Что общего у видео с музыковедческим разбором симфонии Брамса на YouTube и оглашением результатов вскрытия участников какой-нибудь жуткой криминальной "мокрухи" в стиле Тарантино?
Это делает один и тот же человек. Знакомьтесь – Ричард Аткинсон. Доктор Аткинсон.
Вы не пропустите YouTube-канал Ричарда Аткинсона, если вы ценитель классической музыки: его глубокий, взвешенный и ироничный анализ привлекает профи и любителей разных возрастов и сословий. В медиа-пространстве, перенасыщенном исполнителями разного уровня, существует огромный дефицит анализа музыки. Многие исполняют бессмертные опусы, но почти никто не способен объяснить, почему эта музыка так прекрасна, из чего она состоит и почему так магически воздействует на слушателя.
Первая примета роликов Аткинсона - безумные партитуры, испещренные цветастыми квадратиками, выделяющие всякие “интересности”. Видишь такое и сразу думаешь: ну, наконец-то музыкальные теоретики вышли в сеть и занялись там своей прямой обязанностью - просвещать и вдохновлять всех любителей классической музыки (спойлер: увы, теоретики никуда не вышли. Они все ещё пылятся в библиотеках, охраняя фундаментальные труды, которые кроме них самих и их котов никому увидеть не суждено.)
Немного освоившись на канале Ричарда, начинаешь замечать, что люди часто обращаются к нему "доктор Аткинсон". Сперва это не вызывает никаких подозрений, ибо "доктором" в западной культуре зовут любого, кто окончил аспирантуру, - будь то доктор психологии, социологии, экономики или музыки.
"Вот так бы все теоретики-преподаватели работали" – причитаешь ты, незаметно награждая очередное видео "лайком". "Кстати, а где он преподает?..."
– И вот тут вас ожидает засада: Google не находит музыковеда Ричарда Аткинсона. Вместо он вывалит на вас кучу полицейских расследований с жуткими подробностями аутопсии жертв… На очередной такой заметке я вдруг обратил внимание на имя эксперта, который "любезно согласился поделиться результатами медицинского заключения" - доктор Ричард Аткинсон, патологоанатом-криминалист.
Как можно совмещать два таких сложнейших дела на таком высоком уровне? Где доктор Аткинсон учился, жил? В какой семье рос? Почему, несмотря на популярность его блога, о нем почти нет никакой информации в сети? Лавина безответных мучающих вопросов стремительно приближала автора статьи к рандеву с патологоанатомом...
После того, как квест с поиском контактов нашего, мягко говоря, непубличного героя был решен, мы наконец-то пообщались.
Доктор Аткинсон оказался наиприятнейшим собеседником. Он выглядел немного смущённым, как будто не понимая, в чем кроется причина нашего интереса к его персоне. Отвечал искренне и очень подробно. Однако сразу предупредил, что детально говорить о своей медицинской работе не сможет: "Я часто в судах свидетельствую, а адвокаты и прокуроры вычитывают каждое моё слово".
Ричард рассказал, что рос в семье военного переводчика и домохозяйки, которая, к слову, прекрасно играла на рояле и занималась музыкой с детьми. Со всеми девятерыми.
Он рассказал, как в 8 лет, услышав 1-ю симфонию Малера, буквально потерял дар речи. "Я не мог поверить, что все эти сказочные образы можно рисовать, не говоря ни слова, - говорит Ричард. - Старший брат постоянно подбрасывал мне новые и новые записи, мы часто обсуждали услышанное. А потом я "пугал" младшую сестру, используя самые яркие и контрастные музыкальные моменты. Я надевал на неё наушники, включал затихающую часть симфонии Малера, с последующим мощнейшим неожиданным оркестровым tutti, она визжа подпрыгивала и мы смеялись. До сих пор это вспоминаем. Сестра, кстати, стала музыкантом."
А еще Ричард поделился с нами опытом своего пребывания в музыкальном училище (да, у него есть степень Бакалавра музыки) и причиной резкой смены профессии и погружение в медицину. "Я учился на композиторском отделении и все вокруг писали какую-то бесформенную лабуду. Тогда я намеренно сочинил и представил на суд коллег классический квартет в до мажоре и с наслаждением наблюдал, как все они бесятся, морщась от мелодичных линий и каденций а-ля Моцарт. В какой-то момент я осознал, что в музыкальных учебных заведениях совершенно необязательно находятся любители музыки. На сцену меня не тянуло, а перспектива преподавать в том формате, который был принят, мне была не мила. Поняв, что музыка живёт не в Консерватории, а непосредственно во мне и никто её отнять не в состоянии, я с лёгким сердцем стал искать новую профессию."
