Вакен - небольшой поселок в окрестностях Гамбурга,
окруженный полями,
непосредственно на которых каждый год происходит Wacken Open Air. На мой
вопрос, почему эмблемой
фестиваля стала голова быка, Пиви (Peter Wagner, басист Rage,
отправившийся на мероприятие в качестве гостя) предположил: потому, что на этих
полях в свободное от фестиваля время пасутся коровы :).
Первое, что бросилось в глаза при входе на территорию фестиваля, - количество
народа. За редкими исключениями, присутствующие своим видом выражали
причастность к realy rock & heavy metal. Как будто вокруг - город средних
размеров, населенный одними лишь металлистами, или, как здесь говорят,
металхедами, жители которого вышли на улицу, чтобы встретить свой главный
праздник. И это - только на т. н. Festival Site, т. е. зрительском поле перед
сценами, которых целых четыре. Две главных, находящихся рядом - "True Metal
Stage" и "Black Metal Stage", на которых поочередно выступали
хедлайнеры и
близкие к ним по уровню группы, соответственно, на одной - представители heavy,
power-, speed-metal и т. п., на другой - приверженцы более экстремальных форм,
от trash- до death- и black-metal. Это позволяло не тратить время на саундчек:
выступления следовали друг за другом без перерывов.
Поклонники каждой следующей
команды имели возможность заблаговременно занять место перед сценой. Хотя
достаточно много было и тех, кто интересовался происходящим и на True, и на
Black Metal сцене. Этим любителям пришлось побегать!
Одновременно действие происходило и на двух других сценах, размером поменьше -
Party Stage, где выступали группы средней известности самых разных направлений,
и W.E.T. Stage под тентом, предназначенной, в основном, для тех, чьи имена были
открыты за последние 1-2 года. И всё это - в течение двух дней с 10 часов утра
до 3 ночи!
Помимо сцен, на Festival Site, да и за его пределами, более чем достаточно торговых точек с пивом и "Jack Daniels", разнообразными закусками и всевозможной heavy-metal-атрибутикой - от косух до разнообразного пирсинга. Пиво разливалось в многоразовые пластиковые стаканы с символикой фестиваля, за которые берут 1 евро в залог, решая тем самым проблему уборки мусора.
Metal-Market - что-то вроде нашей Горбушки. Здесь можно было найти даже такую редкость (уже не только для Германии), как виниловый диск Арии "Кровь За Кровь", а также все вышедшие пластинки Круиза, Августа и Чёрного Кофе (продавец - из Берлина, большой любитель и ценитель русского heavy metal, и даже собирался на последний концерт Арии в Москве). Под тентом Метал-Маркета помещалась еще одна сцена (уфф!), где в течение дня проходили мастер-классы, Виктора Смольского, Майка Терраны, Алекса Байродта и других виртуозных инструменталистов. Каждый желающий имел возможность увидеть в ближайшем рассмотрении, как играется, например, основной рифф из "Paint The Devil On The Wall", или барабанное соло из "Unity", а после - взять автограф и сфотографироваться.
Отведенное под кэмпинги поле простиралось чуть ли не до горизонта. В начале
второго дня пресс-служба фестиваля сообщила, что в этот раз, впервые за всё
время существования W:O:A, были распроданы до последнего все билеты,
поступившие в предварительную продажу, и почти закончились билеты в кассе на
входе (хотя "лишнего билета" у входа никто не спрашивал). Рок-фанаты слетелись
на фестиваль со всей Европы (из многих стран были специально организованы
прямые автобусные рейсы до Вакена), а также из обеих Америк, Азии и даже Австралии.
Всего в фестивале приняли участие 89 команд (с полным их списком можно
ознакомиться на официальном сайте фестиваля www.wacken.com), поэтому описать
выступление каждой из них представляется вряд ли выполнимой задачей. К
сожалению в этом году, по сравнению с предыдущим, число хедлайнеров оставляло
желать лучшего.
1 августа
Из выступающих в день первый внимания заслуживали лишь Doro
Pesh и Blaze Baily. Индустриальные изыскания первой более не
вступают в явное противоречие с ее классически хард-роковым прошлым. А второй,
похоже, окончательно избавился от статуса "неудавшегося вокалиста Iron
Maiden": сольное творчество Блэйза, ориентированное на совремнный экстрим,
не вызывает решительно никаких ассоциаций даже с его ранними работами периода Wolfsbane.
