ФЕСТИВАЛЬ  FIJM 2017: качу куда хочу

Файст, "Ла-Ла Ленд" и Anderson .Paak - в традиционном репортаже с крупнейшего в мире джазового фестиваля.

Крупнейший на планете, 38-й по счету и одиннадцатый на моей памяти Festival International de Jazz de Montreal подвел очередные итоги и с гордостью сообщил, что этим летом он пополнил городскую казну еще более щедро, чем канадский этап "Формулы-1" (главным образом, стараниями туристов, составивших особенно солидную долю посетивших фестиваль двух миллионов зрителей). Вписавшись в торжества, посвященные 375-летию города и 150-летию Канады, FIJM даже изменил давней традиции, увеличив количество своих плакатных шоу - бесплатных концертов, рассчитанных на максимальную аудиторию, - с трех до пяти.

Первый из них носил статус прогревочного круга и состоялся вечером накануне официального старта 11-дневного фестивального марафона, объединив на одной сцене полдюжины местных талантов во главе с Half Moon Run - группой, давно дозревшей до подобной инициации (через которую в разные годы прошли все монреальские инди-идолы их калибра). Заняв без пяти минут главную сцену FIJM и собрав перед ней никак не меньше ста тысяч зрителей, Half Moon Run невозмутиво отыграли оба своих альбома более-менее целиком, добавив для верности кавер-версию коэновской "Suzanne" и уйдя под фейерверки.

Лайнап 38-го FIJM, как водится, не жаловался на диапазон: в числе прочих, в Монреаль пожаловали King Crimson, Чарльз Брэдли (Charles Bradley), Pink Martini, Джошуа Редман (Joshua Redman), Shabaka & the Ancestors, Gipsy Kings, Колин Стетсон (Colin Stetson), Таня Тагак (Tanya Tagaq), рэпер Joey Bada$$, составившие занимательный дабл-билл Мелисса Этеридж (Melissa Etheridge) и Джосс Стоун (Joss Stone), а также сам Боб Дилан (Bob Dylan). Наконец, в как никогда бурном праздновании Дня Канады - под самоочевидной вывеской Discotheque - приняли участие Men Without Hats и Карли Рэй Джепсен (Carly Rae Jepsen).

Ну а меня решительно отказывается покидать одержимость сериалом "Оставленные", поэтому одним из первых я в этом лайнапе заметил имя Максанса Сирина (Maxence Cyrin) - французского пианиста, известного минималистичными перелицовками рок-н-ролльной и электронной классики, а в великом шоу HBO отметившегося заезженной по его меркам версией "Where Is My Mind?" Pixies. До нее, как и до песен Arcade Fire и Бьорк (Björk), дело дошло ближе к финалу, а большая часть концерта оказалась посвящением Афексу Твину (Aphex Twin). Как бы то ни было, все это очень славно, но слишком в стилистике компиляций "Rockabye Baby" - если укладываешь под такой детей, очень сложно не заснуть.

Не в пример веселее вышло заряженное в степенный Salle Wilfrid-Pelletier шоу Thievery Corporation, приехавших с эклектичной программой нового альбома "The Temple of I & I" и подобающей материалу армией приглашенных солистов в диапазоне от регги-певца (на выходах которого все вставали) до сразу нескольких голосистых девушек. Не подлежал ротации только костяк в составе пяти музыкантов (один из которых играл на ситаре), за пару часов доказавший, что теперешние Thievery Corporation - это не Morcheeba для бедных, а крепкий интернациональный оркестрик широкого профиля.

Следующим вечером в тот же зал же нагрянуло уже успевшее погостить в России шоу "La La Land in Concert", поддержавшее относительно новую фестивальную традицию не забывать о кино (в последние годы в поле зрения FIJM оказывались, в частности, саундтреки к фильмам Тарантино и Лурманна) и оказавшееся живым исполнением оскароносного саундтрека к мюзиклу Дэмиена Шазелла (Damien Chazelle). Написавший музыку гарвардский однокурсник Шазелла Джастин Гурвиц (Justin Hurwitz) в Монреаль не приехал, но 80-головый оркестр прекрасно справился и без него.

