Звукорежиссер и продюсер - профессии, которые строятся на коллаборациях: их основная творческая задача - организация сотрудничества музыкантов друг с другом и со всеми участниками творческого процесса. За последние годы формы этих коллабораций радикально изменились, - в первую очередь, благодаря Интернету и профессиональному музыкальному софту. О том, как это происходило и как сейчас выглядит его работа, Звукам рассказывает Dj Ram - российский продюсер, ремикшер и звукорежиссер, творчество которого хорошо знакомо всем любителям танцевальной поп-музыки.
В послужном списке Романа Иванова - работы с Мумий Троллем, Сплином, Тату и даже внезапно с Ольгой Бузовой. Кроме российской попсы, Ram занимался ремикшированием и продюсированием западных электронных команд - Delerium, Clan of Xymox, Beborn Beton и многих других. Известность на мировом рынке ему принесли работы с гуру электронной музыки, - такими как главный электронщик культовой группы Depeche Mode Алан Вайлдер (Alan Wilder) и вокалист легендарного дуэта Erasure Энди Белл (Andy Bell). О своей работе Роман рассказывает нам, сидя в своей мобильной студии - на балконе в Майами.
Звуки: Роман, я предположу, что первое, что изменило жизнь профессионального музыканта за 20 лет, - это сама возможность находить новых партнеров и соавторов посредством сети?
Dj Ram: Это верно! Технологии создания совместных музыкальных проектов невероятно изменились за этот долгий период. Стало общим местом, что все участники проекта находятся не только в разных студиях, но и в разных городах, странах и даже на разных континентах. Когда-то нам приходилось назначать время и строить расписание для того, чтобы собираться для совместных сессий в определенной студии – это зачастую было очень дорого и не всегда представлялась возможным, особенно в России, когда артист просто не мог получить визу или не мог собрать денег на билет.
Первое, чем нам помог Интернет, - это возможность контактировать с артистами, студиями, лейблами и студиями напрямую.
Так мне удалось выпустить свой первый ремиксовый альбом в США - "Russian Strike", вышедший в 2000-м году. Благодаря ему я получил множество хороших рекомендаций и новых друзей, с которыми позже мы встречались очно. Со многими мы сотрудничаем в музыкальном плане до сих пор.
Свобода собраний
Звуки: Мы все более-менее представляем, какими были технологии производства музыки в доцифровую эпоху: студия, запись, монтаж, мастер-диск. А как они выглядели на рубеже веков?
Dj Ram: Несмотря на интернет, он не был таким уж быстрым и безлимитным, поэтому все ограничивалась обменом e-mail, сообщениями и демо-версиями в МР3. Сами же аудиотреки отправлялись в формате CD-R по почте, поэтому даже с использованием курьерской доставки все это занимало несколько дней. А в этой технологии не исключен и человеческий фактор: помню, например, как курьер Real Records проспал и не встретил поезд с мастер-диском, так что ремикс на песню группы Total попал на мой ремиксовый альбом "Рэмесло", будучи отремастированным Михаилом Кувшиновым на студии "Кристальная музыка" из 192kb мр3-шки.
Уже в начале 2000-х интернет стал быстрым и безлимитным. Работая над вторым альбомом своего международного проекта Virtual Server, я уже не беспокоился о траффике: мы легко могли обмениваться идеями и файлами проекта, не ограничивая себя в размере. Музыканты не были связаны скоростными ограничениями. Файлы заливались в файлообменники типа Sendspace или Depositefiles.
Звуки: То есть ты уже 10-15 лет назад мог воплотить мечту творца - условный компьютер на пляже?
Dj Ram: Не совсем. До компьютера на пляже оставалось несколько лет. Но я уже мог не ограничивать себя гео-локацией, что существенно упрощало мне задачу и привносило в мою жизнь толику экстрима.
В 2008 году я работал в роли ко-продюсера альбома группы Мумий Тролль, альбом назывался 8 ("Восьмерка"). Это была двойная пластинка и восьмой номерной альбом группы, к которому группа накопила огромное количество песен. Я взялся за работу над теми песнями, в которые подразумевалось добавить больше электроники, чем обычно использовал Мумий Тролль. Это были "Музыкант", "Лазурно-бирюзовые", "Акваланги", "Круг Замкнулся". Работа над этими вещами велась одновременно из 4 локаций: Москва, подвал в Ватутинках; Paularis в городе Евпатория, Гитис - Vintage в Москве, Village Recording в Лос-Анджелесе.