Обоих, если кто не помнит, предстояло увидеть в Москве на Long Live Rock'N'Roll. Видимо, после отмены сей акции у московской публики еще остаются шансы на то, чтобы увидеть этих выдающихся рок-вокалистов во время их сольных гастрольных выступлений.
2 августа
Во второй день из тех, кого можно было бы с определенной долей уверенности к
ним отнести, на "Сцене Настоящего Металла" можно было лицезреть Angra -
сверхскоростной пауэр из Бразилии. Чье выступление удостоилось внимания Пиви,
спросившего, как называется эта группа, когда мы проходили мимо сцены, и,
услышав название, удовлетворённо признавшего: "Так я и думал!"
Напугавшая многих в прошлом году смена состава пошла группе только на пользу. А
в репертуар входит нынче даже знаменитая песня Кэт Буш "про ангелов"!
Позже, в более подходящее для хедлайнеров время, выступили американцы Savatage и немецкие трэшеры Destruction. За первых, так и не сумевших дать должную раскрутку своим чертовски интересным непростым песням, да еще к тому же поменявших в составе всех и вся, жутко обидно. Джон Олива и Эл Питрелли отлично работают в студии, но на концертах их вечно кто-нибудь заменяет. А ведь если бы не все эти пертурбации (включая смерть гитариста Криса Олива, от которой группа не может оправиться до сих пор) - даже общее положение дел в стане тяжелого рока под влиянием Savatage могло бы принять совершенно иные очертания. Увы, одной лишь музыки, пускай самой гениальной, для таких изменений не всегда достаточно.
В самый разгар этого праздника жизни, на котором ни один металхед не чувствовал себя чужим, сцену почти на два часа окупировал Брюс Дикинсон (Iron Maiden). Помимо исполнения номеров со всех своих сольных альбомов - от "Tattoed Millionaire" до "The Chemical Wedding" - "человек-сирена" порадовал публику и кое-чем из классики. Как сказал бы Кирилл Немоляев (чьи "Комические Куплеты" с кавером на "The Trooper" были подарены Брюсу после выступления), "песнями из репертуара ВИА Железная Девица. Например, "Bring Your Daughter To The Slaughter". Как и в "Мэйденах", Bruce Dee, как его окрестили фэны, здесь выкладывается на все 150 процентов, и за время выступления неоднократно пытается раскачать и расху&чить к железной матери если не всю конструкцию сцены, то хотя бы барабанную установку с сидящим за ней Робином Гаем.
Затем на "Черной Сцене" появились финские мелодик-блэкеры Children Of Bodom. Последнее время комплиментами в адрес действительно нешаблонно мыслящего гитариста группы Алекси Лайхэ сорит даже наш родной "Ровесник". Правда, называет при этом музыку группы "чёрным арт-роком". Что ж, похоже на правду. На "Party Stage" тем временем можно было увидеть команды совсем не party-йного масштаба - замогильно-готических My Dying Bride и Candlemass.
Наконец, после фольклорных ужастиков от In Extremo завершили первый день "восставшие из праха" через 16 лет Warlord (говорят, Manowar даже песню по этому поводу написали - Return Of The Warlord :)). Чьи на редкость жизнеутверждающие и выразительные боевые гимны стали той самой "оптимистической нотой, на которой хотелось бы закончить...", вселяя уверенность в том, что жизнь, Heavy Metal и Wacken Open Air продолжаются, что завтра всех нас ждёт ещё один день этого праздника и что "всё у нас получится".
3 августа
Разбудили фестивальный табор Blind Guardian, на
правах главного блюда
фестиваля устроившие спозаранку полноценный саундчек.
Пока "центральная площадь города" ещё не заполнилась народом, её
предусмотрительно застелили толстым слоем специально подготовленной для этого
соломы, иначе в некоторых местах можно было бы по колено завязнуть в грязи.
Впрочем, грязи можно было не бояться, т. к. душевых (и, кстати, туалетных, не в
пример нашим "Нашествиям" с "Крыльями") кабин вполне хватало на всех желающих.
