Продолжая разговор о судьбах русского рока, мы беседуем с двумя музыкантами, чьи
работы во многом определили его развитие. Не всегда они стояли "у истоков", и
не всегда находились на переднем плане сцены. Но без них многое на
отечественной рок-сцене просто не состоялось бы.
Мои сегодняшние собеседники - Алексей Могилевский и Глеб Самойлов,-
очень непохожие, но одинаково интересные люди и почтенные мастера искусств. Оба
родом с Урала: один родился в Свердловске, другой - в Асбесте.
Алексей Могилевский - музыкант, про которого ходят легенды в среде
профессионалов. Один из старейших участников группы
Наутилус Помпилиус, мультиинструменталист. В его арсенале - клавиши и
саксофон, а в 'Нау' он также исполнял партии бэк-вокала. Алексей известен как
талантливый композитор и аранжировщик, в свое время он был руководителем
рок-группы с самым длинным названием в России - "Ассоциация
Содействия Возвращению Заблудшей Молодежи на Стезю Добротетели". В
настоящее время Алексей содействует возвращению на стезю добродетели заблудших
молодых музыкантов.
Глеб Самойлов - демоническая личность со стажем. Басист и вокалист
Агаты Кристи, автор музыки и
слов множества песен группы. Человек, прошедший путь от припанкованного
глэм-рокера до молодежного лидера и трибуна, любящий при этом казаться циником.
Со стороны наш диалог выглядит как сцена из фэнтези. Темный Глеб нависает над столом грозовым облаком и источает благородный запах коньяка. Вид у него при этом такой, будто употреблял он не коньяк, а кровь девственниц. Алексей же навевает стойкие ассоциации с очень-очень усталыми магами Средиземья, Средневековья и Среднерусской возвышенности. Говорит тепло, улыбается мудро, располагает к себе мгновенно. Я стараюсь вести беседу таким образом, чтобы на мои вопросы имели возможность ответить оба музыканта...
Звуки.Ru: - В последнее время мы пишем много
материалов под общим
лозунгом "Все это рок-н-ролл". Пытаемся выяснить, что собой представлял русский
рок от начала времен и до памятного концерта "Все это рок-н-ролл", и чем он
стал сейчас. Вы - мэтры, вы для этой музыки много сделали. Расскажите о своем
опыте, пожалуйста.
Глеб Самойлов: - Я могу сказать сразу, что я, помнится, купил эту
пластинку за 3 рубля 15
копеек, с трепетом принес домой и поставил. Я был пьян, мал, юн и трепетен по
отношению ко всему тому, что происходило в колыбели рок-революции городе
Петербурге. Меня отождествлять с теми людьми, которые за ней стояли, совершенно
неправильно. Мы были щенками в ту пору, когда это все начиналось.
Алексей Могилевский: - Называлось это все гордым словом "Красная волна"
в исполнении Джоанны
Стингрей энд компани. А мы перлись от Телевизора, с ума сходили по
Алисе (каторжника), визжали от "Города N" Майка. Мы собирали
последние деньги и ехали на знаменитый фестиваль Питерского рок-клуба 82-го
года, нас волокло от Мануфактуры и Салтыкова, нас швыряло от
Рогозина - это были
поразительные вещи...
Глеб: - Единственное, что я могу добавить,- потому что Леша этого не
скажет,- я в это
время сходил с ума по Наутилусу.
Алексей: - Нас еще тогда не существовало.
Глеб: - Да? До 85 года вас не было?!
Алексей: - Ну да, мы были пионеры, октябрята...
Звуки.Ru: - Рок как явление: рок на баррикадах, на передовой, огневой,
скорострельный... насколько вам сейчас это явление кажется оправданным, какую
роль оно для вас
сыграло? - ведь вы не остались слушателями, и сами к развитию русского рока
приложили руку, да еще как?
