Компания FiiO – сравнительно молодой игрок на аудио-рынке. Основана она чуть более 10 лет назад, производит в первую очередь портативную аудиотехнику (плееры, ЦАПы, усилители и наушники) и одну из своих миссий формулирует как "формирование доброй репутации товаров, сделанных в Китае". С их ли помощью или без неё, но за последние 10 лет репутация и вправду улучшилась. Сегодня снобизм по отношению к китайской технике напоминает подобное отношение к японцам в семидесятые – дескать, что могут эти азиаты, вот то ли дело Grundig и Telefunken.
Предмет нашего обзора – портативный плеер m7 FiiO M7 серебристая коробочка размером с небольшой смартфон. Выглядит гаджет минималистично, если не сказать – утилитарно. Серебристый корпус, на передней панели – сенсорный экран размером 3.2 дюйма, а все элементы управления вынесены на боковые грани (при толщине примерно в сантиметр это особенно удобно). Сверху – кнопка включения и разъем для наушников, справа – слот для Micro SD карты, снизу – разъем USB и, наконец, слева – главный интерфейсный элемент, навигационная панель плеера.
Внутренности у этой "волшебной коробки" очень напоминают современный смартфон: внутри у M7 процессор Samsung Exynos 7270, 768 МБ оперативной памяти и 2ГБ постоянной (для аудиоплеера не слишком впечатляет, но тут на помощь приходит расширение в виде SD карты, объем которой может достигать полтерабайта). Работает устройство на ОС Android 7, а звук во внешний мир может передавать не только через аналоговый выход (который может работать в режиме линейного или выхода для наушников), но и через Bluetooth (версия 4.2 с поддержкой aptX/aptX HD/LDAC для подключения устройств с поддержкой high resolution audio) и USB Type C, при помощи которого плеер подключается к усилителю или док-станции).
Сходство со смартфоном рождает главный вопрос этого обзора – если функции плеера и так неплохо выполняет телефон, стоит ли ради прослушивания музыки тратиться на отдельный гаджет? Ответ на него – да, и ниже мы приведем несколько аргументов в его пользу.
Преимуществ видится сразу несколько, начнем с мелочей. Первое – удобство и эргономика, в частности, вынесенные на левую панель навигационные кнопки (пролистывание/перемотка треков, и кнопка паузы-воспроизведения), а также колесо регулировки громкости, которое в плане удобства в разы превосходит привычное для смартфонов управление кнопками. Возможно, колесо на правой панели под большим пальцем было бы еще удобнее, но это не более чем предположение. Здесь, к тому же, исправлена еще одна "хроническая болячка" смартфонов: недостаточное количество шагов в ступенчатой шкале регулировки (когда, к примеру, 11 уже чересчур громко, а 10 – слегка тиховато). В M7 за счет значительного уменьшения шага наконец добились плавной и точной регулировки. Всё вместе позволяет управлять плеером, не вынимая его из кармана и не пользуясь без надобности сенсорным экраном.
Второе – автономность. В режиме воспроизведения M7 работает почти сутки (до 20 часов), а в режиме ожидания так и вовсе больше месяца (заявлено 40 дней). Среди достоинств стоит упомянуть и FM-радио, которое сегодня есть далеко не в каждом смартфоне (и снова удачная программная поддержка – количество пресетов не ограничено, есть настройка региона и т.д).
Но разумеется, всё это мелочи на фоне главного и определяющего достоинства, звука. Сердце FiiO M7 – аудиофильский ЦАП ESS Sabre ES9018Q2C. Плеер поддерживает hi-res форматы вплоть до 192 кГц / 24 бит, однако даже привычные lossy-форматы вроде mp3 / 320 устройство воспроизводит великолепно. В качестве основного источника будем использовать портативные наушники ckr70Audio-Technica CKR70, о которых мы недавно писали, но сразу оговоримся что и с "домашними" Audio-Technica ATH-A700 машинка показывает очень впечатляющие результаты.
В качестве "обычного смартфона" для сравнения будем использовать Huwaei P9. Процесс переноса музыки с одного устройства на другое в данном случае прост как никогда, нужно просто переставить SD-карту. В качестве тестовых примеров будем использовать новейший сборник Queen "Bohemian Rhapsody", Madonna "Ray Of Light", John Coltrane "Both Directions At Once", техно-альбом Donato Dozzy "Filo Loves The Acid" и "Damn" Кендрика Ламара (Kendrick Lamar).
Разница с телефоном слышна сразу и на всех записях. На M7 бас читается более чётко и совершенно не гудит (особенно это чувствуется на техно и хип-хопе), высокие частоты звучат аккуратно, естественно и без грязи. В целом, АЧХ кажется более ровной, а общая звуковая картина – более чёткой и естественной. Особенно эффектно звучит Колтрейн, на записях которого появляется "визуализация" (закрыв глаза, можно чётко представить себе, где находится какой инструмент) и проявляются дальние планы. Впечатляюще звучат и Queen, при воспроизведении которых прибавляется не только чёткости, но и мощи, объема и масштаба. На записях Мадонны ожидаемо хорошо звучит вокал. Срабатывает даже смертельный номер – "Both Directions At Once" пробуем слушать сначала в MP3/320, затем в формате FLAC 24bit / 96 kHz, и обнаруживаем разницу. В hi-res формате чётче звучат тарелки, верхний спектр саксофона и, как ни странно, попавшие в некоторые дубли тихие комментарии звукоинженера в паузах. Еще одна особенность M7 – полное отсутствие шума и наводок, которыми порой грешат звуковые подсистемы в смартфонах.
Короче говоря, впечатления плеер оставляет самые хорошие, а критических замечаний заслуживает разве что прошивка (в ходе экспериментов операционную систему однажды удалось "повесить", размер шрифта очевидно мелковат, да и некоторым интерфейсным решениям не хватает интуитивной понятности, например, совершенно неочевиден механизм попадания в основное меню из режима воспроизведения). Сенсорный экран тоже кажется узким, а точнее хрупким местом (собираясь бегать с этим плеером, позаботьтесь о том, чтобы он был надежно закреплен), но всё это по большому счету мелочи. Главную свою функцию, звук, FiiO M7 отрабатывает на все сто.
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)