Впервые выступив в Москве в 2005 году (билеты на тот концерт в ГКД я купил, вопреки обыкновению даже не задумавшись, будет ли на него аккредитация или еще какая вписка), маэстро Эннио Морриконе (Ennio Morricone) быстро нашел столичную аудиторию одной из самых благодарных (и, чего уж там, платежеспособных): чаще, чем в Москве, он появлялся с тех пор только у себя на родине. Если учесть, что, например, севернее Мексики он дирижировал за 35 лет ровно дважды (оба раза в Нью-Йорке, один из них - в штаб-квартире ООН), повезло москвичам неслыханно.
Тут, возможно, стоит напомнить, что речь о величайшем композиторе в истории кино - что признают примерно все его коллеги, включая таких именитых, как Ганс Циммер (Hans Zimmer). Режиссер Квентин Тарантино (Quentin Tarantino), принимая от имени Морриконе "Золотой глобус" за оригинальную музыку к "Омерзительной восьмерке", пошел еще дальше, назвав Эннио своим любимым - любимее Шуберта, Моцарта и Бетховена - композитором, и Квентин такой не один. Через месяц итальянец угодил в книгу рекордов "Оскара", в возрасте 87 лет выиграв, наконец, статуэтку в соревновательной категории.
А этим летом, в возрасте 90 лет, Морриконе решил поставить точку в своей гастрольной биографии, отыграв серию шоу под красноречивой вывеской "Финальные концерты". Возможно, в планах маэстро остается прощальный аккорд (выступление у стен Колизея?), но прямо сейчас слава последнего концерта иконы мирового кинематографа принадлежит шоу в итальянской Лукке - у возведенных между 1504 и 1648 годами городских стен. И ваш находившийся в отпуске и по соседству автор неожиданно для самого себя стал одним из нескольких тысяч свидетелей исторического события.
Так называемый Lucca Summer Festival ежегодно проходит в столице одноименной тосканской провинции на протяжении месяца и является серией больших концертов, порой заставляющих оказаться в одном месте каждого пятого жителя города (с поправкой на ветер и туристов). В 2019 году в Лукку поочередно нагрянули Take That, сэр Элтон Джон (Elton John), Elbow с New Order, Эрос Рамаззотти (Eros Ramazzotti), Жанель Моне (Janelle Monáe) и The Good, The Bad and the Queen. Завершится все в ближайший уик-энд концертами Scorpions и Стинга (Sting), но сомнений в том, кто тут за главного, быть не могло.
"Стены Лукки" оказались концертным амфитеатром на зависть Голливуд-боулу - не менее массивным и не в пример более величественными (какой голливудский знак сравнится с запахом вечности?) Иными словами, декорации для последнего концерта маэстро Эннио Морриконе были идеальными, и даже попавшая во все новости европейская жара впечатление не портила. Скорее наоборот - когда римский симфонический оркестр брался за "The Man with the Harmonica" или "The Ecstasy of Gold", именно июньский зной по-своему подменял великие кадры из "Однажды на Диком Западе" и "Хорошего, плохого, злого".
При этом узнаваемая с одной ноты музыка к спагетти-вестернам Серджио Леоне (Sergio Leone) вовсе не составляла костяк сетлиста (а, скажем, исправно исполнявшейся на каждом российском концерте "Chi Mai" из "Профессионала" в нем вовсе не было). Сетлист состоял из ряда тематических блоков - вроде "Исторических эпосов" (туда была определена музыка из "Неприкасаемых" Де Пальмы и "Красной палатки" Калатозова) или "Социального кино" (там нашлось место композициям из "Битвы за Алжир", "Военных потерь" и "Рабочий класс идет в рай" - единственного из пяти сотен фильмов в резюме Морриконе, где он еще и снялся).
"Готовясь к концертам, я брал в расчет, что хочет услышать аудитория, - объясняет Морриконе в роскошно оформленной программе тура. - А также то, что ей, на мой взгляд, стоило бы услышать". И хотя финальное шоу маэстро обошлось без откровенной эзотерики (вроде той, что в свое собрал на замечательном сборнике "Crime and Dissonance" еще один поклонник итальянца Майк Паттон), его выдающийся композиторский диапазон - от спагетти-вестернов Леоне до "Омерзительной восьмерки", от "Двадцатого века" до "Миссии" - оно продемонстрировало на ура (и ух).
В самой концовке - на первый из трех бисов - прозвучала титульная тема из "Нового кинотеатра "Парадизо" Торнаторе, чей последний фильм "Двое во вселенной" является и последней официально обнародованной работой Морриконе. Вслед за этим на сцену по разу вернулись солистки Сюзанна Ригаччи (Susanna Rigacci) и Дулсе Понтеш (Dulce Pontes) - две из двух сотен музыкантов, четыре года деливших сцену с маэстро. Если верить той же программе, за это время они съели 50 тысяч порций пасты и выступили перед 650 тысячами зрителей. Не ручаюсь за всех, но я был счастлив и горд оказаться одним из них.
Дата рождения:
10 ноября 1928
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)