Алексей: - Я не могу сказать об Агате Кристи - была ли она
воинствующей. Наутилус
никогда не хотел быть группой, которая "зовет, ведет и строит". И к чести
Славы (Бутусова - прим. авт.), песня "Скованные одной цепью" и
песня "Марш-марш
левой" очень
быстро сошли на нет. Как только Слава понял, что он стал "плакатным", он сразу
свернул все это хозяйство в три притопа - два прихлопа, и больше никогда к нему
не возвращался. Последним всплеском стала песня "Мой брат Каин". Но у меня
такое ощущение, что он сначала ее спел и записал, а уже потом понял, о чем она.
Глеб: - А мы тоже никогда не отличались излишней политизированностью, - единственно,
что в последнее время нас все время упрекают в том, что "наша правда пахнет
водкой", - тем не менее, это было в самом начале, и в поздних альбомных версиях
уже не нашло никакого отражения. "Коварство и любовь" - это был уже альбом
целиком опереточно-маниакальный. Тем не менее, в последние года два я открыто
проявлял свои более чем дружеские чувства по отношению к патриотическому лагерю.
Звуки.Ru: - Если оценивать рок как явление, то для вас основной смысл
того, что
происходило и происходит на русской сцене под маркой "рок", в чем заключается?
Ради чего вообще все это?
Глеб: - Сейчас основной смысл - в том, чтобы зарабатывать как можно
больше денег.
Звуки.Ru: - Но начинали-то вы не из-за этого, Глеб, право слово...
Глеб: - Я?! Почему?! (картинно возмущается, хитро кося на Могилевского)
Я бы мог
учиться в музыкальном училище и получать стипендию в 30 рублей - тем не менее,
я выбрал легкий путь, стал ездить на концерты и получать значительно больше.
Алексей: - Со мной все сложнее. Это сейчас все становятся либо гуру
российской рок-сцены,
либо новыми звездами. Я считаю, что раньше в этом был элемент случайности и
незанятости ниши. Стояла такая крепостная стена. И
вдруг к ней пристроили другую стену - под названием "русский рок". И быстренько
ее все заняли. Кто-то не выдержал и отвалился. Кто-то скончался. Многие, как
мне кажется, являются заложниками собственного молодежного азарта, и почти
никто не дотянул до сегодняшнего дня в том же молодом азарте. Тот же горячо
уважаемый мной Костя (Кинчев,- прим. авт.) - я могу со всей
ответственностью сказать, его песни типа
"Веретено" я не понимаю и не принимаю. И, может быть, "Веретено" сослужило
плохую службу группе - потому что часть Армии Алисы увидела своих героев
такими, какие они есть, и отправилась искать других героев.
Глеб: - Ты недооцениваешь Армию Алисы. До определенного момента они люто ненавидели
Агату Кристи, но как-то Костя сказал со сцены, что с нами нужно дружить, и что
они с нами дружат,- и на наших концертах стало постоянно бывать огромное
количество алисоманов. Теперь они берут у меня автографы. А еще они берут
автографы у групп Гражданская Оборона и Король и Шут...
(сардонически улыбается)
Алексей: - Мы говорили об элементе случайности. Понимаешь, все новые
имена - я не
считаю, что они лучше или хуже, чем были мы. Но они более продвинуты, чем были
мы. И при этом они - вовсе не герои рок-н-ролла. На самом деле, герои - это их
промоутеры и директоры.
Звуки.Ru: - Но ведь есть группы, которые никогда не были героями, и
никогда в этом не
нуждались. Равно как не нуждались в промоутерах. Бесполезно рассказывать, что
такое Пикник, правда?
Глеб: - Пикник - это явление. Нельзя сказать, что Пикник по радио
вращают не вынимая,
нельзя сказать, что они тусуются - Шклярский не тусовочный человек. И тем не
менее, группа имеет постоянную, не меняющуюся и постоянно обновляющуюся
аудиторию - этому можно только аплодировать и радоваться.
Звуки.Ru: - Элемент ремесла в этой музыке насколько силен был тогда - и
насколько он силен сейчас?
