Richard ATKINSON  Препарируя Моцарта

Композитор-паталогоанатом, публично "потрошащий" классиков, рассказывает, почему живые композиторы его больше не привлекают

Что общего у видео с музыковедческим разбором симфонии Брамса на YouTube и оглашением результатов вскрытия участников какой-нибудь жуткой криминальной "мокрухи" в стиле Тарантино?
Это делает один и тот же человек. Знакомьтесь – Ричард Аткинсон. Доктор Аткинсон.

Вы не пропустите YouTube-канал Ричарда Аткинсона, если вы ценитель классической музыки: его глубокий, взвешенный и ироничный анализ привлекает профи и любителей разных возрастов и сословий. В медиа-пространстве, перенасыщенном исполнителями разного уровня, существует огромный дефицит анализа музыки. Многие исполняют бессмертные опусы, но почти никто не способен объяснить, почему эта музыка так прекрасна, из чего она состоит и почему так магически воздействует на слушателя.

Первая примета роликов Аткинсона - безумные партитуры, испещренные цветастыми квадратиками, выделяющие всякие “интересности”. Видишь такое и сразу думаешь: ну, наконец-то музыкальные теоретики вышли в сеть и занялись там своей прямой обязанностью - просвещать и вдохновлять всех любителей классической музыки (спойлер: увы, теоретики никуда не вышли. Они все ещё пылятся в библиотеках, охраняя фундаментальные труды, которые кроме них самих и их котов никому увидеть не суждено.)

Немного освоившись на канале Ричарда, начинаешь замечать, что люди часто обращаются к нему "доктор Аткинсон". Сперва это не вызывает никаких подозрений, ибо "доктором" в западной культуре зовут любого, кто окончил аспирантуру, - будь то доктор психологии, социологии, экономики или музыки. "Вот так бы все теоретики-преподаватели работали" – причитаешь ты, незаметно награждая очередное видео "лайком". "Кстати, а где он преподает?..."
– И вот тут вас ожидает засада: Google не находит музыковеда Ричарда Аткинсона. Вместо он вывалит на вас кучу полицейских расследований с жуткими подробностями аутопсии жертв… На очередной такой заметке я вдруг обратил внимание на имя эксперта, который "любезно согласился поделиться результатами медицинского заключения" - доктор Ричард Аткинсон, патологоанатом-криминалист.

Как можно совмещать два таких сложнейших дела на таком высоком уровне? Где доктор Аткинсон учился, жил? В какой семье рос? Почему, несмотря на популярность его блога, о нем почти нет никакой информации в сети? Лавина безответных мучающих вопросов стремительно приближала автора статьи к рандеву с патологоанатомом...

После того, как квест с поиском контактов нашего, мягко говоря, непубличного героя был решен, мы наконец-то пообщались.

Доктор Аткинсон оказался наиприятнейшим собеседником. Он выглядел немного смущённым, как будто не понимая, в чем кроется причина нашего интереса к его персоне. Отвечал искренне и очень подробно. Однако сразу предупредил, что детально говорить о своей медицинской работе не сможет: "Я часто в судах свидетельствую, а адвокаты и прокуроры вычитывают каждое моё слово".

Ричард рассказал, что рос в семье военного переводчика и домохозяйки, которая, к слову, прекрасно играла на рояле и занималась музыкой с детьми. Со всеми девятерыми.
Он рассказал, как в 8 лет, услышав 1-ю симфонию Малера, буквально потерял дар речи. "Я не мог поверить, что все эти сказочные образы можно рисовать, не говоря ни слова, - говорит Ричард. - Старший брат постоянно подбрасывал мне новые и новые записи, мы часто обсуждали услышанное. А потом я "пугал" младшую сестру, используя самые яркие и контрастные музыкальные моменты. Я надевал на неё наушники, включал затихающую часть симфонии Малера, с последующим мощнейшим неожиданным оркестровым tutti, она визжа подпрыгивала и мы смеялись. До сих пор это вспоминаем. Сестра, кстати, стала музыкантом."

