В начале октября довелось внезапно вспомнить молодость и посетить в разных точках Европы четыре очень неплохих концерта за несколько дней. Изначально всё начиналось с желания съездить на выходные к друзьям в Берлин и посетить концерт Василиса Карраса (Vassilis Karras), греческого Кобзона, но очень обаятельного. Когда я попал на его выступление в Греции, оно началось в три часа ночи, поэтому происходившее я помню смутно: разве что то, что Карраса и музыкантов постоянно закидывали лепестками роз, а музыка мне понравилась. Стоило повторить.
Потом в голову пришла мысль посетить концерт Low в Цюрихе; там и совместное выступление Nits с голландским балетом Scarpino нарисовалось, а на десерт оказалось, что авиадискаунтеры Ryanair и Wizzair позволяют смотаться в Бухарест, где я раньше не был, на концерт Son Lux.
Ближе к делу Василис Каррас внезапно самоустранился из Берлина, но быстро нашлась замена – концерт группы Beach House, который в итоге и позволил сделать такое заглавие к тексту.
Beach House
Надо сказать, что я мало что слышал о Beach House, кроме хороших рекомендаций. Всё, что мне удалось – несколько раз прогнать по кругу новый альбом «7», в котором 2-3 композиции зашли очень хорошо (прежде всего L’Inconnue) – но не более того. От чрезмерного прослушивания меня останавливало то, что на концерт в Берлине уже давно не было билетов. Оставил заявку на Ticketswap – и все шесть билетов, которые появлялись, уходили существенно быстрее, чем я мог среагировать: циничный портал показывал, что жаждущих урвать лишний билетик более 60.
Поэтому я ехал к месту проведения концерта – клубу Neue Welt – без особой надежды, а когда я увидел пару человек, спрашивающих про лишние билеты в толпе, то предположил, что на концерт я точно не попаду. Тем не менее я зашёл в клуб, дошёл до кассы, спросил, нет ли случайно лишнего билетика; на что мне сказали – конечно, есть! Плати 35 евро и заходи! Такие вот немецкие порядки.
Разогревали выступление Beach House ребята из проекта Sound of Ceres. Они пытались объединить космические звуки со световыми эффектами и лазерными инсталляциями (насколько возможно, конечно, учитывая условия); но как-то не зашли совершенно. Похоже было на уровень ДК небольшого российского городка, хотя в целом отзывы о группе тоже скорее неплохие.
А вот Beach House приятно поразили. Я бы даже сказал, почти рекордно – для группы, у которой, я не слышал почти него (а я тот еще тугодум). Мне потом захотелось срочно переслушать минимум половину сет-листа. Не знаю, много ли из читателей следит за творчеством ребят и знают хиты вроде Lazuli, поэтому расскажу в двух словах.
Beach House – дуэт из американского штата Мэриленд, состоящий из урожденной француженки Виктории Легран (Victoria Legrand) и балтиморца Алекса Скэлли (Alex Scally). Им так активно помогал барабанщик Джеймс Бароун (James Barone), что я решил, что их тоже можно считать трио.
Виктория никогда не выходит из-за своего синтезатора, поэтому я до конца концерта так её толком и не увидел. При этом она определяет звук группы, а голос её подозрительно напоминает легендарную Нико (Nico) из Velvet Underground и не только. Источники определяют стиль группы как дрим-поп, но я, видимо, как-то раньше не так понимал это словосочетание - Beach House играют умную и необычную инди-музыку (хотя инди-музыка – тоже тот еще штамп).
Для группы, которую я практически не знал, ощущение магии после концерта было более чем явным; и, судя по реакции, практически у всей аудитории. Очень круто. Более того, песни с нового альбома явно должны занять важное место и в сет-листах будущих концертов: диск «7» безусловно удался. Авось и до России когда-нибудь доедут.
Nits
Так сложилось, что я неоднократно писал на Звуках про голландскую группу Nits и даже организовывал их концерт в Москве в 2013 году. Этим летом мы с дочкой съездили в Лион на их выступление на фестивале Nuits de Forviere в римском амфитеатре, и там группа посоветовала попробовать выбраться на одно из осенних выступлений с популярным голландским балетом Scarpino. Необычно, дескать.