Микшировали альбом люди из 4 разных городов: Павло Шевчук, Саймон Гоэрли (Simon Gogerly), Дэн Леффлер (Dan Leffler,) и Крис Бэнди (Chris Bandy). Все - очень талантливые звукорежиссеры с огромным опытом и мировым признанием. Мы, как я уже сказал, не были ограничены в траффике, обменивались опытом и идеями онлайн. Помню, как Илья Лагутенко просил всех отключить свои гаджеты в лос-анджелесской студии: когда все работники "сели" на студийный Wi-Fi, мы имели очень плохую картинку по скайпу. Тогда мы использовали Skype для студийных сессий через океан, а качественный аудиоматериал заливали на сервер в Лос-Анжелес. Именно тогда мы через Skype познакомились с Саймоном Гоэрли, На тот момент он получил свою первую Грэмми за альбом U2 “How To Dismantle An Atomic Bomb”. И мы с гордостью слушали его дифирамбы по поводу песни "Лазурно-Бирюзовые": это было чертовски приятно - слышать от человека, который был на "ты" с Bono, на счету которых 22 Грэмми, а тут мы вещаем из московского подвала... Мысленно мы были в Калифорнии. Однажды Илья взял ноут в руки и спросил: "Ну что, устроить вам экскурсию по студии?", - и начал ходить по коридорам, заглядывая в разные комнаты, знакомя с персоналом и комментируя: "Этот парень нарулил барабаны в песне Coldplay, этот - записал сольник в таком-то хите…" Таким образом мы ощущали свое присутствие на студии, находясь за тысячи миль от нее.
Звуки: Тогда, в 2008 году, казалось, что технологии дошли до своего предела...
Dj Ram: ...А сейчас, в 2018-м, я понимаю, что нет предела совершенству. Серваки давно ушли в прошлое: мы пользуемся облаками, подключая их как виртуальный hard drive, теперь вся информация становится общей мгновенно. Skype тоже ушел в прошлое: я использую Cubase pro 8.5. Вышла уже 9.5 версия, но я пока не обновляюсь - мне очень дороги мои 32-битные плагины от карточки TC Native Powercore, в этом плане я ретроград. Ну, даже в версии 8.5 Кубейза есть возможность VST Transit. Это позволяет дистанционно записывать партии, находясь в другой студии.
Служба одного окна
Звуки: Как сейчас строится твоя работа, и на каком софте?
Dj Ram: В данный момент я работаю над альбомом со Стефаном Нетчио (Stefan Netschio) из немецкой группы Beborn Beton. Он находится в Гамбурге, я нахожусь в Майами, а наш клавишник Матвей Юдов, участник группы Технология,- в Москве. Мы подключаем в настройках звуковые карты, настраиваем talk-back микрофоны и камеры. Пользуясь одной программой, мы создаем виртуальную студию. Мы одновременно можем подключаться к сессии и записывать отдельные партии: мне, например, не обязательно даже иметь студию - достаточно ноутбука с видеокамерой, звуковой карты с микрофоном и наушников, поскольку запись самих инструментов и голоса осуществляется в Гамбурге на студии. При этом мы работаем вместе, будто я нахожусь в аппаратной, а Стефан - в комнате для записи: я его вижу и слышу, камера отображается в специальном окне Кубейза, к нам подключается со своими идеями Матвей, добавляя партии клавиш, мы шутим, смеемся и можем себе позволить все то же, что мы когда-то позволяли на студии, используя мощности одной программы. Больше не нужен скайп, FTP-сервера и часы загрузки.
Звуки: Такая работа требует от всех участников профессиональной подготовки. А что происходит, когда кто-то из музыкантов запутался и ему нужна помощь?
Dj Ram: Я пользуюсь программой Teamviewer, с помощью которой могу заходить на компьютер, настраивать, копировать, распечатывать – делать все, как будто я сижу за этим компьютером. Cтоит заметить, что программа - кросc-платформенная, так что мне не важно, пользуется ли оппонент макбуком или PC с Windows 10,- я могу управлять его компьютером даже со своего телефона. Это очень удобно, больше не надо тратить нервы и кричать: "Как ты не видишь? В папке "final" был финальный плэйбэк без гитары, скопируй его мне на сервак!" Теперь все гораздо проще, легче сконцентрироваться на творчестве.
Софт как менеджер
Звуки: Расскажи, пожалуйста, подробнее о софте и о принципах его работы.