А еще Ричард поделился с нами опытом своего пребывания в музыкальном училище (да, у него есть степень Бакалавра музыки) и причиной резкой смены профессии и погружение в медицину. "Я учился на композиторском отделении и все вокруг писали какую-то бесформенную лабуду. Тогда я намеренно сочинил и представил на суд коллег классический квартет в до мажоре и с наслаждением наблюдал, как все они бесятся, морщась от мелодичных линий и каденций а-ля Моцарт. В какой-то момент я осознал, что в музыкальных учебных заведениях совершенно необязательно находятся любители музыки. На сцену меня не тянуло, а перспектива преподавать в том формате, который был принят, мне была не мила. Поняв, что музыка живёт не в Консерватории, а непосредственно во мне и никто её отнять не в состоянии, я с лёгким сердцем стал искать новую профессию."

На вопрос почему он решил завести свой влог, Ричард говорит просто:
- Потому что я стал преследовать людей. Серьёзно, если я вдруг узнавал, что человек слушает классическую музыку, я просто "нападал" на него на улице, прижимал к стенке и начинал "непринуждённо" одаривать своими свежими музыкальными окрытиями. Видимо, переполняющее меня желание делиться живущей во мне информацией, а также нежелание "загреметь" за харрасмент (смеётся) и стали причиной возникновения моего канала.

Обсудили мы и технические аспекты создания видеоконтента. Оказалось, что на подготовку одного видео может уходить от одного до шести месяцев, так как Ричард работает в одиночку.

- Сперва я прислушиваюсь к своим ощущениям, - говорит Ричард. - О чём я очень хочу рассказать? Пожалуй самое сложное для меня - выбрать что-то одно, поэтому сейчас я постепенно прихожу к формату антологий. Все симфонии Брамса, потом Малера и.т.д. Итак, я набрасываю сценарий, скачиваю партитуру с IMSLP. Потом ищу самое "заброшенное" видео на YouTube, - скажем, хорошее исполнение Караяна, загруженное 7-8 лет назад, и использую его в своём контенте. Делаю я это потому, что к старому видео безумные алгоритмы YouTube, отслеживающие копирайт, почти не цепляются. Далее наговариваю текст и начинаю монтаж. Использую самые базовые программы, которые установлены в моём MacBook. Каждый цветной квадратик рисуется в Paint и ставится вручную, поэтому это забирает так много времени. Может кто-то знает способ получше, я очень открыт к предложениям.

Если подумать, Ричард Аткинсон - типичный представитель аристократии XIX века. Он свободно говорит на нескольких языках, успешно совмещает различные профессии, думает о высоких материях. По сути, это такой Бородин XXI века. Александр Порфирьевич ведь тоже писал оперы, отвлекаясь таким образом от исследований в области органической химии...

Тем, кто ещё не успел приобщиться к творчеству доктора Аткинсона, настоятельно рекомендуем начать с "ужасного контрапункта Моцарта".

Музыкантам будет любопытно могут послушать весьма оригинальные сочинения Ричарда: "палиндромные вариации" или "больничную симфонию", сотканную из звуков мед.техники.

Любителям нестандартного юмора подойдут "Gagnam Style" под Стравинского:

А вот вам подборка "наиболее успокаивающей музыки", по мнению Ричарда:

Разве это не прекрасно? Профессиональный музыкант, прошедший не одну консерваторию, имеющий всевозможные регалии и достижения, с упоением слушает патологоанатома, который рассказывает ему об изобретательности контрапункта в симфониях Моцарта, премудростях гармонических построений Брамса о любимых моментах в музыкальных полотнищах Малера и прочих невероятных вещах.

Не знаю, есть ли любимый доктор у моих читателей, но своего я, кажется, нашёл - Доктор Аткинсон - настоящий лечитель душ и, пожалуй, самый интеллигентный потрошитель музыкального прошлого. Посмотреть видеоинтервью с Ричардом вы можете здесь:

P.S. Если лень слушать на английском, просто откройте это видео в Яндекс браузере - и искусственный интеллект переведёт и озвучит это для вас в режиме реального времени. Тогда вы точно узнаете кто, а вернее сказать, что на самом деле убило бедного Моцарта!

23.09.2021, FEDOROVA & TAKSER (ЗВУКИ РУ)

Richard ATKINSON