Начало лета ознаменовалось рядом послаблений режима (само-) изоляции, что, безусловно, дает надежду на относительно скорое возвращение к нормальной жизни. Но тут невольно задаешься вопросом: что будет дальше, как скоро фестивали и концерты вновь станут возможными и в каком формате они будут проходить?
В период пандемии многие артисты постарались – а многие из них и сумели - заставить карантин работать на себя. Возможно, не все усилия удалось монетизировать сразу, но музыканты и промоутеры многому научились.
Spotify не слишком помог артистам: доходы со стримов упали, а сами музыканты получают от прослушиваний жалкие копейки.
Зато на несколько месяцев в нашу жизнь плотно вошли онлайн-концерты. Лидерами среди платформ стали Twitch, YouTube и Instagram. Один только Twitch увеличил число просмотров стримов на 524%, начиная с марта. Instagram Live прирос на 70%, а трансляции YouTube смотрели в три раза чаще.
Опыт показал, что в целом формат имеет право на жизнь, хотя, конечно же, ничто не заменит живого концерта любимой группы - даже самая лучшая домашняя акустика и самый быстрый интернет. Не все шоу удалось монетизировать (многие артисты даже не пытались это сделать), а доход от выступлений по принципу "заплати, сколько хочешь" сами исполнители чаще называют разочаровывающими.
P = promo
За время карантина многие артисты смогли напомнить о себе. В условиях отсутствия альтернативы кому-то пришлось смотреть то, что предлагают. И в ряде случаев это было действительно неплохо.
Первое же испытание, с которым столкнулись музыканты и промоутеры, - организовать действительно большую трансляцию довольно дорого. Например, крупнейший в мире онлайн-фестиваль Electric Blockaloo, который планировалось провести в игровой среде Minecraft, пришлось отложить до июля, чтобы докупить серверных мощностей: туда купили билеты больше 45 миллионов зрителей!
В России самым большим ивентом пока стал VK Fest с 28 миллионами зрителей (правда, не одномоментно, а в течение 2 недель). Один из первых масштабных и действительно отличных концертов в России отыграли Би-2. Как позже признались музыканты, "это был концерт на самом большом стадионе в нашей жизни". Трансляцию посмотрели более 2 миллионов человек. Для сравнения: вместимость БСА Лужники – чуть более 80 000 зрителей. Судя по всему, одна такая вечерняя трансляция заменила музыкантам полноценный тур. Не в части доходов, но, реклама – двигатель торговли.
Если по каким-то причинам вам не удалось посетит концерт, то держите ссылку:
Дома у Дрейка
Ещё один фактор успеха онлайн-формата и отличный инструмент для продвижения - возможность "заглянуть домой" к любимому артисту. Успех сменяющих друг друга реалити-шоу показывает, что тема вуайеризма все ещё актуальна. Если музыкант способен не только классно отыграть, но и поговорить о жизни, рассказать анекдот – то, вообще, отлично. И, конечно же, всем было интересно увидеть роскошный особняк рэпера Drake или дочку Fatboy Slim, которая диджеит на кухне.
На пять баллов справился Гэри Лайтбоди (Gary Lightbody), фронтмен Snow Patrol. На протяжении нескольких месяцев Гэри играл живые концерты, иногда и по 3 (три!) на неделе на разных площадках: в Facebook и Instagram. Концерты проходили в формате интерактива. За пару дней до очередного такого шоу музыкант предлагал голосовать за любимые композиции или давал свой список каверов, которые хотел бы сыграть, и предлагал составить из них ТОР10. А иногда просто устраивал концерт по заявкам, читая комментарии прямо здесь и сейчас. Для Звуков.Ру прозвучала песня "In the End".
По субботам музыкант устраивал мастер классы по сонграйтингу, тем самым, позволяя приблизиться к святому святых - процессу рождения хита. У Snow Patrol скоро выйдет новый альбом, так как с первыми такими вечерами, производительность труда составила 1 суббота = 1 композиция.
Мастер-класс все еще доступен в сети:
Если вы думаете, что в "домашнем" формате можно делать только акустические концерты, то это не так! Шведские металлисты Katatonia сыграли концерт для фанатов, установив небольшую стоимость "входного билета". Впоследствии группа перезапустила стрим, по-прежнему пуская на него за небольшую плату.
А Крис Мартин (Chris Martin) из Coldplay периодически устраивал сеансы стрима прямо из дома и совершенно бесплатно (может себе позволить!), призывая всех оставаться дома. Спасибо, Крис!
Хорошие перспективы
При некоторых трансформациях онлайн-формат может быть рабочим и в посткарантинный период. Такие концерты могут легко трансформироваться в отличное промо для музыкантов, а в некоторых случаях даже позволят немного заработать. Тем более, что и аудитория успела "распробовать" трансляции.
В зависимости от масштабов артиста, это могут быть какие-то эксклюзивные концерты 'для своих", которые стримят из нетипичных мест. В случае admission free получится отличное промо. Здесь главное не частить, а сделать из трансляции подобие "закрытого" и эксклюзивного, или даже "семейного" мероприятия. Тем более, что и последние тенденции в продвижении нацелены именно на это: персонализация предложения – наше все.
