2 июля. Цветы любви и цветы зла
Вечер в Jazz Club сегодня принадлежит супружеской чете Мелдо: Brad Meldau Trio заявлены в качестве хедлайнеров сцены, а открывает вечер Fleurine & Boys From Brasil - группа его супруги. Гармоничный союз хорошо понимающих друг друга людей: Брэд аккомпанирует жене на одной из песен, а Флорин выходит на бис во время его сета.
Между тем, назвать их равновеликими музыкантами нельзя. Флорин Верлуп (Fleurine Verloop) на акустической гитаре исполняет незамысловатые ретро-баллады на английском и португальском. Ее музыка - наследница фаду и народных танцев, но в ней также прослеживается влияние соул.
После первой же композиции Флорин снимает туфли, пожаловавшись, что они ей жутко жмут, и дальше поет и танцует босиком. Ее программа невелика, и, как это обычно бывает, певица пытается как можно больше говорить в паузах.
Так мы узнаем, что ее альбом посвящён организации "Esrtella la Favela" и продается как благотворительный проект. Помимо социальной роли, Флорин взяла на себя просветительскую: она перекладывает на английский язык португальские девичьи грезы.
В концерте избыточно много элементов ретро-поп: в тот момент, когда аккордеон начинает соло, Флорин с пианистом Виктором Гонсальвешем (Vitor Goncalves) и танцором Тьяго Тринаде танцует танго и свинг. Из всей программы Флорин, пожалуй, нам запомнится 2 момента: "My Dream" - наивная, дурацкая вещичка в духе голливудских би-боп певичек; и момент, когда Брэд Мелдо присоединяется к составу и следующая песня "My King" посвящается приложению Tinder и певице Элле Фицджеральд. Степень стервозности припева "Can we be friends?" способны оценить только девочки, которые любят держать соискателей во френдзоне.
Концерт так и катится, как незатейливая история любви юной девочки, и завершается песенкой про звездочку.
Брэд начинает с заглавной композиции с альбома "Ode" - спокойной, величавой и немного торжественной. А потом вдруг звучит совсем новая вещь - "Seymour Reads the Constitution!", - даже сам Брэд говорит, что почти не исполнял ее на концертах.
- Мы рады снова быть здесь,- говорит пианист.-
Мы делили сегодня сцену с Флорин, моей женой, это было здорово! Сегодня я представляю свой новый альбом, и надеюсь, что вы оцените несколько новых вещей.
Brad Meldau Trio - это лишь контрабас Ларри Гренадира (Larry Grenadier), ударные Джеффа Балларда (Jeff Ballard) и собственно фортепиано Брэда; при всей лаконичности состава, музыка Мелдо богата и насыщенна. Они продолжают программу авторской композицией "Ten Tune" и изысканным кавером на битловскую "And I Love Her", переходят к "Backyard" и "Green M&Ms"... но тут для меня настает пора менять зал.
Шоу, которое мы знаем вдоль и поперек, однако пропустить его совершенно немыслимо, - Massive Attack. За последние 20 лет бристольские шаманы стали самой политизированной группой на планете; тренснациональные войны, мировое неравенство, война - все, что попадает в их поле зрения, становится частью шоу. Это своеобразная политинформация, скомпонованная таким образом, чтобы постоянно перегружать ваши синапсы. На своих концертах MA дает право голоса протестующим и угнетенным. Группа наконец-то начала работу над новым альбомом, так что уже скоро программа, любимая миллионами, уйдет в прошлое, - но я уверена, что новая по силе высказывания будет еще мощнее.
Стробоскопы, мощный бит - на сцену выходит старичок Хорас Энди (Horace Andy) и заводит этно-притчу "Hymn of the Big Wheel". О, как мы этого ждали! Ритм резко меняется, вспыхивают знаменитые световые панели - звучат "Risingson" и "United Snakes". Наступает тишина и темнота, одинокий луч выхватывает солистку Дебору Миллер (Deborah Miller), к которой присоединяется участник первого отделения Azekel - звучит завораживающая, сложная "Ritual Spirit" с одноименного EP 2016 года.
И снова Хорас - под сводку новостей на французском, которая идет непрерывным телетайпом на видеопанелях, он выводит "Girl I Love You". Сверху его освещает ярко-красный луч - словно голову Хораса облили кровью. В это время на заднике начинают появляться лозунги "Refugees go home" - они перемежаются с фотографиями лагерей и детей беженцев, создавая ощущение нарастающего отчаяния. Портретная галерея разрастается; глаза детей за решеткой заполняют экран. В финале песни остается огромный рукописный плакат "Welcome home".
А вот и "Eurochild" с его призывом "Talk to stranger", который повторяется на всех языках. Пожалуй, MA должны удостоиться премии за инновации в области СМИ: они - идеальный новостной агрегатор, при этом сюжеты они вбивают зрителю в голову с неумолимостью копра. Видеоинформер очень круто срежиссирован - двоичный код, логотипы транснациональных корпораций сообщения о терактах перемежаются с желтыми заголовками. Все они берутся в каждой стране из локальных СМИ. И все это рождает у зрителя мощный когнитивный диссонанс: танцевальная по природе своей музыка становится проводником идей; безнадежная, но раз от раза повторяющаяся попытка достучаться до общества первого мира через близкий ей звуковой и видеоряд. И снова, и снова:
Restez calme et continuez
En avant ensemble...
