мне очень важно найти для каждой записи именно тот рояль, на котором эта музыка будет звучать так, как мне хочется. Иногда это бывает и "самый обыкновенный" концертный Steinway D. Но таких случаев немного. Каждый альбом – это, помимо всего прочего, еще и звуковой образ, который неотделим от самой музыки и ее исполнения. Эти поиски приводили меня к роялям Steinway 30-х и 50-х годов, к современным Fazioli и Bosendorfer.
А в этот раз произошло совсем неожиданное путешествие во времени. В начале октября 2020 года мы встретились за чашкой кофе с Кариной Абрамян, продюсером фирмы "Мелодия". Карина подарила мне потрясающее CD-издание всех сонат Бетховена, записанных на концертах Татьяны Петровны Николаевой (я был на этих концертах, и даже написал несколько слов в буклет этого издания). В следующую минуту я обрушил на Карину всё, что накопилось в моей оперативной памяти за последние месяцы. В частности, я рассказал про "Хорошо медитированный клавир".
Карина говорит: "Скажи, когда будешь готов записать".
Я отвечаю: "Да я вроде бы готов, но не знаю, на каком рояле. Это точно не Steinway на студии Синелаб, и точно не те рояли, на которых я записывал Шуберта и Баха, хотя они были и очень нетипичные. Очень важно, чтобы это был инструмент, не имеющий вообще ничего общего с современным концертно-студийным стандартом."
"Щас, минутку, - говорит Карина, - Тут за углом – музей музыки. Я им позвоню, и давай сразу туда пойдем".
И дальше всё происходит как в кино, где прошлое и будущее пересекаются неожиданным образом. Допив кофе (эх, какой там был круассан) и ритуально надев маску и перчатку на правую руку в момент прикладывания карточки к платежному терминалу, мы приходим в музей.
Это бывший музей им.Глинки. Именно там были основные концерты фестивалей "Альтернатива" в конце 80-х – начале 90-х, то есть это был фактически мой дом. Но с тех пор я там ни разу не был.
И вот мы приходим, нас встречают, показывают несколько роялей. И – мы договариваемся о записи. В конце ноября того же года я записываю альбом там, на рояле Steinway 1909 года. Этот рояль принадлежал выдающемуся пианисту Николаю Петрову (1943 – 2011).
Инструмент – совершенно удивительный. У него как будто бы каждая нота обладает своей выразительностью и индивидуальностью, не похожей на другие ноты. В этом есть и некоторое как бы несовершенство (в отличие от современных бронебойных больших концертных роялей с идеально ровным звуком), и это делает инструмент особенным. И – призвуки у некоторых нот, как призвуки механики клавесина или струн гитары. Я привез туда свой комплект микрофонов и прочих девайсов, которые всегда со мной, и закрылся наедине с роялем. Всё это позволило мне записать этот звук во всех мельчайших подробностях. Ощущение в процессе слушания – как будто слушатель сам сидит и играет. Вот такой получился хорошо медитированный клавир. Я благодарен сотрудникам музея, которые создали идеальные условия для работы. И, конечно, благодарен Карине. Этот альбом звучит именно так благодаря ей.
Издание альбома на Мелодии и концертная премьера планировались на весну 2022 года. До этого у нас уже стояли в очереди другие релизы. А потом пришлось всё это отложить по апокалиптическим причинам. А теперь мы решили, что пора. Не потому, что апокалипсис закончился, а просто пора. Альбом выйдет в начале декабря 2023 года. Премьерные концерты – в Черногории в конце октября и в нескольких городах России в декабре.
Radio BBC characterized him as one of the most unusual and significant musicians of his generation. Anton Batagov, born October 10, 1965 in Moscow, studied with Anna Kantor at the Gnessin...
Дата рождения:
10 октября 1965
Подробности из жизни:
Radio BBC characterized him as one of the most unusual and significant musicians of his generation. Anton Batagov, born October 10, 1965 in Moscow, studied with Anna Kantor at the Gnessin School (piano) and with Tatiana Nikolayeva at the Moscow Conservatory (piano and composition). Prize-winner at four competitions: Concertino-Prague (1981), the All-Soviet Piano Competition (1985), the Tchaikovsky Competition (1986) and the Sydney International Piano Competition (1988). Performances in Russia, most European countries and the U.S.A. His creative position is opposite that of a "philarmonic tuxedo musician". A focal point of Batagov's concepts is its link to the post-Cagean philosophy, which cancels boundaries between the notions performance and composition by viewing all existing musical practices, from ancient music to rock / pop culture, as potential elements which might be used when performing / composing virtually any piece of music.…
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)