Дочка не смогла, ибо училась, а у меня был отпуск и я смог. Впервые оказавшись в Роттердаме, осмотрел его футуристические достопримечательности и отправился в крупный театр Luxor Theater, располагавшийся в эффектном месте прямо у реки. Билета у меня тоже не было, но и в этот раз обошлось – в кассах появился один билет, а пока я копался в кошельке, менеджер группы успел сказать, что они нашли бесплатную проходку (спасибо!).
Я не очень разбираюсь в танцах, но практически любое мощно сделанное искусство имеет свойство оказывать на зрителя определённое воздействие. В этот раз больше всего завораживали моменты, когда все танцоры рассредотачиваются по сцене, делают что-то своё, потом быстро меняются, при этом никто не путается - и всё это в высочайшем темпе. Вообще не понимаю, как такое можно отрепетировать. Впрочем, на всё представление такой муравьиной динамики не хватает, и номера разбавляются относительно стандартными около-цирковыми номерами в духе Cirques De Soleil, но всё равно хорошо.
Nits же были как обычно прекрасны. В этот раз у них не было обязательств играть новые песни: выбиралось то, что лучше всего подходит для балета (но при этом всё-таки известно публике). Был забавный момент: я давно считаю, что самая "по гамбургскому счёту" танцевальная песня у Nits - это Around The Fish, натянутая как струна. Даже предлагал своему знакомому хореографу в Москве какой-то контемп на неё поставить, но руки не дошли. И вот во время выступления в Роттердаме я гадал - одному мне так кажется или нет. Когда раздались знакомые шуршащие звуки, я от радости чуть сам в пляс не пустился. После концерта спросил у группы - а они такие: "Ну конечно, а как же?".
Группа периодически вовлекалась собственно в шоу: мощнейшая версия Oom-Pah-Pah была спета дуэтом: Хенк Хофстеде (Henk Hofstede) торчал из люка на арене, а вместо него на сцене вторую вокальную партию исполняла юная бритая наголо танцовщица. Вышло очень круто. К сожалению, есть некоторая проблема в том, что на таких шоу не приветствуется съемка. Это не совсем концерт, а больше театр; а в театре ты с телефоном наперевес обычно не стоишь. Но вот есть в принципе неплохая любительская запись Nescio:
Поскольку это был первый концерт нового сезона в Роттердаме, после шоу на сцену вышел что-то сказать какой-то местный чиновник типа мэра. А один из актёров по концепции шоу остался за столом и пил там вино, корчил рожи, и этим обессмысливал выступление условного мэра, так что зрители хохотали, а мэр был не очень доволен. Мэр говорил какие-то официальные штуки, и я подумал, что чиновники всё же везде плюс-минус одинаковы. Контроль только над ними разный.
Son Lux
Для попадания на концерт Son Lux пришлось из «старой» части Европы сделать радиальную вылазку в Бухарест - к счастью, авиадискаунтеры позволили провернуть это за небольшие деньги. В Румынии я раньше не был, поэтому первый день гулял по столице. На концерты не ходил, но послушал на улице мужичка по имени Бенедикт Попеску, который не без элегантности играл на какой-то разновидности терменвокса.
Son Lux сделали штуку, ранее мной невиданную. Точнее, виданую, но на новогодних ёлках и шоу Cirque De Soleil: сыграли два концерта подряд, в 19 и в 22 часа. Билетов у меня не было ни на один (клуб небольшой), но я списался с администрацией Club Control и меня аккредитовали как прессу, за что ребятам большое спасибо.
Хотелось по совокупности причин попасть на первое по времени выступление, но организаторы определили меня на второе, но и это гораздо лучше, чем ничего. Разогревал хедлайнеров ганец по имени SK Kakraba, игравший на необычном ксилофоне под названием gyils, состоявшим, как и положено ксилофону, из деревянных пластин, под которыми лежали разнообразные пустые тыквы.
Во время выступления шутили, что вот, дескать, идут Son Lux по какому-то городу, смотрят, африканец бодро на чём-то непонятном издаёт странные звуки, и они такие: «А давай его с собой позовём, пусть до концерта поиграет?!». На самом деле, вряд ли было именно так - SK Kakraba музыкант достаточно известный, карьера его длится более 20 лет и выступил он очень энергетически мощно.
