Петрозаводская группа Громыка, записавшая любимую в редакции Звуков песню "Говорил я вам", выпустила новый альбом "Акробатенька" и готовится представить его в Москве и Питере. Накануне презентации Звуки поговорили с музыкантами о редких инструментах, алкогольных коктейлях и строгих костюмах.
Звуки: Первый ваш альбом вышел минувшей весной, второй только что, а еще и планируется третий. Как так получилось, что вы выпускаете альбомы один за другим? Поговаривали, что к выходу первого альбома у вас уже было чуть ли не сорок готовых песен.
Никита Андреевич: Мы действительно сочинили много песен, но это не значит, что мы их сочинили - и всё. Замечательная история со вторым альбомом, хотя на самом деле, это по счету третий альбом Поначалу было около тридцати вещей, но потом мы подумали, что не все они хорошие.
Максим Валерьевич: Получилось так, что выпустили 11 песен на первом альбоме, тут же записали еще 9 песен, которые вошли во второй альбом, но они появились позже.
Никита Андреевич: То есть, вторым альбомом выходит третий, а третий - это второй.
Павел Сергеевич: А название альбома - с одной стороны, это аллюзия на легендарные "упражнения на брусьям" с первого альбома (песня "Метание копьем"), с другой - оно должно встретиться в одной из ненаписанных пока песен из четвертого или пятого альбома.
Никита Андреевич: Второй альбом примечателен тем, что он практически Greatest Hits - все песни, что есть на нем, мы играем на концертах, они нравятся людям и вот они наконец записаны. Можно сказать, что это долгожданный и любимый.
Звуки: У вас несколько эксцентричный имидж. Встречались ли вам на концертах соответствующие поклонники, или, возможно, вас приглашали играть в какие-то необычные места?
Павел Сергеевич: С каких это пор серые костюмы стали эксцентричным имиджем?
Максим Валерьевич: Было забавно, когда мы первый раз играли в "Рюмочной" в Зюзино пришли два молодых человека и девушка в шапках-пирожках. Люди, видя нас только в интернете, стали подходить к этим людям и спрашивать о творчестве. Перепутали.
Павел Сергеевич: У нас есть московские поклонники – прекрасная пара – которые иногда приходят на концерты в тематических костюмах. Например, приехав за нами в Питер на выступление на одном из фестивалей, они были в нарядах индейцев в честь песни "Индейцы-ковбойцы".
Никита Андреевич: И у них традиция дарить нам пять гвоздик.
Звуки: А где вы берете свои костюмы? Они покупаются в современных магазинах?
Максим Валерьевич: Я как-то приобрел себе кашне и пирожок, и вот время подошло.
Звуки: Какие у вас концертные планы на второй, он же третий альбом?
Никита Андреевич: 21 и 22 октября мы играем в Питере и в Москве. Потом мы едем на литературно-художественный фестиваль в норвежский город Киркенес за Полярный круг. У нас все неплохо началось и с первого альбома, мы съездили с ним в ближайшее зарубежье. Мы два раза играли в Эстонии - на Tallinn Music Week, а потом на инди-фестивале Manka Boutique. Потом попали на совершенно разные по публике и по смыслу фестиваля - Стереолето и Нашествие.
Звуки: В Москве вы часто играете в "Рюмочной" в Зюзино - почему именно там?
Максим Валерьевич: И нам, и им нравится. У нас была там презентация альбома, потом мы сыграли там только раз. Наверное, здесь что-то обоюдное. Не знаю, как моим коллегам, а мне нравится, то что там и закуски и напитки по немосковским ценам. Я считаю, что побольше бы таких заведений.
Павел Сергеевич: Они даже планировали у себя в меню постоянный коктейль "Громыка". Мы знаем рецепт, но пока не скажем.
Звуки: Ага, и коктейль "Говорил я вам - не прислушались!".
Никита Андреевич: И коктейль "Акробатенька" тоже мог бы быть.