Как и заработавший неоправданно противоречивую репутацию фильм, "La La Land in Concert" - богатое на детали и нюансы шоу, многочисленные исполнители которого вроде бы не отвлекают от происходящего на экране, но находят подходящие моменты отличиться (тут пианист, там гитарист, чаще других - трубач, а где-то и вовсе джазовое трио). Не выиграл от очередного просмотра "Ла-Ла Ленда" разве что Райан Гослинг (Ryan Gosling) - голоса актеров выделены из саунд-микса не только в диалогах, но и в песнях, и если Эмма Стоун (Emma Stone) в "Audition" хороша и a cappella, то о канадце этого не скажешь.

Заглянул в Монреаль и именитый британский электронщик Том Дженкинсон (Tom Jenkinson), спрятавшийся под своим менее известным сценическим псевдонимом Shobaleader One, но никого этим не обманувший: в клубе Soda собралась солидная и, в общем, осведомленная аудитория, по достоинству оценившая и музыку Squarepusher (это тоже Том), под которую он вышел на сцену, и электроджаз с ретиво солирующим басом, которым славится Shobaleader One, не говоря уже об антураже, напомнившим бюджетную версию шоу Daft Punk.

В "Метрополисе" тем временем феерил Kid Koala, выступавший под вывеской Vinyl Vaudeville и опять-таки не совравший: диджей честно сводил виниловые пластинки (в том числе, с "Moon River" из "Завтрака у Тиффани" - любимой песней из любимого фильма его мамы), а помогавшие ему танцовщицы наряжались то стюардессами, то красотками кабаре. Ну а в MVP фестиваля выбилась на его финишной прямой еще одна канадка Файст (Feist) - с ходу заявившая, что "у нас тут джазовый фестиваль - что хочу, то и делаю", после чего сыгравшая все песни со своей новой пластинки "Pleasure" в альбомном порядке.

Удачно притворившись в титульной песне ранней Пи Джей Харви (PJ Harvey), Файст убедила, что в концертных версиях выигрывают и она, и все остальные песни с "Pleasure", ну и вообще не брала пауз: поминутно брала аудиторию на слабо и веселила ее карикатурно дрянным французским (пытаясь вспомнить, как будет "большое спасибо", артистка перебрала несколько неверных версий, после чего вернулась к своей первой мысли и высказалась в духе "качу куда хочу, микрофон мой, попробуйте отобрать". Без хитов, включая "Sealion", "I Feel It All" и "1234", тоже не обошлось, причем последнюю Лесли исполнила на редкость неортодоксально, а в разгар песни и вовсе ушла, не попрощавшись.

Наконец, финальный аккорд фестиваля взял в его последний день Андерсон Пак (Anderson .Paak) - американский рэпер и, когда ему хочется, соул-певец, оказавшийся более или менее идеальным хедлайнером. Уже с именем, но еще на пути в суперзвезды и одинаково интересный как мнящим себя музыковедами фестивальным старожилам, так и пришедшей хорошо провести время молодежи, Андерсон ожидаемо привлек самую массивную аудиторию и никого не разочаровал - заигрывая с франкофонами, признаваясь в любви к маме, присаживаясь за ударные и исполняя нон-стоп песни с "Venice", "Malibu" и единственной пластинки дуэта NxWorries, половиной которого он является.

Это вряд ли значит, что хедлайнером следующего Festival International de Jazz de Montreal будет Кендрик Ламар (хотя было бы неплохо), но фестивальная аудитория известна своей благодарностью и готовностью идти на компромиссы - не со стереотипами, так с погодой (без дождей снова не обошлось, они опять никому не помешали). Это я к тому, что в отсутствие Кендрика более чем cойдет и Камаcи Вашингтон (Kamasi Washington).

11.07.2017, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: