Одна из сильнейших сторон фестиваля в Монтре - его эклектичность и незашоренность. В репортажах с берегов Женевского озера вы найдете и рок-легенд, и представителей авангарда, и world music. А еще лучше, когда все эти события происходят в один день и вечером все музыканты - участники концертов -встречаются для совместного джема: ты сразу понимаешь, насколько велико взаимовлияние различных жанеров и насколько ограниченно наше восприятие.
В эти два дня мне удалось наблюдать музыку сразу трех разных цивилизаций: магического Востока, рассудочного Запада и комиксов Голливуда.
4 июля. Чувства и чувствительность
Пряный и изысканный сет исполняет в Montreux Jazz Club мастер вокала и игры на арабской лютне уд Дафер Юссеф (Dhafer Youssef). По происхождению Юссеф - тунисец, он живет в Австрии, где уже больше 20 лет пишет и исполняет world music, сочетающий чувственную арабскую музыку с острым современным джазом. Юссефучился играть на уде - древнем струнном инструменте - на родине, и там же изучал искусство дервишей и основы сакрального пения. Свой авторский стиль он неустанно шлифует, существенно усовершенствовав технику игры на инструменте. А его знаменитый вокал вообще можно считать национальным достоянием.
Самое интересное у тунисского музыканта - то, как составлены композиции и как расставлены в них акценты. Дело в том, что Юссеф обладает уникальным талантом передачи визуальных образов через музыку. Его сет начинается как практически эмбиентный - это чистая линия ведущего инструмента и вокала; контрабас Джр Сандерса (Joe Sanders) и ударные Ференца Немета (Ferenc Nemeth) деликатно обрамляют их, не перетягивая на себя внимание. Но тут же ты понимаешь, что сочетание музыкальных традиций в одном произведении таково, что именно ритм в какой-то момент начинает обрастать вариациями и дополнительными "слоями", в то время как вокал и уд удерживают основную мелодическую линию.
Вокал Юcсефа - это просто чудо: сколько у него октав? Не меньше четырех! В композиции "Delightfully Odd" он начинает почти с баса, и уже через полминуты переходит в красиво контролируемый фальцет, при этом оставляя в композиции микротональные колебания чтобы было еще интереснее.
Но уже на следующем номере становится очевидно, что программу Юссефа можно условно разделить на 2 типа композиций: те самые медитативные, эмбиентные, где Юссуф поет фальцетом - и экспрессивные, ритмичные, авангардные вещи с обилием ритм-секции и мощными пассажами на фортепиано. Такова "Al-Akhtal Rhapsody", где ведущая партия отдана блестящему азербайджанскому исполнителю Исфару Сарабскому (Isfar Sarabski).
Финальное соло пианиста - совершенно отдельный номер, невероятно красивый и сложный, существенно выбивающийся из программы world music.
Винс Аарсет (Veins Aarset) - норвежский композитор, чьи работы хорошо известны фанатам лейблов ECM и Rune Grammofon. Он также начинает программу с медитативного эмбиентного саунда, однако дальше программа развивается в хороший, гармонически сложный прог-рок с живым битом, который генерят аж 2 барабанные установки. Поверх всего этого великолепия ложатся синтезированные звуки и эффекты, за которые отвечает Дэвид Сольхайм (David Solheim) - и они настолько изобретательны, что иногда даже не понимаешь, какой инструмент за какую партию отвечает. Это безупречно красивый и невероятно драйвовый сет, который спрограммирован с математичемской точностью и даже некоторым занудством, - но этим и прекрасен.
Вдруг ритм сменяется звуками маримбы, имитирующей течение воды. И вновь - спокойный эмбиентный ландшафт, выступающий фоном для тихих деликатных переливов. Они развиваются, разрастаются и вновь заполняют собой все пространство - до новой коды. Прекрасный, насыщенный и умный сет!
Тем временем в главном зале рок-группа Deep Purple в черт знает какой раз исполняет "Smoke on the Water", но спустя 15 лет в Монтре это перестает быть для тебя значимым событием.