Максим Валерьевич: В советское время проверяли, насколько ты нетрезв, упражнением "пистолетик" - надо было сесть на одну ногу с вытянутой другой.
Звуки: А есть ли среди ваших концертов какой-нибудь который особенно запомнился?
Андрей Анатольевич: Мне запомнилось первое наше выступление, потому что после этого концерта появились видео наших песен, и это стало знаковым событием, показавшим, что нам стоит этим заниматься. Первое появление было хорошо задокументировано - с фотографиями и видеосъёмкой. Это было два года назад в сентябре 2014 года - мы первый раз вышли на сцену перед публикой и играли эти песни.
Никита Андреевич: Это был интересный момент - мы наконец смогли посмотреть, как мы выглядим со стороны, как играются песни живьем.
Павел Сергеевич: Достаточно долгое время у группы не было ни названия, ни стиля, мы никак не понимали, что это такое. "Громыка" было придумано в последний момент, и Максим Валерьевич сказал, что должно быть что-то трибунное, но нам не хотелось чего-то, связанного с партией. И вот это название с буквой "а" на конце как раз убивало двух зайцев - это было и что-то громкое, с грохотом и одновременно выполняло второе условие.
Максим Валерьевич: Павлу Сергеевичу не нравилось предыдущее название, и он стал в позу. Я решил подумать, и первое, что пришло мне в голову - это голос моего персонажа, и что это не веселый Хиль шестидесятых, а более драматический Магомаев семидесятых. И время не веселое - хрущевское - а начало семидесятых, и вещун с трибуны. Все подошло: и имидж, и музыка, и костюм.
Никита Андреевич: То есть это не было изначально придумано - "а давайте изображать политбюро". Мы не собирались никого насмешить, мы не ломаем комедию.
Максим Валерьевич: Сейчас сложно найти хорошее название для группы. Когда мы смотрели название, оказалось, что все хорошие названия забрали в девяностые. Получилось так, что Громыка само прикрепилось к готовой музыке и стилю.
Звуки: У вас нет песен с каким-то конкретным сюжетом, что мол пришли мужики, съели мясо, выпили пиво и ушли.
Никита Андреевич: Простые жанровые сценки - это не про нас.
Звуки: А какая ваша любимая песня Громыки?
Никита Андреевич: Не знаю, я не заострял бы внимания на этом, мне нравится все оптом.
Максим Валерьевич: Это как дети, они мне нравятся все. Какие-то больше, какие-то меньше. Я думал, что песня "Песочные часы еще идут" никуда не попадет, а она будет на виниле. Это будет сборник из двух альбомов и две новые песни. Одна из них не войдет никуда, а вторая войдет в третий альбом. Таких песен, которые нам бы надоели, нет.
Звуки: В записи нового альбома вы использовали какой-то таинственный инструмент, который не использует никто кроме вас. Вы можете рассказать, что это и как называется?
Павел Сергеевич: Это английский инструмент стилофон. Это портативный электроорган, у него нет клавиатуры, вместо неё железная пластинка, по ней играют стилусом - палочкой с металлическим наконечником. Инженер Джарвис изобрёл стилофон, ремонтируя игрушечное электропианино, кажется, дочки своего начальника, снял клавиши и решил, что обратно их ставить не нужно.
Стилофон появился как игрушка в Англии конце шестидесятых - он был карманного размера, очень простой в освоении и использовании, и благодаря агрессивной рекламе случился настоящий бум. В рекламную кампанию втянули даже малоизвестного тогда Дэвида Боуи (David Bowie) с его "Space Oddity", но, по слухам, он терпеть не мог этот инструмент. В итоге было продано несколько миллионов стилофонов, это было примерно такое же повальное увлечение, как кубик Рубика. Дети просили родителей купить его на Рождество, и это было чудовищно, потому что у него не было ручки громкости и он ревел как турбина.
