До последнего времени термины "NFT", "крипта" и "блокчейн" были в ходу преимущественно в мире FinTech, однако в 2021 году они наконец широко зазвучали применительно к искусству и музыке. Почему NFT (Non-Fungible Tokens) и digital ownership - один из важнейших технологических трендов года, и как он изменит мир музыки и шоубизнеса? - Рассматриваем технологию и самые успешные кейсы.
Что такое NFT и способны ли они убить лейблы
Блокчейн и криптовалюта изменили баланс и характер платежей между разными группами контрагентов, но особенно радикальные изменения произошли именно в сфере искусства. Концепция смарт-контрактов и "быстрых" сделок пришлась по вкусу артистам: ведь они не только упрощает платежи, но и помогают создавать новые правовые отношения с фанатами, предлагая за новую цифровую "валюту" уникальные объекты.
Что такое NFT с точки зрения технологии? - по сути, это запись в блокчейне, к которой привязан пакет метадаты. Это не просто цифровой объект, который можно легко реплицировать: в пакет входит запись о его происхождении, о том, кому принадлежит цифровой оригинал, каковы права покупателя и как он может распоряжаться приобретенным артефактом.
Это чем-то похоже на DRM-защиту, которую ставят на фильмы и музыку на жестких носителях, либо на платформах типа Amazon или iTunes. Но в случае NFT контроль - на стороне клиента. Подтверждение права собственности получает покупатель, а не продавец.
Что касается элементов, которые могут входить в пакет, то они могут быть бесконечно разнообразны. Помимо собственно треков альбома и его цифровой обложки, музыкант может продать так называемый unlockable content (уникальную ссылку, которую можно открыть только один раз), и он может содержать что угодно, - например, права на получение эксклюзивного бокс-сета или мерча, право на создание копий, доход с будущих продаж или трансляций, право на сэмплирование и так далее.
С точки зрения обычного слушателя, разница между "обычным" треком и NFT-треком неотличима на слух. Все желающие могут послушать его на Spotify, iTunes или YouTube, но с точки зрения NFT это все равно что сделать фотографию оригинальной картины и повесить на стену принт. Копии могут выглядеть точно так же, но они не так ценны, потому что на них нет отметки подлинности и их можно легко воспроизвести.
Для агрегации и продали токенов используются маркетплейсы: Musicoin, Rarible, Nifty Gateway, OpenSea предлагают артистам различные механики заработка и обеспечивают верификацию продаж.
Рынок NFT растет с космической скоростью: согласно отчету аналитиков JP Morgan, в 2021 году ежемесячные продажи цифровых токенов составляют на различных маркетплейсах порядка 2 миллиардов долларов. По оценкам Forbes, общий объем торгов NFT достиг в 2021 году 23 миллиардов долларов.
Ожидается, что в ближайшие годы токены смогут радикально видоизменить взаимоотношения внутри экосистемы музыкантов, лейблов, издателей, дистрибьюторов и агентств по сбору роялти, произведя настоящую революцию в монетизации искусства. Стадию активного роста переживают проекты, которые создают коллаборации артистов на блокчейне.
Одновременно возникают опасения, что NFT могут стать самым большим разрушителем музыкальной индустрии со времен стриминга: ведь smart-контракты фактически удаляют из "пищевой цепочки" лейблы, различных агентов и агрегаторы прав - то есть тех, кто на протяжении многих десятков лет недоплачивает музыкантам и авторам, сосредоточив в своих руках все каналы дистрибуции музыки. Однако не стоит обольщаться: ведь с точки зрения традиционной правопередачи, речь идет просто о создании маркетплейсов с аукционами роялти. К примеру, стартап под названием Royal обещает "перевернуть традиционные отношения между музыкальными лейблами и артистами", но в реальности просто предлагает всем музыкантам регистрировать права на свою музыку на платформе - без каких-либо правовых гарантий со стороны самой платформы. Аналогичные маркетплейсы, Royalty Exchange, Revelator, SongVest и десятки других, также полагаются на честное слово музыканта.
И уж конечно, как только мейджоры осознают потенциал NFT-платформ, они немедленно инвестируют в этот перспективный сектор.
Top 10 NFT-артистов и артефактов
Музыка и цифровое искусство - два драйвера NFT-маркетплейсов. В этом году свои серии артефактов с огромным успехом создавали и продавали такие разные артисты, как Grimes, Deadmau5, Оззи Осборн (Ozzy Osbourne), Стив Аоки (Steve Aoki) и Kings of Leon. Многие из них произвели фуррор в арт-среде, задав новые стандарты цифрового искусства.
Grimes, "WarNymph"
Кампания канадской певицы Граймс, в ходе которой эксцентричная звезда продавала свою коллекцию цифровых работ WarNymph на платформе nifty gateway, не только принесла певице почти 6 миллионов долларов США, но и привлекла новых пользователей на саму платформу. Граймс стала трендсеттером: ее работы продвигали не только коллеги из артистических кругов, но и супруг - могущественный Илон Маск.