Алексей: - Есть такая небезызвестная личность в городе Санкт-Петербурге
- Егор Белкин. Он говорил так: есть художник, а есть артист, -
подразумевая именно собратьев по цеху. И хороший художник никогда не будет
хорошим артистом. Именно с точки
зрения артистизма Белкин проигрывает многим нашим артистам. И поэтому он не
шоумэн. По поводу ремесленничества: есть тупорылое просчитывание, а есть
усидчивость, "чугунная задница": пока мы не слезем с этого "неудобного
момента", мы песню не родим. Так бывало и на наших репетициях - когда мы могли
сидеть и молчать днями, а потом все же находили верный ход. В этом есть некая
заслуга нас как ремесленников: мы учились упорно заниматься и находить нужные
ноты, нужные аранжировочные ходы. Если это называть ремесленничеством - я за
такое ремесленничество. Если же говорить "Ребята, давайте сделаем как у..." (строит
забавную гримасу и неожиданно добавляет) Наверно, поэтому я не люблю ди-джеев.
Глеб: - Ди-джей и композитор - разные вещи. Композитор может быть
ди-джеем, но бывают
ди-джеи, у которых элемент творчества в работе достаточно мал. Я люблю
техно-культуру, но не современную, а начала 90-х годов.
Звуки.Ru: - Если бы рок не существовал как класс, что бы вы играли?
Глеб: - Нам так многие и так долго говорили, что мы к року не имеем никакого
отношения, что я "вошел в роль" и не отношусь к року.
Звуки.Ru: - А к чему? К новой волне?
Глеб: - Ну, мы не имеем отношения к журналу Фузз, поэтому он считает,
что мы не имеем
отношения к рок-н-роллу как таковому. А к чему мы имеем отношение? - по
разному. Мы можем шагать круто впереди всех на несколько десятков шагов. В 98-м
году мы записали альбом "Чудеса", который был построен - и
аранжировочно, и по
настроению - на новой волне образца начала 80-х годов. Грубо говоря, то, чем
сейчас занимается вся популярная музыка - мы это сделали тогда. Тогда на нас
посыпались обвинения в том, что это старье, так никто не играет... сейчас,
через 2
года, выяснилось, что очень даже можно так играть. Мы никогда не знаем, каким
будет новый альбом. Мы не знаем, каких аранжировок он потребует, какого
настроения. Все это рождается в период создания.
Звуки.Ru: - Что бы вам было интересно играть из того, чего вы никогда
не играли? Если бы
вы не играли рок, что бы вы играли?
Глеб: - В любом случае, мы играем что-нибудь для себя, и каждый раз -
новое. Если нам
скажут "вот, ребята, как мы играли в прошлом сезоне, - мы вам запрещаем", мы
скажем "да ради бога, мы и не собирались". Мы просто не знаем сослагательного наклонения.
Алексей: - По поводу того, что бы мы играли, если бы не играли
рок-н-ролл: я смею вас
заверить, что я шесть дней из семи не занимаюсь рок-н-роллом. Я оформляю
телеканалы, я пишу рекламные ролики, джинглы, малые формы... более того, я именно
этим зарабатываю себе на жизнь. И более того, чтобы хлеба кусок стал потолще, а
вместо масла на хлеб лег маргарин, я вынужден был полезть в журналистику.
Глеб: - Ну, ты талантлище, помнишь, какие ты писал замечательные миниатюры?..
Алексей: - А когда я попадаю в рок-н-ролл - это как попасть в свою
обжитую квартиру
после долгой поездки: я просто меняюсь, меня прет так... ради этого, наверно, и
стоит заниматься роком, и выходить на сцену.
Звуки.Ru: - Алексей, сейчас Вы принимаете участие в юбилейном концерте
Пикника, и,
насколько я понимаю, при Вашем участии будут исполнены те песни, которые не
исполнялись длительное время.
Алексей: - Видимо, да. Я сейчас точно не могу сказать, что это будет,
потому что
договорились мы об этом буквально на днях, и материал мне передали лишь сейчас.
Вот список: "Телефон", "Твое сердце", "Здесь, под желтым солнцем ламп", "А
может быть, и не было меня", "Стрела"... там еще седьмая должна быть...
