Уже по количеству зонтов из прозрачного пластика (вещи настолько обыденно-бытовой в Японии, что их даже воровать считается западло) на входе в клуб WWW можно предсказать, что в самом заведении сегодня будет биток, а свободные шкафчики для вещей уже закончились. Внутри роится пестрый интернационал - случайный встречный может оказаться родом из любой точки планеты (причем живет наверняка в другой точке) - и на этом фоне бледнеет даже разнообразия лайнапа, собранного по всей Юго-Восточной Азии и с американского Западного побережья. Региональный бастион хип-хопа 88rising, местный аналог “Газгольдера” (то есть не только лейбл, но и продакшн-компания со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе), презентует свою собственную документалку “Asia Rising”, и событие это явно не рядовое: WWW не самая крупная площадка токийского района Сибуя, но уж всяко больше крошечных заведений на 20-40 человек, составляющих основу местной концертной жизни.
Шоукейс начинается с позитивного токийского рэп-трио Cirrrcle (как если бы Братья Улыбайте перебрались на Западное побережье и решили делать тексты попроще) и завершается эмоциональным выступлением August 08. Плотного телосложения калифорнийский бро с вечно разбитым сердцем, некогда бросивший работу в почтовом отделении ради хип-хопа, посвящает отдельный номер застреленному прямо на улице коллеге Нипси Хаслу: презентация презентацией, а принципы международного рэп-товарищества чтить надо.
Этот разброс - и языковое смешение (хотя большинство участников предпочитает читку на очень простом английском, который будет понятен аудитории) - уже дает представление и об амбициях 88rising, и о том, что из себя представляет паназиатская хип-хоп-сцена, которая вопреки естественным барьерам все плотнее срастается со сценой Западного берега.
Шоукейс 88rising - лишь один из пунктов двухнедельной программы токийского Red Bull Music Festival, миссия которого как раз и заключается в том, чтобы отлавливать такие феномены и представлять их в подходящем антураже.
Музыкальные форумы свелись к нескольким устойчивым форматам. Есть многочасовые марафоны от Коачеллы до Примаверы, шведские столы с десятками имен в лайнапе, предлагающие посетителям съесть столько, сколько они смогут. Есть кураторские фестивали-бутики, с программой поменьше и ориентированные на более специфические вкусы (заложивший основу этой модели ATP канул в небытие, но сама идея продолжает жить в междусобойчиках вроде Le Guess Who? и Meltdown). Наконец есть большие шоукейсы, те, к которым обычно идет приписка “Music Week”, заточенные скорее под промоутеров, букеров и журналистов ярмарки новых имен.
У каждого формата свои преимущества и недостатки - и, соответственно, своя аудитория, делающая выбор между обжорством, наполняющим человека музыкальными впечатлениями на месяцы вперед, и точечным потреблением, коммунальным переживанием на отдельном взятом поле, здесь и сейчас, и рейдами по концертным площадкам, городским квестом для меломана.
Red Bull Music Festival - это и фестиваль, и бутик, и шоукейс, и нечто, непохожее ни на один из устаканившихся форматов. Приоритет составители программы отдают не столько артистам, сколько сценам и явлениям (операторами которых все равно в конечном счете оказываются артисты). Не столько лайнапу имен, который должен поразить изобилием или оригинальностью, сколько лайнапу идей и событий. Один день - одно событие, причем каждый раз на новой площадке. Площадкой же может оказаться и клуб в центре гудящего улья шоппинга и ночной жизни, и галерейное пространство, и концертный зал в роскошном отеле, и секретная локация, чьи точные координаты объявляются в последний момент. Цель RBMF, кажется, показать, какой вообще может быть культурная жизнь отдельно взятого города.
Токийский филиал в этом смысле выделяется особо. Он принципиально ориентирован на местных артистов (и даже подробные описания концертов идут на японском без перевода на английский - впрочем, онлайн-переводчики чаще всего справляются со своей задачей). Нынешний двухнедельный форум открывает зрелищное аудиовизуальнохореографическое шоу Севдализы, голландки с иранскими корнями, в равной степени опирающейся на угловатый пост-r’n’b и совсем уже олдскульным трип-хоп (упор на женскую исповедь заставляет вспомнить и о Portishead, и о Бьорк конца 90-х, а местами и о Скин из Skunk Anansie) - но это скорее исключение. Приоритет отдан японской сцене, и она представлена во всем своем многоцветии. На следующий день после хип-хоповой гулянки 88rising в театре на минус втором этаже бизнес-отеля - он находится в каких-то пятнадцати минутах от клуба WWW, но по ощущениям удален от него на многие световые годы - концерт дает Yoshimi P-We из легендарной авант-роковой банды Boredoms (та самая Йошими, что вдохновила The Flaming Lips на психоделическую битву с розовыми роботами), и это представление уже совсем иного покроя: джазовая импровизация, в которой рулевая квартета будто передразнивает собственных музыкантов. А на следующий день - новый бросок, теперь уже в клуб Contact, где гендерфлюидную вечеринку устраивает объединение fancyHIM, а как будто бы случайно зашедшая на огонек квир-гостья оказывается не кем иным как Hungry, передовой королевой дрэга, вдохновляющей Бьорк.
Чтобы ловить все эти вспышки впечатлений, приходится не только перестраиваться на время местного часового пояса и держать себя в тонусе (а еще напоминать себе, что это Япония и зонт на входе не сопрут - разве что прихватят по ошибке, оставив взамен свой), но подход RBMF (одно мероприятие - один день) и избавляет от изматывающей фестивальной беготни от сцены к сцене, и оставляет время, чтобы переварить вчерашние впечатления. А главное - дает соблазнительную идею, от которой потом сложно отказаться: “праздник каждый день” - не утопическая идея, чтобы устраивать его, достаточно зарядить энтузиазмом местных подвижников.
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)