5 июля. Мои мертвые пьяные друзья
А вот и концерт, который первым вывесил табличку sold out в этом году. Уже за пару часов до начала шоу у артистического входа собирается толпа всех возрастов, а в зале трудно пробиться к сцене. И вот они выходят! Роскошные костюмы, тонны украшений, артистический грим, на поясе гитариста - надпись "Not for Sale"... Вы догадались - это наши старые друзья, шок-рокер Элис Купер (Alice Damon Cooper), актер Джонни Депп (Johnn Cristopher Depp II) , участник Aerosmith Джо Перри (Anthony Joseph Perry), а также их коллеги Томас Хенриксен (Tomas Henriksen), Крис Вайз (Christopher Wyse) и Глен Собел (Glen Sobel) привезли в Монтре свое винтажное рок-шоу. Москва уже встречала концерт Hollywood Vampires , так что некоторые из вас уже читали наши репортажи или даже побывали на концерте - а для остальных я с удовольствием расскажу, что из себя представляет самый дорогой кавер-бэнд в истории, взявший свое имя по названию рок-клуба, которым некогда владел Купер
По сути, программа, которую придумало звездное трио, базируется на знаменитых рок-хитах их ровесников - ушедших из жизни "bad boys", - и на собственных вещах группы, которые Элис написал в соавторстве с Деппом, продюссированных Бобом Эриным (Bob Ezrin -[Pink Floyd, Lou Reed, Alice Cooper). Начиная с короткого интро "The Last Vampire", вампирский состав посвящает отдельные песни программы какому-либо герою (или нескольким). Все музыканты находятся в отличной рок-н-ролльной форме: на "I Want My Now" - Элис, в камзоле и с изящной тростью, задает шоу мощный темп, и вся бандитская шайка роскошно разогревает публику.
- Мы - Вампиры, и мы отдаем дань уважения нашим старым друзьям, - говорит Элис. - Поднимем мертвых!
Звучит бронебойная "Raise the Dead", после чего из закромов группа вынимает хит Sirit "I Got a Line on You" и убойную "7 and 7 Is" полузабытой группы Love - тут Купер скидывает камзол и говорит: нам нужна калифорнийская кровь!
Центральная часть шоу - пронзительная "My Dead Drunk Friends", которая исполняется на фоне видеоряда с ушедшими рок-героями - Лемми, Хендриксом, Моррисоном... И в режиме караоке звучит финал:
We drink and we puke
And we fight and we fight
And we drink and we puke and we puke
We drink and we fight
And we puke and we puke
And then we die...
На экране разворачивается огромный мортиролог: вот хит The Doors "Five to One / Break On Through To the Other Side" - с портретом Моррисона и рассказом Элиса о том, как он впервые приехал в LA и как его поразил Джим; Вот "The Jack" AC/DC - блюзец, исполненный секса и драйва, с роскошным соло на гитаре от Джо Перри; а вот и "Ace of Spades" Motorhead, на котором микрофон переходит к Джо, а аккомпанирует ему Депп. Депп, с длинными волосами, разнообразными шляпами и в бандане, выглядел так, как будто он шагнул в зал со съемок "Пиратов Карибского моря", где почему-то исполняет роль не Джека Воробья, а его папаши - Кита Ричардса из Rolling Stones.
"Я был злодеем на протяжении столетий, но эта песня о герое, - говорит Купер, передавая лидерство Деппу, который исполняет хит позднего Боуи "Heroes". Депп, вопреки опасениям, дествительно умеет играть и не использует каждую минуту на сцене, чтобы покрасоваться. К примеру, на
"I'm Eighteen", песне Купера, Джонни ему отлично подпевает - и он же берет на себя гитарное соло.
А "People Who Died" - скорострельный рок-н-ролл, на котором Джонни берет на себя лидирующую партию. И вновь на экране - знакомые лица рок-героев: Артур Ли, Боуи, Пресли...
Да, иногда троице отчетливо не хватает дыхания, а на "Sweet Emotion" вокалисты упорно не попадают в лад. Но все искупает их энергия и воля к победе.
90-минутный концерт пролетает как одно дыхание. На бис группа выходит исполнить "Ace of Spades" (уверена, Лемми порадовался бы такой трактовке), а завершается шоу парой вещей Купера, среди которых - "School's Out" c цитатой из The Wall:
- Hey, Teacher, leave us kids alone!
Все дело в том, что эти рок-н-ролльные мальчишки продолжают играть в свой рок-н-ролл, так и не удосужившись постареть.
Продолжение следует...
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)