3 марта на сцене Ленинградского Рок-Клуба соберутся рок-легенды. Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Евгений Маргулис, Александр Кутиков, Алексей Никонов, Александр Чернецкий, Zooпарк, Свами Кравец, Три толстяка, Всеволод Гаккель, Александр Липницкий, Уна, Владимир Леви, Алексей Вишня, Дмитрий Шагин, музыканты Странных игр, групп Дочь Монро и Кеннеди и Югославия выступят на бенефисе человека, благодаря которому многие отечественные группы существовали не только в качестве записей, но и в качестве "живых" составов.
Человек, вне всяких сомнений, изменивший мир, в котором мы живём, в куда большей мере, нежели большинство публичных политиков; одарённый музыкант, искусный звукорежиссёр, первый в современной России настоящий музыкальный продюсер, своими руками и воображением создавший феномен питерской школы рока; крестный отец магнитоиздата; изобретатель; устроитель концертов и фестивалей, а позднее - успешный предприниматель, деятель церкви, ментор молодых исполнителей, посол доброй воли, философ и провидец в одном лице. Знакомьтесь: Андрей Тропилло.
Тропилло можно считать первым отечественным продюсером в мировом понимании этого термина, и по своему значению для отечественной рок-музыки его фигура сопоставима со знаменитым Джорджем Мартином, который работал с The Beatles на студии Abbey Road. В конце 1970-х и в 1980-х он записывал в своей неофициальной студии "АнТроп" альбомы таких групп, как Машина времени, Аквариум, Зоопарк, Кино, Алиса, Ноль, Пикник, Странные игры, Телевизор, ДДТ, АУ, Облачный край, Тамбурин. Он организовывал концерты этих групп и часто выступал в качестве вокалиста, бэк-вокалиста, музыканта, соаранжировщика, инструменталиста (акорина, блок-флейты, гитара, перкуссия, меллофон и др.) на записях.
Андрей Владимирович Тропилло родился в марте 1951 года в Ленинграде. С юных лет занимался пропагандой и вживлением в русскую культуру рок-н-ролла. Являлся и является первым и единственным независимым рок-продюсером СССР и России.
Начав свою деятельность с попыток производства в подвале своего дома "самопальных" виниловых пластинок с западной рок-классикой, и, поняв бесперспективность и опасность этого дела, перешёл к проведению подпольных рок-фестивалей и "сейшенов", основным открытием которых в 70-годах стали "Машина Времени", "Аквариум" и Мифы. Весь доход от проводимых им подпольных концертов направлялся на приобретение оборудования для будущей студии звукозаписи "АнТроп", где в дальнейшем и была записана практически вся русская рок-классика. Параллельно Андрей начал выпускать в свет первые магнитоальбомы указанных групп и пропагандировать само понятие "музыкальный альбом" как совокупность музыкальных произведений и графического оформления.
Первым магнитоальбомом, выпущенным Андреем Тропилло на Студии "АнТроп" в 1976-м году, стал "День рождения" группы "Машина Времени". С 1979 года студия обретает своё постоянное место в Доме творчества пионеров и школьников № 2 Красногвардейского района г. Ленинграда и работает как кружок "Акустика и звукозапись". С 80-го по 86-й год именно здесь им были записаны восемь альбомов "Аквариума" ("Синий альбом", "Треугольник", "Акустика", "Электричество", "Табу", "Радио Африка", "Дети Декабря", "День Серебра", и не номерной "MCI"), первые альбомы группы "Кино" ("45", "Начальник Камчатки", "Ночь"), первый и третий альбомы "Зоопарка" ("Уездный город N" и "Белая полоса"), смонтирован альбом "Маленький принц" (1979) "Машины Времени" в старом составе и "Москва-Ленинград" (1980, новый состав) и первый бардовый альбом Андрея Макаревича "Песни под гитару" 1981 г.. Кроме того, здесь были записаны альбомы групп "Мифы", "Странные Игры", первый альбом Сергея Курёхина "Insect Culture", альбом "Шествие рыб" группы Телевизор, альбом группы Ноль "Музыка драчёвых напильников", альбом "Энергия" группы Доктор Кинчев Сотоварищи (впоследствии - группа "Алиса"), альбом "Золотое Кольцо" Владимира Чекасина, "Бублик-альбом" Ольги Першиной с циклом Бориса Гребенщикова "Иннокентий и Полтораки"
Именно здесь Андреем Тропилло была записана реально хард-роковая русская группа Облачный Край. Из учащихся Студии вышли такие личности, как Алексей Вишня, Фёдор Чистяков, Глеб Малечкин, Алексей Лебединский, братья Лушины.
