Хитмейкер и харизматик Петр Подгородецкий, чье имя чаще всего связывают с Машиной Времени и чей "Поворот" все мы когда-нибудь да пели в трезвом и нетрезвом состоянии, последние 20 лет выступает соло и на большую сцену выходит редко. В "Машину", участником которой он был на протяжении 15 лет, музыкант не вернулся, что многие связывают с его критической книгой "Машина с евреями". Пластинки и выступления с Воскресением, СВ и Nautilus Pompilius носили, скорее, разовый характер. В рок-тусовке Подгородецкого считают неуживчивым - острый на язык музыкант никого не оставит без язвительной, но смешной подколки,- да к тому же, он один из немногих рокеров эпохи СССР, кто может похвастаться фундаментальным музыкальным образованием: Петр закончил знаменитую "Мерзляковку". Так что стандарты игры и требования к соратникам у него высокие. В итоге почтенный клавишник собрал собственный состав, с которым записал 5 альбомов и готовит шестой. Накануне его концерта в джаз-клубе "Академический" мы спросили мэтра, какую музыку ему сейчас интересно играть и когда мы услышим новый альбом.
Петр Подгородецкий: Я сейчас мало концертирую, так как в провинции у людей с деньгами стало совсем тяжело, но много играю в Москве и Питере. Я часто выступаю в "Академическом" - там очень приятная публика, мне нравится там выступать. Стараюсь работать в разных вариантах: у меня своя группа, в которую входят барабанщик, бас-гитарист и гитарист. Но иногда мы выступаем трио,без гитариста, и тогда у меня немного меняется репертуар - я исполняю романсы, над которыми сейчас начинаю работать в студии.
Звуки: Вы записываете альбом романсов?
Петр: Не весь альбом будет состоять из романсов, - я, скорее, издам то, что не издано до сих пор, а накопилось там достаточно много материала. Кое-что из старого материала надо переписать, сделать современные версии. У меня есть три романса, которые я играю на концерте просто под рояль, но одному из них будет сделана аранжировка.
Звуки: Это очень интересно, потому что я только что говорила с еще одним известным рокером, который тоже мне поведал, что собирается записать альбом романсов. Это социальный заказ, ренессанс жанра?
Петр: У нас же все происходит по спирали - мы неизбежно возвращаемся к каким-то истокам. Мне кажется, сейчас дефицит новых идей, новых песен, и все, что сейчас творится, - довольно вторично. А потом, у меня же возраст - пора петь романсы! В двадцать лет их петь рано: надо жизнь прожить, чтобы понимать и чувствовать, о чем ты поешь. Хотя есть некоторые люди, которые сразу могут писать такие тексты. Я не поэт, мне каждый текст дается с трудом, только по какому-то большому событию в сердце и в душе. Но событий ярких все меньше - жизнь стала спокойнее, страсти поутихли, все хорошо. А, как известно, художник хорошо пишет, когда он голодный и бедный. А когда ты не голодный и не бедный, очень сложно заставить себя трудиться: лень одолевает.
Звуки: Романсы вы будете выпускать в классической, или джазовой обработке?
Петр: Это будет классика! Первый из них я написал, когда мне было 19, второй -в 1986 году, на стихи Риты Пушкиной, это один из ее лучших текстов. А третий я написал в конце 90-х. Это истории из моей жизни, которые все эти годы лежали невыпущенными. Но когда я исполняю их на концертах, это, видимо, настолько неожиданно от меня услышать, что обычно после песни следует секундная пауза, и лишь потом - аплодисменты. Мне нравится такая реакция людей: вчера я участвовал в Питере в сборном концерте, исполнил романс, и когда спросил "что вам еще сыграть?" - получил ответ: "А еще романсы есть?" Мне кажется, люди просто устали от агрессии, которая льется со сцен и экранов телевизора, и хотят, чтобы было поспокойнее.
Звуки: А с другой стороны, происходит поляризация рока и рэпа.
Петр: Рэп, по сути, заменил рок. В этом жанре есть потрясающе талантливые ребята! Меня иногда спрашивают, могу ли я читать рэп. Но, ребята, рэп - дело молодых! Моя публика этого не поймет, а новая не примет. Маккартни же не приходит в голову рэп читать?
Но я восхищаюсь этими ребятами: как выясняется, рэп требует серьезного образования, лучшие рэперы - весьма начитанные ребята. С мозгами там все хорошо - жаль только, что многие уезжают.
Звуки: Интересно, что как минимум трое участников "Машины времени" в одном и том же клубе играют сольные джазовые программы. Как это можно объяснить?
Петр: Ну, я-то не играю джаз: я играю блюз и рок-н-ролл, потому что я все-таки считаю, что мало хотеть играть джаз - надо его уметь играть. Я же слышу, как относятся к тому, что играет Андрей Вадимыч, серьезные джазовые музыканты. А я стараюсь не делать того, чего не умею. Я не джазовый музыкант. В свое время, когда открывалось джазовое отделение Гнесинки, я хотел туда уйти с третьего курса училища при Консерватории - мне просто не отдали документы, сказали "мы, конечно, понимаем твою тягу, можешь играть у нас на танцах, если очень хочется". Джаз нельзя играть так, как играет его Денис Мацуев: он должен идти не из головы, а от сердца. А он играет, словно выясняет: сколько нот в секунду он сумеет сыграть.
Звуки: А что сейчас в вашей программе, помимо романсов?
Петр: Конечно, довольно много песен из "Машины времени" - потому что по ним меня, собственно, и узнают. Плюс песни, которые были написаны вне группы. Но вообще все зависит от публики - ты никогда не знаешь, что будешь играть. Ты выходишь, закидываешь какие-то песни и смотришь, что происходит в зале. Я играю даже песни Жени Маргулиса и других авторов. Никто не возражает!
Петр Подгородецкий
Джаз-клуб "Академический"
20 октября, 20.00
Дата рождения:
11 февраля 1957
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)