Эксклюзивная часть шоу: исполнить 2 песни вместе с MA выходят раздолбаи Young Fathers, также игравшие в первом отделении. Вместе два состава исполняют "Voodoo in My Blood" и "Way up here", а на экране появляются знакомые авиакоды городов и табло вылета. С "отцами" песни немедленно приняли отчетливый привкус гетто, и это очень круто!
Но главная тема нынешней политинформации - проблема беженцев. Основное отделение завершается "Safe From Harm" с Деборой Миллер на вокале.
Но это Massive Attack, у них на бис всегда жди подвоха - вот оно: на бис звучит "Take It There" - не самый очевидный выбор, ведь все ждут "Teardrop" и "Paradise Circus". Финальный выход принес великолепную "Unfinished Sympathy" от Деборы и "Splitting the Atom" от Хораса.
MA - из тех групп, которые способны каждый раз становиться для слушателя открытием.
3 июля. Вы верите в пенсию?
Давайте поговорим о повышении пенсионного возраста. Не, а чем плоха тема для музыкального издания? Вот я, к примеру, планирую на пенсию выйти примерно никогда. Во-первых, я не верю в ее существование (на моей памятивласти уже дважды отнимали пенсионные накопления у людей, так что к моменту моего 63-летия я бы на них не рассчитывала). А во-вторых, я планирую встретить старость в стиле хедлайнера дня.
Начинается вечер в главном заде с выступления юных рокеров The Vaccines - и это тот красноречивый момент, когда группа на сцене отрывается, а зал стоит столбом и вообще не включается в происходящее. Причем, группа честно заряжает все хиты - от "Nightclub", "Wreckin' Bar" и "Teenage Icon" до "Out On The Street", на которой Джастин Хейворт-Янг (Justin Hayward-Young) бросает гитару и начинает играть с залом в гляделки. Но чуда так и не происходит - вплоть до финальной "Handsome".
А теперь, дети, покажет класс товарищ пенсионного возраста 1947 года рождения. Гибкий, вертлявый, весь состоящий из сухожилий Iggy Pop выстреливает собой на сцену, словно ракета-шутиха. Его до боли знакомый, глумливый, привязчивый голос вы, единожды услышав, не забудете никогда.
А уж песню "I Wanna Be Your Dog" все когда-нибудь подпевали в пьяном виде. Так что зал начинает пение и пляски с первых нот. Уже в конце первого куплета "Gimme Danger" Игги обнажает торс, на сцену выскакивает девица-сталкер и лезет целоваться, Игги танцует с ней пару па, зал беснуется и поет "ла-ла-ла", - в общем, бардак и вакханалия, привычная для фанатов Игги.
Концерт длится два часа - словно завели какую-то бешеную атомную станцию. Игги не щадит ни себя, ни нас. "The Passenger", "Lust for Life", "Skull Ring" пролетают без единой паузы. На "I'm Sick of You" он, наконец, здоровается с залом и выдает смешной скабрезный стих о способах молодежного досуга. Минутка слабости - "Some Weird Sin" ... и за ней сразу же следует зверский бит "Repo Man" (Мэт Гектор (Mat Hector) будто гвозди заколачивает) и оглушительная "Search and Destroy". Игги кривляется, изгибает свой прожаренный стан в приспущенных джинсах (там, надо сказать, все еще есть, чего изгибать), спускается в зал обниматься - и еще через полчаса я обнаруживаю себя в эпицентре адского слэма. На "Real Wild Child" приплясывают даже операторы телекамер!
Третий час идет концерт. Гражданин пенсионного возраста и не думает останавливаться.
К рампе подходит гитарист Кевин Армстронг (Kevin Armstrong) и тщетно пытается оттянуть внимание на себя. На хитах из репертуара The Stooges группа прощается... минуты на полторы.
Завершая это грандиозное шоу за полночь, Игги говорит:
- Спасибо, народ! У нас здесь был "Real Cool Time"!
Знаете, что я думаю о пенсии? Ее не существует для людей класса Игги Попа. Они просто живут на всю катушку. Нет универсального рецепта, как сохранить себя в состоянии творческой активности и продолжать получать кайф от жизни после 65. Обязательно ли, например, употреблять наркотики, как это делали все без исключения рокеры 60-х и 70-х? Необходимо ли давать по сто шоу в год? Тренировать растяжку, прыгая с размаху в зал и на комбики? Писать песни с бодуна? Спать со всеми, с кем хочется? - Вы прослушали краткую биографию Игги Попа.
Просто живи - каждую минуту, не думая о том, что в какой-то момент эта классная жизнь закончится. Не дели жизнь на "рабочий возраст" и "возраст дожития".
И будет тебе счастье.
Продолжение следует...
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)