Dj Ram: Я использую VST Connect Pro дополнение к ПО Cubase 8.5. Эта программа обеспечивает возможность совместной работы музыкантов и продюсеров по сети. VST Connect Pro поддерживает шифрованную передачу в режиме реального времени записи через интернет и локальные сети. В то время, как для стерео обеспечивается немедленная запись, до 16 аудиотреков могут быть записаны в фоновом режиме в несжатом формате и высоком разрешении, - приложение VST Connect Pro устанавливает соединение "точка-точка" (P2P) с бесплатным клиентским приложением VST Connect Performer. Во время сессий дистанционной записи пользователи обоих приложений могут настраивать уровни cue-микс и talkback, а также общаться по видеосвязи.
Одновременно с выпуском VST Connect Pro компания Steinberg представила Studio Pass - бесплатное iOS-приложение для VST Connect , которое позволяет пользователям подключаться к сессии записи при помощи iPhone или iPad. Очень удобно использовать его на выездах с ноутбуком, - можно сказать, развязываются руки.
Если вам жалко тратить 199$ на версию PRO, можно ограничиться бесплатной Connect VST SE, позволяющую записывать инструмент или вокал: это 1 стерео либо 2 моно-дорожки. Версия PRO позволяет записывать до 16 треков (обычно это необходимо для записи живых барабанов). Что касается midi-записи, то можно ограничиться и бесплатной версией. Этого будет вполне достаточно.
А еще в Cubase есть функция VST transit - Облачный сервис совместной работы VST Transit объединяет музыкантов со всего мира. Создаете аккаунт и можете расшаривать свой проект. Профиль в VST Cloud может быть публичным или приватным, плюс содержать информацию о ваших навыках, предпочитаемых жанрах музыки, инструментах. Туда же любой пользователь может выложить несколько 30-секундных демок своих работ. После этого музыканту необходимо создать новый проект через функцию VST Transit, который будет синхронизироваться с облачным хранилищем Steinberg. Если профиль музыканта является публичным, то у других пользователей VST Cloud появляется возможность открывать его проект и предлагать свои идеи. Это копилка идей со всего мира!
Звуки: То есть можно сказать, что это - не только рабочая мастерская, но и в каком-то смысле ярмарка вакансий? Типа Behance для дизайнеров?
Dj Ram: Да, этот функционал в проекте очень востребован. Ты можешь указать в запросе, какие инструменты нужны в этом проекте, или же найти желающих поработать через поиск. Например, набрать в окне поиска "bass", или город. или стиль. Можешь послушать работы участников и предложить посотрудничать. Нужен гитарист – он открывает твой проект, записывает гитару. А еще ты можешь аналогичным образом предложить свои услуги. Кто-то зарабатывает на такой студийной работе деньги, записывая для разных проектов партии гитар, баса, барабанов. Нужны только возможности качественно это сделать на своей студии или просто поделиться множеством нереализованых музыкальных идей и наработок.
Звуки: Из твоего рассказа как-то выпали форумы и паблики по поиску музыкантов. Они уже не так популярны?
Dj Ram: Я не рассказываю о форумах и интернет-сообществах, поскольку считаю, что будущее за тем, чтобы все было предельно удобно, и думаю, что VST transit-технологии перейдут в другие DAW, так что количество пользователей там вырастет. VST Transit - довольно интересная идея, но она требует наличия идентичной версии DAW и плагинов на компьютерах всех музыкантов, которые участвуют в работе. Совместное написание музыки и работа над проектом требуют технической подготовки, не все музыканты в этом сильны. Чтобы проект состоялся, им часто нужно помочь: например, подсказать, какие выбрать синтезаторы, какие плагины трубуется доустановить... Для этого, опять же, можно успользовать teamviewver.
Звуки: Над чем ты работаешь в эту минуту, пока сидишь на своем балконе?
Dj Ram: В данный момент я занимаюсь проектом Virtual Server. Проект международный, в нем участвуют музыканты со всего мира. Хочу выпустить третий номерной альбом этого интернационального мега-альбома. Пока что у нас готовы записи 5 песен, но я планирую немного переделать аранжировки, отказаться от погони за модой, а сделать вневременную электронику, вопреки мейнстриму. Мы уже решили, что альбом выйдет не только на iTunes, но и на виниле. К нам уже проявил интерес серьезный американский лейбл, но пока рано об этом говорить. Я продолжаю сотрудничество и с российскими коммерческими музыкантами, но все же больше хочется работать над своими проектами.
Я по-прежнему открыт новым людям и технологиям. Всем успехов и до встречи на студии!
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)