13 мая в Москве впервые даст концерт Джорджио Мородер – человек, сделавший для танцевальной музыки больше, чем все ди-джеи вместе взятые. Продюсер, сонграйтер, электронный визионер и автор промышленного количества хитов, гремевших в поп-чартах и в андерграундных клубах. 79-летний Мородер едет в первый и, наверное, последний концертный тур в жизни. Это своего рода бенефис – с собой Джорджио везет большую группу и исполняет этакий "greatest hits", лучшее из всего того, к чему он в том или ином качестве приложил руку.
Если коротко суммировать вклад Мородера в мировую музыку, то обязательно нужно вспомнить два классических альбома "From Here To Eternity" (1977) и "E=MC²" (1979), которые не только заложили канон электронного диско, но и стали (и остаются поныне) источником вдохновения для нескольких поколений музыкантов. Итало-диско, хаус, электроклэш, да, наверное, и EDM – всё это было бы невозможно без него. На его счету полтора десятка саундтреков и три "Оскара" (за музыку к "Полночному экспрессу", "Flashdance" и песню "Take My Breath Away" для фильма "Top Gun"). Мородер – автор трех (это рекорд) официальных гимнов олимпиад (Лос-Анджелес 1984, Сеул 1988 и в соавторстве Пекин 2008) и одного гимна чемпионата мира по футболу (Италия 1990). Но, пожалуй, первой строчкой в его биографии будет значиться слово "продюсер".
В качестве продюсера и автора песен для других исполнителей Мородер начал работать еще в середине шестидесятых, но по-настоящему его звезда взошла в середине семидесятых, благодаря работе с Донной Саммер (Donna Summer). В 1975-м они записали 17-минутную "Love To Love You Baby", ставшую хитом не "благодаря", а "вопреки", и изменившую правила игры в этом бизнесе. Спустя два года последовала легендарная "I Feel Love" – возможно, лучший танцевальный трек в истории музыки. Позже среди его клиентов были десятки тогдашних звезд от поп-див до рокеров: Sparks, Japan, Blondie, Йон Андерсон (Jon Anderson), Дэвид Боуи (David Bowie), Джанет Джексон (Janet Jackson) и Фредди Меркьюри (Freddie Mercury).
Джорджио стал первым продюсером, приносившим с собой чётко узнаваемый синтезаторный звук. Если одни продюсеры довольствовались скромной ролью за пультом и влияли в основном на технические детали записи, то Мородер полностью управлял процессом – любой, попавший к нему, по сути, лишался собственного звучания в пользу синтезаторного звука Джорджио, И если для поп-див это было делом обычным, то с рок и нью-вейв коллективами, чьим лицом всегда были не только голос и сонграйтинг, но и звук, такое практиковалось впервые. То, что потом взяли на вооружение все от фабрики хитов Стока, Эйткена и Уотермана до Дипло (Diplo) и Макса Мартина (Max Martin), придумал именно Мородер.
Удивительно то, что статус легенды пришел к Мородеру уже в новом веке, когда Джорджио, по сути, удалился на покой, лишь изредка напоминая о себе по специальным поводам вроде Олимпийских игр. В период его наибольшей активности (т.е. где-то с середины семидесятых по конец восьмидесятых) Мородер был коммерчески успешен, но крайне нелюбим критиками, а в то время это значило куда больше, чем сейчас. Серьезной, достойной уважения музыкой тогда считался рок, а пришествие "усатого итальяшки с синтезаторами" (особенно когда тот работал с рок-группами в качестве продюсера) вызывало у тогдашних критиков бурю негатива и побуждало к пылким материалам в духе "мир катится к закату, была музыка живая, а теперь стала мёртвая". Отголоски этого отношения можно увидеть даже в фильме "Богемская рапсодия", когда участники Queen в презрительном тоне обсуждают что "Фредди поехал в Мюнхен писать что-то модное" – как известно, поехал-то он именно к Мородеру.
Примерно с первой половины девяностых Джорджио жил в стороне от софитов, собирая гонорары и премии, но кажется, даже не подозревая о том, что постепенно становится легендой и кумиром молодежи. В начале 2010-х почётный пенсионер, внезапно засветившийся на новой пластинке Daft Punk, завёл себе Facebook и Soundcloud и с удивлением встретился с лавиной народной любви. Поначалу Джорджио вообще вел себя в соцсетях крайне трогательно – отвечал чуть ли не каждому комментатору, а когда в бесплатном эккаунте в Soundcloud закончилось место, Мородер, недолго думая, завел второй и продолжил выкладывать треки уже туда. Публика была в полном восторге – в кои-то веки представительство звезды в соцсетях вел не SMM-менеджер, а сама звезда, к тому же, не пытаясь при этом "продать побольше" – уж в чем, а в этом у Мородера точно не было потребности.
Мало-помалу к мэтру потянулись промоутеры и медиа – Мородер попал в обойму RBMA, начал выступать с диджей-сетами и даже выпустил новый альбом, не добавивший слишком много в его творческий багаж, но утвердивший его в качестве действующей единицы. Попутно Джорджио допустил целую серию "старперских ошибок": заигрывал с модным звуком, опоздав примерно на 10 лет, наговорил на сорок бочек арестантов, признавшись в любви к EDM и назвав Рианну (Rihanna) новой Донной Саммер.
Но Мородер не был бы Мородером, если бы не умел делать выводы. Собираясь в тур, Джоржио учел два главных фактора: во-первых, не стоит пытаться переиграть молодежь на её поле, лучше оставить EDM тем, кому еще нет тридцати, а самому сконцентрироваться на любимом диско и не стесняться играть старый материал. Во-вторых, выше всего сегодня ценится перформанс, живое исполнение. Поэтому никаких "лаптоп-шоу", только живая группа. Этот тур можно сравнить с гастролями Kraftwerk – неважно, что новый материал (в данном случае – по-настоящему сильный новый материал) был очень давно. Для нас это возможность посмотреть, как исполняются живьем треки, каждый звук которых записан у нас где-то в подкорке. Для Мородера – возможность получить наконец ту любовь, которой ему не досталось в восьмидесятые. Ясно, что в этот тур он едет именно за любовью – денег у него хватает и так.
Москва, Crocus City Hall
13 мая, 20:00
Дата рождения:
26 апреля 1940
Sam PHILLIPS (1923)
Maynard SOLOMON (1930)
Johnny ADAMS (1932)
Arthur WHETSOL (1940)
Louis STEWART (1944)
Chris STEIN (1950)
Scott ALARIK (1951)
Martin ALLCOCK (1957)
Iris DEMENT (1961)
Phil THORNALLEY (1964)