3LAU, "Ultraviolet"
Известный электронный музыкант, продюсер и энтузиаст блокчейна 3LAU (псевдоним читается как "Блау") продал цифровой артефакт, основанный на материале своего альбома "Unltaviolet", за рекордные 12 миллионов NFT, эквивалентные 11,7 миллионам доллларов, в феврале 2021 года. Артефакт, созданный им в сотрудничестве с художником Slime Sunday, был продан как 33 невзаимозаменяемых токена (NFT) на Dshop - децентрализованной торговой площадке, построенной на Межпланетарной системе хранения (IPFS) и Ethereum.
Успех продаж собственного альбома подтолкнул 3LAU к созданию того самого маркетплейса Royal, с которого мы начали рассказ об NFT-платформах. Оосновой системы являются так называемые ограниченные цифровые активы ("Limited digital assets" или LDA). Артист решает, какую часть своих будущих роялти зарезервировать для фанатов, владеющих LDA, и сколько "официальных копий" будет выпущено. Затем токены LDA реализуются через Royal, принося доход артисту и возможность получения процента от продаж новым владельцам песен.
По словам Блау, песня со 100 "официальными изданиями" может дать каждому владельцу право на 0,5% гонорара, который она генерирует. Он уже успел протестировать платформу, раздав 333 NFT с правами на 50% роялти от своего сингла. К настоящему моменту эти треки уже принесли своим владельцам более $600,000 USD, а их общая стоимость составляет более $6 миллионов.
Mike Shinoda, "Happy Endings" и "Ziggurats"
Некоторые NFT - это просто limited editions по принципу "один к одному". Но если музыкант всерьез увлекается блокчейном, он способен создавать действительно сложные артефакты."Happy Endings" сооснователя Linkin Park - это его сольный трек длиной 1 минуту 15-секунд, который включал визуальные эффекты, созданные Шинодой совместно с художником Кейном Каспером.
А уже в декабре Шинода выпустил на маркетплейс 6-минутный микстейп в сопровождении специальной программы, которая позволяет его трансформировать, создавая уникальные вариации - как трека, так и обложки, а также сопутствующих персонажей. Артефакт под названием "ZIGGURATS" стал "первым в истории набором NFT для генерации микстейпов". ZIGGURATS был выпущен в виде 5000 уникальных NFT и был распродан за считанные минуты.
Сам Шинода говорит, что стремился создать максимально "простой" первый NFT, выбрав в качестве блокчейна Tezos:
- Я выбрал Tezos, потому что это зеленый блокчейн с одним из самых низких углеродных выбросов среди всех популярных сетей. Мы часто покупаем приложения, которыми "владеем", - например Microsoft Word, или музыкальные плагины, или элементы в игре. Но их количество не ограничено. Разница в том, что NFT выпущен ограниченным тиражом, что подчеркивает его ценность, аутентичность, редкость и оригинальность".
Кстати, саму музыку Шиноды вы можете послушать совершенно бесплатно.
Kings of Leon, "When You See Yourself"
Kings of Leon решили привнести в игру элемент лотереи: их альбом "When You See Yourself" был выпущен в качестве трех разных типов NFT с анимированной обложкой и виниловой пластинкой, которая вышла ограниченным тиражом. Все, кто покупал базовый комплект за 50 долларов, автоматически принимали участие в лотерее, которая позволяла выиграть VIP-билеты на концерты и другие бонусы. Обладатели более дорогих артефактов получали эксклюзивные подарки от членов группы.
Infected Mushroom, "Shroomeez"
Легендарный израильский электронный дуэт Infected Mushroom выпустил проект, посвященный 25-летию группы. Помимо традиционных релизов, он включал в себя очень прикольные NFT-артефакты.
EP "Shroomeez" состоял из четырех новых треков Infected Mushroom в их фирменном стиле, сочетающем элементы транса, хард-рока и d'n'b. А поверх всего этого цифровым художником Fargo была создана целая "грибная планета" - Shroomeez. Собственно говоря, фанаты группы получали в собственность цифровые грибы.
- EP "Shroomeez" появился на свет благодаря NFT-арту, - говорят участники Infected Mushroom. - Мы представили планету, населенную грибными существами, а также общество грибов. Нам было очень весело писать 4 футуристических трансовых трека, которые озвучивают жизнь этого грибного общества. Издание мини-альбома в качестве NFT - это потрясающий способ выпускать музыку в будущем и возможность распространять новости об Infected Mushroom сейчас.
Первая коллекция NFT состоит из 100 уникальных цифровых грибов, существующих в единственном экземпляре. Платформа позволяла совершить максимум 5 покупок на аккаунт.