Звуки.Ru: - У Вас пока нет идей продолжить это сотрудничество?
Алексей: - Думаю, нет. Дело в том, что участие в таких проектах - это результат
импульса. Но, честно говоря, когда мне позвонили и пригласили меня участвовать
- я просто был очень польщен. Вот эта фишка - трибьюты, совместное празднование
- хороша тем, что можно на миг собраться, и подойти к этому ответсвенно, и
сесть заниматься, сделать партию клавиш, как-то фантастически сблизиться с
людьми, достать забытые инструменты...
Глеб: - Мне недавно приснилось, что дома у меня забытые контрабас и
смычок. И что я
взял контрабас и начал играть, у меня получилось. Наутро вспомнил, что я не
брал контрабас с 1988 года. Такой облом!!!
Звуки.Ru: - Глеб, а может быть, этот сон не просто так?
Глеб: - Нууу... чтобы восстановить хотя бы навыки, которые утрачены за
столько лет,
требуется либо очень много времени, либо неимоверный талант. Потому что одно
дело - играть пальцами (показывает), другое - играть смычком.
Звуки.Ru: - То есть все-таки есть и у вс какие-то элементы
самоограничения, какие-то вещи
в сослагательном наклонении?
Глеб: - Наверно, это у каждого есть, но, с другой стороны, вряд ли, если переделать
Modern Talking, из них получится Кайли Миноуг..
Звуки.Ru: - Очень часто, когда я разговариваю с музыкантами-мэтрами, я
спрашиваю: скажите,
а кто из ваших молодых коллег сейчас вам нравится на сцене? Мне тут же начинают
гнать какую-то пиарную пургу. Но иногда рассказывают что-то действительно
интересное. Расскажете?
Глеб: - Мне очень нравится то, что делает сейчас Сережа Бобунец.
Я считаю, что
заслуженно он выплыл, стал известным, стал популярным. Ведь он шел к этому 15
лет, начиная гитаристом в группе Максима Ильина Собаки Качалова - теперь
малоизвестной. Сейчас его и его группу ругают, считая ее продажной попсой, а я
слушаю ее, и понимаю, что Сережа это делает абсолютно искренне, и группа
получила свою долю аплодисментов заслуженно. Мне импонируют 7Б, я хорошо
отношусь к Би-2.
Алексей: - Дети Пикассо. Все, что делает Юра Гальцев. Он
не рок-н-рольщик - он бывший
"Лицедей", юморист, поэт. Мне мноооого кто нравится...
Я уж скромно умолчу о группе, жизнедеятельностью которой пытаюсь заниматься, -
Сахара: пока они еще где-то на плаву. Мне нравится то, что делают барышни.
Сейчас пошел новый "виток барышень" в русском роке...
Звуки.Ru: - Дайте, пожалуйста, напоследок напутствие музыкантам -
юношам, обдумывающим житье.
Глеб: - Имейте девушек...
Алексей: - Играйте, и больше ничего не надо. Все остальное приложится.
Звуки.Ru: - Деньги, слава и так далее?
Глеб: - Это уже не для юношей - это для взрослых дяденек.
Алексей: - Играйте и верьте в то, что вы играете. Поэтому я очень плохой
критик, кстати... Мне когда приносят на ругательные рецензии альбомы, я их
всегда возвращаю и
говорю "А мне нравится". Когда человек заходит в студию, он ведь зачем-то это
делает... И он приходит не для того, чтобы сделать плохо - он стремится сделать
хорошо. Я обычно именно это
"хорошо" и слышу.
1946 – Родилась Марианна Фейтфулл - певица, поэтесса и муза The Rolling Stones »»
1965 – Родился Брайан "Декстер" Холланд - вокалист и гитарист американской панк-группы Offspring »»
Ed BRUCE (1939)
Ray THOMAS (1941)
Rick DANKO (1943)
Marianne FAITHFULL (1946)
Cozy POWELL (1947)
Charles MANN (1949)
Yvonne ELLIMAN (1951)
C.J. MACKINTOSH (1962)