На вопрос почему он решил завести свой влог, Ричард говорит просто:
- Потому что я стал преследовать людей. Серьёзно, если я вдруг узнавал, что человек слушает классическую музыку, я просто "нападал" на него на улице, прижимал к стенке и начинал "непринуждённо" одаривать своими свежими музыкальными окрытиями. Видимо, переполняющее меня желание делиться живущей во мне информацией, а также нежелание "загреметь" за харрасмент (смеётся) и стали причиной возникновения моего канала.
Обсудили мы и технические аспекты создания видеоконтента. Оказалось, что на подготовку одного видео может уходить от одного до шести месяцев, так как Ричард работает в одиночку.
- Сперва я прислушиваюсь к своим ощущениям, - говорит Ричард. - О чём я очень хочу рассказать? Пожалуй самое сложное для меня - выбрать что-то одно, поэтому сейчас я постепенно прихожу к формату антологий. Все симфонии Брамса, потом Малера и.т.д. Итак, я набрасываю сценарий, скачиваю партитуру с IMSLP. Потом ищу самое "заброшенное" видео на YouTube, - скажем, хорошее исполнение Караяна, загруженное 7-8 лет назад, и использую его в своём контенте. Делаю я это потому, что к старому видео безумные алгоритмы YouTube, отслеживающие копирайт, почти не цепляются. Далее наговариваю текст и начинаю монтаж. Использую самые базовые программы, которые установлены в моём MacBook. Каждый цветной квадратик рисуется в Paint и ставится вручную, поэтому это забирает так много времени. Может кто-то знает способ получше, я очень открыт к предложениям.
Если подумать, Ричард Аткинсон - типичный представитель аристократии XIX века. Он свободно говорит на нескольких языках, успешно совмещает различные профессии, думает о высоких материях. По сути, это такой Бородин XXI века. Александр Порфирьевич ведь тоже писал оперы, отвлекаясь таким образом от исследований в области органической химии...
Тем, кто ещё не успел приобщиться к творчеству доктора Аткинсона, настоятельно рекомендуем начать с "ужасного контрапункта Моцарта".
Музыкантам будет любопытно могут послушать весьма оригинальные сочинения Ричарда: "палиндромные вариации" или "больничную симфонию", сотканную из звуков мед.техники.
Любителям нестандартного юмора подойдут "Gagnam Style" под Стравинского:
А вот вам подборка "наиболее успокаивающей музыки", по мнению Ричарда:
Разве это не прекрасно? Профессиональный музыкант, прошедший не одну консерваторию, имеющий всевозможные регалии и достижения, с упоением слушает патологоанатома, который рассказывает ему об изобретательности контрапункта в симфониях Моцарта, премудростях гармонических построений Брамса о любимых моментах в музыкальных полотнищах Малера и прочих невероятных вещах.
Не знаю, есть ли любимый доктор у моих читателей, но своего я, кажется, нашёл - Доктор Аткинсон - настоящий лечитель душ и, пожалуй, самый интеллигентный потрошитель музыкального прошлого. Посмотреть видеоинтервью с Ричардом вы можете здесь:
P.S. Если лень слушать на английском, просто откройте это видео в Яндекс браузере - и искусственный интеллект переведёт и озвучит это для вас в режиме реального времени. Тогда вы точно узнаете кто, а вернее сказать, что на самом деле убило бедного Моцарта!
1946 – В Чикаго родилась Патти Смит (полное имя - Patricia Lee Smith), американская певица и поэтесса. Патти Смит принято называть "крёстной мамой панк-рока", отчасти благодаря её дебютному альбому "Horses", который сыграл существенную роль в образовании этого жанра »»
1947 – Родился Джефф Линн -британский певец, мультиинструменталист, автор песен, аранжировщик, продюсер. Лауреат Grammy, известный миру в качестве лидер-вокалиста группы Electric Light Orchestra и участника группы The Traveling Wilburys »»
1969 – В Манчестере родился Джей Кей (полное имя - Jason Kay), вокалист британской группы Jamiroquai. Один из наиболее ярких представителей британского джаз-фанка и acid jazz 90-х, любитель спорткаров и популяризатор марихуаны »»
Bo DIDDLEY (1928)
Jack MONTROSE (1928)
Del SHANNON (1934)
Mike AULDRIDGE (1938)
Felix PAPPALARDI (1939)
Robert QUINE (1942)
Patti SMITH (1946)
Jeff LYNNE (1947)
Chris JASPER (1951)
Олег КОВРИГА (1958)