Санта-Барбара: я же там всех знаю
Поколению Z, рожденному после 1996 г., и части миллениалов (1981 – 1996 годы рождения) такой формат может быть по душе. Все они в меньшей степени заморочены на качестве звука и благодаря социальным сетям, гораздо более интерактивны, чем предыдущие поколения. Здесь могут выиграть все: артист может делать в эфире что угодно – если не хочется петь, можно читать сказки, давать мастер-классы и просто жить свою обычную жизнь. В целом, все то, что уже и так делается, но, преимущественно, молодыми звездами из Азии. Вот, что еще несколько лет назад замутили k-pop музыканты BTS:
Велика вероятность, что при возвращении к нормальной жизни эта аудитория побежит покупать билет на концерт той банды, музыканты которой помогали утром варить кофе и что-то там рассказывали. Да и во время самоизоляции, скорее всего, количество прослушиваний на платных платформах наиболее интернет-активных артистов сильно выросло.
Первые шаги для глубокого андеграунда
Bandcamp в считанные дни организовал полноценный онлайн-фестиваль, сумев собрать музыкантам немного донатов. По этому же пути идут российские World Of Festivals и Боль. Здесь – помимо всего прочего – аудитория. То, что в обычной жизни для многих прошло бы мимо, при грамотных промо-роликах и качественно выстроенных трансляциях могло зацепить гораздо большую аудиторию. Часто, степень глубины андеграунда кроется как раз в неизвестности и малодоступности артиста.
Кто пропустил – фестиваль все еще можно "посетить" по ссылке:
Нельзя не отметить несколько очевидных плюсов: 1. Мобильность: интернет-трансляцию можно организовать, когда угодно и где угодно. Достаточно камеры, гитары, настроения и пинты пива. Не нужно букировать площадку, продавать билеты, ждать долгие месяцы и тд.
2. Продакшн: как показала практика, концерты из разных локаций могут звучать не менее круто. Посмотрите только, что замутили британцы NBT, да еще и фанатов позвали:
3. Оригинальность. Особенно остро вопрос стает в России - пандемия позволила поднять проблему музыкального пиратства. Если на Западе система позволяет музыкантам зарабатывать не только на концертах, но и на записях, то в РФ при потере первого, второе не обеспечит не то что, безбедной жизни, но даже не покроет минимальные нужды. Побочные бизнесы звёзд, позволяющие получать заработок вне зависимости от наличия концертов, в период пандемии (если только это не курьерская доставка) пострадали точно так же.
Концерты в посткарантинный период. Стримы. Часть 2.
Что касается стримов, то, скорее всего, с этим жить еще долго: вряд ли мы быстро вернемся к многотысячным залам и т.д., а число присутствующих даже на самых небольших площадках, очевидно, еще долго будет сильно ограничено. Однозначно, музыканты будут искать какие-то решения, и, похоже, первый шаг в этом направлении сделали исландцы Arstidir. Группа объявила один из первых живых концертов (сейчас все завидуют Исландии), который прошел в Рейкьявике, пообещав несколько он-лайн трансляций с этого концерта.
Live & Drive
Крупные российские промоутеры объединились и запустили формат живых концертов в формате Live & Drive. Послушать живой концерт теперь можно каждую субботу на стоянке у Лужников, приехав на своей машине. Доступны билеты на 2 и 4 человек. Покидать машину нельзя, а звук транслируется на одной из FM-волн.
Тут мнения разошлись: с одной стороны – это хоть какое-то подобие живого концерта и экшена, с другой стороны – сложно представить, как можно сидеть в душной машине при московских +30, когда на сцене the Hatters. А как же братания и коллективные песнопения? Да и машина есть не у всех, что в свою очередь сильно ограничивает аудиторию. С другой стороны – сможет заработать каршеринг: машина арендуется компанией на время концерта.
В общем, здесь вопросов больше, чем ответов. Тем не менее, промоутерам за тестирование такого формата – однозначно, честь и почет.
Кстати, в США подобный формат по последним данным имеет оглушительный успех. Но, не забываем, что США традиционно остается автомобильной державой.
Покажем всё!
В период пандемии многие артисты выложили в сеть огромное количество ранее неизданного материала. Radiohead запустили Public Library с кучей редкого материала и даже выпустили по этому случаю мерч; Pink Floyd показал концерт в Помпеях, а театральные промоутеры открыли доступ к мюзиклам и операм. Только ленивый не посмотрел Призрак Оперы и Иисус Христос - Суперзвезда. Возможно, многие пообещали себе при возвращении к обычной жизни непременно наведаться в театр на одну из постановок. Тем более, велика вероятность, что театры откроются раньше, так как здесь можно всех рассадить через одного и даже надеть маски. Все это точно невозможно обеспечить на крупных музыкальных фестивалях или больших концертах. На лицо - популяризация формата и потенциальное привлечение новой аудитории. Не исключено, что такой формат сохранится и в будущем, как ещё один вариант промоушена: например, трансляция тизеров новых постановок или показ старых постановок в качестве рекламы для постановок новых. Безусловно, все это в той или иной форме было и в докарантинные времена, но сейчас, возможно, следует ожидать большего фокуса и большей систематизации таких трансляций.
Смотрите, как круто! На такое можно прийти, даже если шоу уже удалось посмотреть в YouTube.
И не забываем об отложенном эффекте: окружающая действительность из почти трех месяцев безысходности и непонимания того, что будет дальше, создала идеальные условия для работы над новым материалом. Очень скоро нас ждет море новых релизов. И, скорее всего, они будут очень мрачными. Первая ласточка – британцы Hurts, готовящие к выходу новый альбом и уже сделавшие релиз пары синглов. Все они - размышления о ценностях общения и об изоляции, о чем сами музыканты признались в интервью для VK Fest.
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)