Вторая коллекция содержала иллюстрации четырех миров Shroomeez, вдохновленных четырьмя песнями с EP, с 25 NFT в каждом мире. Каждый пакет можно было купить при помощи лотереи. Третья коллекция содержала сингл Shroomeez, в котором также была опубликована новая 5-минутная ранее неизданная песня. Группа гарантировала, что ее услышат только покупатель и сами участники Infected Mushroom.
Aphex Twin, "afx \ / weirdcore \ blockscanner"
Для питания сети биткойнов требуются огромные объемы электроэнергии, так что блокчейн как технология способствует негативному изменению климата. Электронный музыкант и продюсер Aphex Twin пообещал своим фанатам потратить часть денег, вырученных за свой NFT-альбом, "на посадку деревьев".
У фанатов музыканта было всего 24 часа, чтобы сделать ставку. Победитель заплатил 72 ETH, что на тот момент составляло $136 349 USD. Самое интересное началось после: фанаты расшифровали послание, которое привело их к скрытой папке Dropbox, озаглавленной "14 апреля". В ней содержался неизданный EP.
Steve Aoki, OddKey
Диджей и продюсер Стив Аоки тоже вдохновился успехами продаж собственного релиза и инвестировал в создание NFT-маркетплейса. Совместно с автором комиксов Тоддом МакФарлейном, одним из создателей компании Image Comics, Аоки создал OddKey - платформу, которая "дает авторам возможность контролировать свою цифровую работу и позволяет фанатам перепродавать NFT за небольшую плату".
Сам Аоки добавил на платформу 6666 собственных бесплатных NFT под названием "Spawnoki" - это артефакты, вдохновленные его собственной музыкой и комиксами.
Ozzy Osbourne, "CryptoBatz"
Лидер Black Sabbath, страдающий от болезни Паркинсона, не может отправиться в давно запланированнвй тур. Чтобы утешить фанатов, он выпустил коллекцию из 9666 уникальных летучих мышей в форме NFT - отсылка к знаменитой летучей мыши, которой рокер, по легенде, откусил голову во время концерта почти 40 лет назад во время сольного концерта в Де-Мойне, штат Айова.. Каждая летучая мышь из коллекции была разработана Оззи Осборном лично. "В отличие от некоторых друзей Оззи, летучих мышей, эти живут в безопасности в метавселенной и не съедобны… пока", - говорится в анонсе на сайте Cryptobatz. Коллекция поступит в продажу в середине января. Оззи гарантирует, что "ни одна мышь при создании токенов не пострадала".
Руки Вверх!, "Студент"
Самый неожиданный цифровой прорыв в России: группа Руки Вверх! выпустила на маркетплейсе Binance коллекцию невзаимозаменяемых токенов, которая включает права на эксклюзивный неизданный трек Сергея Жукова, три фигурки лидера группы Сергея Жукова в разных образах, комикс "с альтернативным взглядом на клип "Уходи" и сертификат, который позволяет пожизненно запретить группе исполнять песню "Студент".
NFT "Руки Вверх!" был издан в честь юбилея группы (которая еще в 2006 году объявила о прекращении существования). Стоимость токена составила 10 миллионов рублей.
Лучший анекдот на эту тему:
Бумеры: "Что выпустили?"
Зумеры: "Кто выпустил?"
Wu-Tang Clan, ""Once Upon a Time in Shaolin"
Знаменитый неизданный альбом рэп-группировки Wu-Tang Clan был выкуплен в этом году криптовалютной платформой PleasrDAO.
Альбом был записан Кланом 7 лет назад в знак протеста против обесценивания музыки в эпоху цифровых технологий. До последнего времени единственная копия пластинки, записанной в 2015 году, принадлежала скандально известному фарма-предпринимателю Мартину Шкрели, а после его заключения в тюрьму была конфискована правительством США и в июле 2021 года была продана с аукциона, чтобы покрыть долги Шкрели перед правительством. На момент продажи имя покупателя не разглашалось.
PleasrDAO приобрела альбом за криптуовалюту - сделка эквивалентна сумме в 4 миллиона долларов, но поскольку правительство не считает криптовалюту реальными деньгами, покупка была осуществлена через посредника.
В этот обзор не вошли новые артефакты от Sliipknot, которые выпустили коллекцию "The Chapeltown Rag" в рамках коллекции Slipknot NFT, классный проект Арианы Гранде и игры "Супермарио", проект барабанщика Anthrax Чарли Бенанте, который в августе выпустил свою "Monster Art Series", Альбом Belave "does the bird fly over your head?" и многие другие. Но я надеюсь, что вы уже поняли: NFT с нами надолго, и это очень крутой инструмент монетизации музыки. А если купленный артефакт еще и вырастет в цене - так это же прекрасно!
Если вы заинтересовались феноменом NFT и покупкой артефактов, изучите простую инструкцию по работе с маркетплейсами и попробуйте инвестировать в какой-нибудь артефакт. Ценность этих цифровых объектов пока что неочевидна, что делает инвестиции рискованными. Но разве это не добавляет адреналина?
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)