Не имеющие полотенца могут приобрести два их вида, в зависимости от степени
загрязнения: белое и schwarz - чёрное, с символикой фестиваля и девизом
Dirt'N'Loud! Кроме обычного душа, можно воспользоваться чудом техники под
названием Prince Body Wash, гибридом сауны и автомойки. Достаточно лишь встать
на движущийся конвейер, и за несколько секунд посетитель будет намылен, вымыт и
высушен автоматически.
В ожидании хедлайнеров публика продолжала опустошать мерчендайзинги, приобретая
как можно больше всего на память о "святой земле Вакена". В столь же
конвейерном, как и помывка в бане, темпе, шли автограф-сессии и
пресс-конференции с участниками концерта.
Постепенно народ подтягивлся к сценам. На "True Metal Stage" - юная надежда шведско-германского пауэра Edguy устроила навороченный спектакль с декорациями и кучей пиротехники. Весьма перспективное направление! Тем более, что в активе у вокалистаклавишника Тоби Саммета и гитариста Йенса Людвига уже имеется рок-опера "Avantasia", в записи которой помимо них принимала участие суперсборная немецких (и не только) рок-музыкантов.
После Edguy на соседней, "черной", сцене, "ответ солнцу" изобразили заслуженные деятели death-metal, герои анекдотов и ночных пионерлагерных историй Cannibal Corpse. Хе-хе, клево!
Совершенно неожиданное (невзирая на пресс-релизы) после всего этого загробного оттяга, прогремело вступление к "Nightfall In The Middle Earth", под которое из клубов дыма появились, конечно же, не эльфы и не гномы, но сами Blind Guardian. Это было единственное open-air-show королей "фэнтези-метал" в северной Европе за 2002 год. Наверное, поэтому только во время их выступления, длящегося не менее двух часов, зрительского поля едва хватало, чтобы вместить всех желающих. Как и на недавнем московском концерте, сет-лист включал лучшие композиции со всех альбомов, и точно так же "The Bard's Song", "In The Forest" и "Mordred's Song" исполнялись публикой почти без участия Ханси Кюрша. Не обошлось и без и акустического соло Маркуса Сепена. К середине отделения страсти в партере накалились настолько, что находящимся в боевой готовности пожарным была дана команда охлаждать их струей воды. Несмотря на это, поток желающих проплыть по морю рук к сцене (где их встречала служба безопасности, чтобы вполне корректно, в отличие от отечественной практики, помочь вернуться обратно) не прекращался до окончания выступления, сопровождаемого грандиозным фейерверком.
После короткой передышки оставшимся в живых хэдбэнгерам предоставилась возможность устроить "танец волос" вместе с ветеранами немецкого трэша Kreator. Затем между главными сценами вспыхнула начертанная на стене пламенем эмблема W:O:A, и действо плавно подошло к своему логическому завершению. Закрывали фестиваль еще два немецких ветерана жанра. На "True Metal Stage" оторался-отстрелялся камуфлированный тролль UDO, а на "Black Metal Stage" - бывший трэшер, а ныне законодатель пивного шансона Onkel Tom.
И всё-таки, несмотря на звучащую повсюду песню "We ain't gonna take it anymore"
(похоже, исполнение её по окончании подобных фестивалей в Европе уже стало
традицией), было жаль, что всё закончилось... Казалось, что эти три дня
пролетели как одно мгновение, хотелось большего.
Интересно, достаточно ли было
бы недели? Может быть... "Металлического караоке", как в предыдущую ночь, уже
нет. Вместо этого под большим тентом, где днем было кафе, несколько особо
жаждущих "продолжения банкета" metal warriors сдвинули из столиков сцену и
устраили на ней что-то вроде вечера творчества Iron Maiden.
Утром десятки тысяч паломников в косухах покидали "святую землю Вакена". До 31
июля следующего года - на этот день назначено открытие W:O:A 2003. И, кстати,
своё согласие участвовать уже подтвердили больше года пребывавшие в спячке
финские Stratovarius...
1943 – Родился кантри-певец и композитор Рэнди Ньюман. Его песни исполняли и исполняют Лайза Миннелли, Рэй Чарльз, Рик Нельсон, Эрик Бердон и другие звезды, а его саундтреки сопровождают все фильмы студии Pixar »»
Berry GORDY JR. (1929)
Clarence FOUNTAIN (1929)
Gato BARBIERI (1934)
Randy NEWMAN (1943)
Paul SHAFFER (1949)
David CASTLE (1952)
Duncan TOWNSEND (1981)