Сами же Son Lux ожидаемо выглядели довольно уставшими. Надо понимать, что я не был на их концертах раньше и не знаю, как прошёл первый, но было ощущение, что на втором они как-то чуть берегли здоровье. Хотя барабанщик Ян Чень (Ian Chang) проделывал феноменальную работу и довольно сложно понять, как он выдержал отстучать так два выступления. С другой стороны, сам сет был не очень большим – может быть, 1:10-1:15, поэтому даже умножив это время на два, получается время заметно меньшее, чем играли, например, в Москве Guns’n’Roses.
Было очень интересно смотреть за крупными исполнителями с расстояния в пару метров, стоя прямо у сцены, но в целом сам концерт меня полностью в происходящее не вовлёк. Мне всё-таки кажется, что видео, где Son Lux играют в расширенном составе, с каким-нибудь оркестром, смотрятся лучше. Лишь концовка была очень сильной: ударная Lost it to trying и длинная All Directions, где зал должен минут пять петь не такую уж простую мелодию, а вокалист Райан Лотт (Ryan Lott) поёт что-то поверх этого.
Но!
Пост-фактум оказалось, что концерт оказал на меня заметное влияние. Теперь постоянно слушаю Lost it to trying, Dream State и All Directions, чего бы без этого концерта не сделал бы. Поэтому заношу этот визит в Румынию себе в плюс.
Low
Концерт Low в швейцарском Цюрихе был единственным выступлением, на которое у меня заранее был билет. Внезапно клуб F Bogen оказался одним из самых странных и самых уютных клубов, где я вообще когда-либо был. Предприимчивые швейцарцы решили оживить территорию под длинным железнодорожным мостом, взяли одну арку, перекрыли ее и сделали уютный клуб. Шум от поездов почему-то не мешал; стены клуба были камнями самого моста; а дополнительно он меня поразил, когда, во-первых, дверь позади сцены открылась сразу на улицу (не знаю, где переодеваются музыканты), а, во-вторых, когда она открылась второй раз, на улице был какой-то фейерверк.
Новый альбом группы Double Negative казался экспериментальным даже для таких экспериментальных ребят, как Low. Половина песен состояла из каких-то шумов, весьма, впрочем, аккуратно подогнанных; а половина видео – из смутных теней. Было крайне интересно, как они все эти шумы сыграют. Правильный ответ - никак. Почти все композиции получились с более привычной рок-аранжировкой, только Fly потребовала включения каких-то дополнительных битов (и вышло хорошо). Самая важная, на мой взгляд, композиция нового альбома – Quorum – открывала выступление, и я её сначала даже и не узнал.
В целом, это выступление вышло лучшим из всех за эту неделю, но имея в виду коэффициент ожиданий. Я уже давно осознал, что Low – большая группа, которая всегда создаёт что-то действительно интересное. Так оно вышло и в этот раз – это был умный, проникновенный, местами неожиданный концерт. Правда, мне не очень повезло с сет-листом: музыканты почему-то выкинули любимые мной Dragonfly и Pissing, заменив некоторыми другими композициями. Сыграли даже пресловутую Do you know how to waltz, которую однажды растянули на полчаса, но в этот раз обошлись 8-9 минутами.
Тем не менее, Low всегда приятно послушать, а 3-4 вещи были просто великолепны. Правда, почти все они были в начале. Даже крупнейший их хит – Murderer – скорее по ситуации меня огорчил, потому что было понятно, что после него уже не будет ни Gentle, ни Especially Me, ни Pissing.
Вторая и более короткая часть евротрипа запланирована на ноябрь, когда в соседние дни в Амстердаме выступают Люкке Ли (Lykke Li) и Дэвид Бирн (David Byrne), но на Бирна, конечно, уже нету билетов. Придётся что-то опять выдумывать.
1947 – Родился Дэвид Боуи - певец, композитор и музыкант, известный не только разным цветом глаз, но и чрезвычайным стилевым разнообразием своего творчества. До 1967 г. выступал под собственным именем - Дэвид Джонс »»
1963 – Родился лидер группы "Аукцыон", музыкант и композитор Леонид Федоров »»
Luther PERKINS (1928)
Elvis PRESLEY (1935)
Shirley BASSEY (1937)
Robby KRIEGER (1946)
David BOWIE (1947)
Terry SYLVESTER (1947)
Леонид ФЕДОРОВ (1963)
Екатерина КАРИНИНА (1970)
Jenny LEWIS (1976)