Keith TIPPETT  Умный и свободный джаз

Ведущий музыкант британской новоджазовой сцены Кит Типпетт покинул этот мир

14 июня пришла горькая вести о смерти одного из лидеров современной сцены импровизационной музыки пианиста и композитора Кита Типпетта (Keith Tippett). Ему было 72 года, и для таких музыкантов это не возраст. Кит Типпетт британец, один из когорты великолепных музыкантов, рожденных в 40-е годы прошлого века и прошедших все круги музыкального взросления через британский блюз, разнонаправленный рок, фри-джаз и определивших целые направления в музыке второй половины прошлого века. В этом блестящем ряду Джон Маклафлин (John McLaughlin), Тони Оксли (Tony Oxley), Дейв Холланд (Dave Holland) (не рок-барабанщик, а джазовый басист), Джон Сёрман (John Surman) и, конечно, Кит Типпет, о котором некоторые помнят лишь как о пианисте King Crimson. Да, действительно его можно слышать на ранних альбомах легендарной группы, но от дальнейшего сотрудничества музыкант отказался, предпочитая гораздо более рискованный путь свободно и сложно импровизирующего музыканта, откровенно некоммерческой направленности.

Наверное, надо было напомнить о том, что Типпет родился в районе Бристоля, его отец был полицейским, а его первый состав, игравший вполне традиционный джаз он организовал в 14 лет. Надо было упомянуть, что 1967 году он оказался в Лондоне, в гуще музыкальных событий и тусовок. После этого должен последовать огромный список музыкантов, ансамблей, дисков, фестивалей, связанных с именем музыканта. Но я поступлю иначе. Ведь после долгого заочного увлечения музыкой Кита Типпетта мне довелось встретиться с четой Типпеттов на концерте в Москве, в центре "ДОМ", а затем на фестивале в Екатеринбурге в апреле 2007 года (я вел этот фестиваль). Я нашел строки, которые были мной написаны по следам этого фестиваля о Типпеттах для Jazz.ru, где они и опубликованы.

"Разумеется, большинству жителей Екатеринбурга имя Типпетт ни о чем не говорит, то же можно сказать и о большинстве "любителей" джаза и о музыкантах. По моему глубокому убеждению, творчество этих уже весьма немолодых людей является одной из высших точек развития импровизационного искусства, главным проводником которого в прошлом веке был джаз. Российское джазовое сообщество почти не заметило выступление этих выдающихся людей на одном из фестивалей Сергея Курехина, как в силу своей провинциальности старается не замечать и многие другие явления, уже давно укоренившиеся в общекультурном процессе. Кит Типпетт воплощает собой полный спектр музыкальных возможностей – он пианист, композитор, педагог, бэндлидер, человек, у которого всегда множество идей, соотносящихся с так называемыми современными исполнительскими искусствами. В его истории обязательно упоминают сотрудничество с King Crimson, но это был лишь эпизод, после которого последовало множество работ, которые невозможно однозначно причислить ни к академическому авангарду, ни к свободному джазу, равно как и их место приложения колеблется от концертной импровизации на сцене до музыки театра, кино и т.д. Последние годы Кит уделяет много внимания педагогической деятельности, впрочем, как и его жена, в девичестве Джулия Дрисколл (Julie Driscoll). В середине 60-х она была достаточно известной в Британии поп-дивой, попадала в топы, в том числе с песней Боба Дилана "This Wheel's on Fire" вместе с Brian Auger and the Trinity, работала в ритм-н-блюзовых ансамблях. Встреча с Китом в начале 70-х не только привела к смене фамилии, но и изменила музыкальную ориентацию. Деятельность в актуальном творческом пространстве сразу же изменило стиль жизни, да и ее материальный уровень. Однако последние 30 лет супругам приносят невероятное творческое удовлетворение. Их дуэт – сочетание подготовленного рояля, голоса и множества мелких мелодических и перкуссионных приспособлений является одним из множества проектов, в которых участвуют музыканты. Он же самый стабильный, долговременный.

Выступление дуэта представляло собой ряд пьес, никак не обозначенных, в чем, собственно, никакой необходимости и не было. Оба музыканта проявились как виртуозный профессионалы – Кит, как блестящий пианист, Джулия – вокалистка с невероятным набором средств, приемов, тембров, динамических оттенков. И то и другое абсолютно не акцентировалось. Все эти качества появлялись лишь в меру художественной необходимости в сложных, со сменой настроений, совершенно подготовленных композициях, в которых, тем не менее, не зафиксирован ни один звук. Это был образец истинно импровизационной музыки, достойной нашего времени. Никакой нарочитой "собаки", никакого энергетического давления на слушателя, которое затмевает любые иные человеческие чувства. Два музыканта разворачивали параллельные миры, наполненные и захватывающие настолько, что пропадало желание анализировать, что и как делается. Я что-то не помню, чтобы в описании джазовых или новоджазовых концертов фигурировало слово интеллигентность. Но здесь эта характеристика как раз уместна – в высшей степени интеллигентная музыка, которая в отличие от многочисленной попсы, в том числе джазовой и академической, не считает слушателя убогим, а предпочитает обращаться к самым труднодоступным пластам нашей души. Пожалуй, только ради этого выступления стоило приехать в Екатеринбург издалека."

В конце концов от музыкантов должна оставаться настоящая музыка, и Кит Типпетт, кажется, этого добился.

16.06.2020, Михаил МИТРОПОЛЬСКИЙ (ЗВУКИ РУ)

Keith TIPPETT

Дата рождения:

25 августа 1947