На волне успеха в середине 70-х был выпущен большой Stylophone 350S, который назвали профессиональным - это был родственник игрушечного, уже с двумя стилусами, вместо 20 нот маленького стилофона здесь их было 44. Там была ручка громкости, 8 переключателей тембра, как у органа. В рекламных публикациях сообщалось, что им уже пользуются Стиви Уандер, Пол Анка и некий "Дэйви Боуи". Вместе с тем рекламная кампания была почему-то нацелена на лишённого слуха среднестатистического обывателя: что-то вроде "даже если вы до этого в жизни не сыграли ни ноты, со стилофоном 350S вы станете музыкантом за 10 минут". Стоил он приличных денег по тем временам – около 80 фунтов, сегодня это что-то порядка 600 фунтов. В результате он провалился, никто на нем толком не заиграл - у профессионалов он по-прежнему ассоциировался с игрушкой, а для непрофессионалов он был слишком сложным и дорогим.
Получилось так, что у этого инструмента практически нет прошлого - было выпущено их немного, а продано и того меньше и те единицы, которые сейчас появляются на ebay, лежали на английских чердаках нетронутые лет сорок и сейчас они уже рассыпаются от времени.
Первый альбом Громыки мы записывали на отечественном "электромузыкальном инструменте" ФАЭМИ. Это изобретение инженера по фамилии Луговец. Первое упоминание инструмента было в сентябрьском номере журнала Радио за 1973 год. Он изобрел одноголосную штуковину, вскоре она победила на каком-то конкурсе ДОСААФ, и ее запустили в производство - сшили кожаный чехол и стали рекомендовать использовать в турпоходах под гитару. В нашей студии мы перебирали многие музыкальные артефакты, среди них - Поливокс, гэдээровская Вермона, электроорганы Юность. Поливокс весит как Запорожец, понятно, что его нельзя возить с собой, у Вермоны слишком тоскливый звук, и тут нашелся на подоконнике под каким-то мусором этот ФАЭМИ, и он очень хорошо вписался. При определенном сочетании переключателей он дает звук, похожий на клавиолин. Мы взяли этот ФАЭМИ и записали на нем первый альбом Громыки и третий, а потом ФАЭМИ просто развалился. Возникла необходимость что-то выбрать, чтобы возить с собой на концерты, и случайно я узнал о существовании стилофона. Это были современные китайские переиздания - они мало похожи на настоящие английские. Никита Андреевич предложил искать оригинальные модели на ebay. Оказалось, одних маленьких было три разновидности, а потом мы обнаружили, что есть большой стилофон, который стоил немалых денег. В Википедии было написано, что Stylophone 350S использовала в ранних альбомах группа Pulp, но использовать его, как основной солирующий инструмент кроме Громыки, похоже, никто не решился. Это по звуку что-то среднее между терменвоксом и гуслями. Странным образом стилофон оказался близок, так сказать, русскому мелосу.
Громыка, презентация альбома "Акробатенька"
Санкт-Петербург, 21 октября, Цоколь
Москва, 22 октября, Рюмочная в Зюзино
1946 – В Чикаго родилась Патти Смит (полное имя - Patricia Lee Smith), американская певица и поэтесса. Патти Смит принято называть "крёстной мамой панк-рока", отчасти благодаря её дебютному альбому "Horses", который сыграл существенную роль в образовании этого жанра »»
1947 – Родился Джефф Линн -британский певец, мультиинструменталист, автор песен, аранжировщик, продюсер. Лауреат Grammy, известный миру в качестве лидер-вокалиста группы Electric Light Orchestra и участника группы The Traveling Wilburys »»
1969 – В Манчестере родился Джей Кей (полное имя - Jason Kay), вокалист британской группы Jamiroquai. Один из наиболее ярких представителей британского джаз-фанка и acid jazz 90-х, любитель спорткаров и популяризатор марихуаны »»
Bo DIDDLEY (1928)
Jack MONTROSE (1928)
Del SHANNON (1934)
Mike AULDRIDGE (1938)
Felix PAPPALARDI (1939)
Robert QUINE (1942)
Patti SMITH (1946)
Jeff LYNNE (1947)
Chris JASPER (1951)
Олег КОВРИГА (1958)