Двойной виниловый альбом "Red Wave" ("Аквариум", "Кино", "Странные Игры", "Алиса"), выпущенный в США Джоанной Стингрей во времена горбачевской перестройки, целиком состоял из подпольно вывезенных из СССР записей Андрея Тропилло. Москва, спохватившись, спешно выпускает большую пластинку "Аквариума" С-60, также состоящую исключительно из записей Андрея, надёрганных из его альбомов.
Записи Студии "АнТроп" этого периода расходились миллионами пиратских экземпляров с помощью тысяч кооперативных студий звукозаписи. В 1986-м году к власти пришёл Горбачев - преподаватель Тропилло по требованию КГБ был уволен ид ДПШ № 2, а студия закрыта.
Начался следующий этап. При ЛМДСТ Тропилло организовал и возглавил любительское объединение "Магнитная звукозапись", в которое он переместил свою фонотеку Студии "АнТроп" под условным названием "Архив Ленинградского Рок-клуба, звукорежиссёр А. Тропилло". В 87-м году ему удалось открыть на Всесоюзной Фирме грамзаписи "Мелодия" спецзаказ ЛМДСТ на производство ограниченным тиражом пластинок артикула С-90. В этой серии были выпущены следующие пластинки: "Аквариум" - "Радио Африка", "Зоопарк" - "Белая полоса", "Кино" - "Ночь", "Странные Игры" - "Смотри в оба", "Телевизор" - "Шествие рыб", "Ноль" - "Сказки»", "Алиса" - "Энергия". Это были первые настоящие виниловые альбомы, о которых когда-то мечтал Тропилло, "стена" была проломлена! Пластинки выпускались без каких-либо ограничений миллионными тиражами всеми заводами Фирмы "Мелодия". Музыканты не получали никакого авторского и исполнительского вознаграждения, поскольку пластинки выходили как спецзаказ С-90, а не как фондовые С-60. Так была устроена тиражная комиссия Союза, и по другому было никак нельзя - иначе они вышли бы всего по 500 экземпляров. Тропилло от этих релизов тоже ни копейки не получил.
Интересно, что второй спецзаказ С-90 на Фирме "Мелодия" разместила Московская Патриархия к 1000-летию Крещения Руси.
Перестройка набирала ход, музыка давать доход. С помощью Госкино СССР в 1987 году Андрею удалось провести первый рок-фестиваль на стадионе – 7-й ежегодный Фестиваль Ленинградского рок-клуба и сняты шесть фильмов Творческим Объединением "Русское видео": "И у камня может быть сердце", "Алиса", "ДДТ", "Дети", "Ноль", "Санкт-Петербург" (режиссер Дмитрий Рождественский, продюсер Андрей Тропилло). Что интересно, фестиваль проводился без участия оргкомитета, который был согласен на его проведение в ДК Крупской всего на 400 мест. И хотя в поддержку Фестиваля на Зимнем состоялась немногочисленная демонстрация во главе с лидером "Телевизора" М. Борзыкиным, вопрос был решён с помощью обкома партии, пожарных генералов (ныне это МЧС) водки, коньяка и замминистра Госкино Уралова.
После фестиваля Андрей Тропилло исключен из членов лениградско рок-клуба за "самодурство и волюнтаризм" по предложению Борзыкина, несмотря на то, что Тропилло являлся одним из пяти почётных вечных членов рок-клуба (Андрей Тропилло, Владимир Рекшан, Борис Гребенщиков, Коля Васин и Гена Зайцев).
Много чего дальше было интересного и значительного в жизни Тропилло - и директорство в Лениградской Студии грамзаписи "Мелодия", и восстановление деятельности Лютеранской церкви в СССР, и выпуск на виниле всего "Золотого фонда" рок-н-ролла в нашей стране от имени Предствительства Лютеранских рок-н-ролльных приходов Санкт-Петербурга, постройка первого завода компакт-дисков в Петербурге, и устройство новой студии на Цветочной улице, и закрытие Студии, и разграбление фонотеки Ленинградского рока, и многое, многое другое.
Многие склонны справедливо считать, что, не будь Тропилло, наша рок-музыка не развивалась бы так успешно, а для потомков не осталось бы никаких следов от отечественного рока. Не нужно быть искусствоведом, чтобы обратить на это внимание: славу отечественного рока составили именно те группы, чьи альбомы и песни стали известны современникам именно благодаря имени Тропилло и сделанными им записями. Пожалуй, Андрей Тропилло самый великий и самый недооцененный герой в истории отечественной рок-музыки. Единственный истинный подвижник в этой истории.
3 марта состоится Бенефис Андрея Тропилло в Ленинградском Рок-клубе. Приходите!
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)